|
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 186 Размер файла: 1114 Кб Страницы: «« « 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 » »» отхлынула от него толпа придворных, почему принцесса восклицает: "Уберите с
глаз моих этого старого попрошайку!". Но тут переодетая Лукреция злорадно
подставляет ему зеркало, он со стыдом видит свой подлинный образ, и наглая
челядь выбрасывает его за дверь, словно паршивую собаку.
Другую драму о Фаусте, упомянутую мною выше, я видел на конской ярмарке
в одном ганноверском местечке. На лужайке был выстроен балаган, и, несмотря
на то, что представление происходило среди бела дня, сцена заклинания
производила чрезвычайно жуткое впечатление. Явившийся демон назвался не
Мефистофелем, а Астаротом - имя, первоначально, вероятно, тождественное с
именем Астарты, хотя последняя в тайных писаниях магов считается супругой
Астарота. Астарта изображается в указанных сочинениях с двумя рогами на
голове, образующими полумесяц, как она и в самом деле некогда почиталась
финикиянами, у которых она была богиней луны, и поэтому евреи считали ее,
подобно прочим божествам своих соседей, дьяволом. Но царь Соломон Мудрый
втайне поклонялся ей, и Байрон прославил ее в своем "Фаусте", которого он
назвал "Манфредом" {1}. В кукольной драме, изданной Зимроком {2}, книга,
соблазняющая Фауста, называется "Clavis Astartae de magica" {"Астартов ключ
о магии" (лат.).}.
В драме, о которой я начал говорить, Фауст предпосылает своему
заклинанию жалобу, что он так беден, что всегда вынужден бегать пешком и
даже скотница не хочет его поцеловать; он хочет предаться дьяволу, чтобы
получить от него коня и прекрасную принцессу. Вызванный заклинанием дьявол
является сначала в образе различных животных - свиньи, быка, обезьяны, но
Фауст прогоняет его с назиданием: "Чтобы испугать меня, тебе надо быть
страшнее". Тогда дьявол является в виде льва и ревет qaerens quern devorat
{Ища, кого поглотить (лат.).}, но и теперь он недостаточно страшен дерзкому
некроманту. Он принужден, поджав хвост, убраться за кулисы, откуда
возвращается в виде огромной змеи. "Ты все еще недостаточно ужасен и
страшен", - говорит Фауст. Снова дьявол принужден постыдно удалиться, и
теперь он появляется пред нами в образе человека необычайной красоты,
закутанного в красный плащ. Фауст выражает ему свое изумление, и красный
плащ отвечает: "Нет ничего более ужасающего и страшного, чем человек: в нем
хрюкает и ревет, и мычит, и шипит природа всех других зверей; он грязен, как
свинья, груб, как бык, смешон, как обезьяна, яростен, как лев, ядовит, как
змея, он является смесью всей животной природы".
Немало поразило меня удивительное сходство этой старинной комедийной
тирады с одним из основных учений новой натурфилософии, в особенности в том
виде, как ее развивает Окен {3}. По заключении адского договора Астаррт
предлагает Фаусту многих красавиц на выбор, расхваливая их достоинства,
например Юдифь. "Не нужна мне головорезка", - отвечает тот. "Хочешь
Клеопатру?" - спрашивает тогда дух. "И ее не хочу, - отвечает Фауст, - она
слишком расточительна, слишком дорого обходится и сумела разорить даже
самого богатого Антония; она пьет жемчуг" {4}. "Тогда я рекомендую тебе
прекрасную Елену Спартанскую, - отвечает Астарот, улыбаясь, и иронически
добавляет: - С этой особой ты сможешь разговаривать по-гречески". Ученый
доктор восхищен этим предложением и требует, чтобы дух дал ему физическую
красоту и великолепное платье, дабы он мог с успехом соперничать с рыцарем
Парисом; кроме того, он требует коня, чтобы тотчас же скакать в Трою.
Получив согласие, он удаляется вместе с духом, и оба тотчас же показываются
за территорией балагана на красивых конях. Они сбрасывают с себя плащи, и мы
видим, как Фауст, а также и Астарот, обратившись в английских наездников в
блестящих мишурных одеждах, исполняют замечательные верховые трюки,
приводящие в изумление собравшихся конских барышников, которые толпятся
вокруг со своими ганноверски-багровыми лицами и от восхищения шлепают себя
по желтым кожаным штанам, - это рукоплескания, каких мне не приходилось
слышать ни на одном драматическом представлении. Но Астарот в самом деле
восхитительно ездил верхом и был стройной хорошенькой девушкой с большими
черными дьявольскими глазами. И Фауст был пригожим молодцом в своем
великолепном костюме наездника, и держался он на лошади лучше, чем все
прочие немецкие доктора, которых я когда-либо видел верхом. Он носился
вместе с Астаротом вокруг сцены, на которой уже виднелся теперь город Троя,
а на стенах его Елена Прекрасная.
Бесконечно знаменательно это явление Прекрасной Елены в легенде о
докторе Фаусте. Оно прежде всего характеризует эпоху его возникновения и
дает нам сокровеннейшее объяснение самого сказания. Этот вечно цветущий
идеал прелести и красоты, эта Елена Прекрасная, однажды утром являющаяся
докторшей Фауст в Виттенберге, есть сама Греция и эллинизм, внезапно
выплывшие в сердце Германии, словно вызванные заклинаниями; а магическая
книга, заключающая могущественнейшие из этих заклинаний, называлась Гомером,
и это был подлинно великий Адский ключ, заманивший и соблазнивший Фауста и
столь многих его современников.
[Генрих Гейне].
42
Сегодня вечером:
ДОКТОР ФАУСТ
Героико-комическая драма в 5 действиях
Действующие лица:
Герцог Пармский Отец Фауста, поденщик
Бианка, его супруга Магистр Лауфенберг } Фауста
Лутгольд фон Эбенштейн, министр Магистр Эбенхольц } друзья
Иоганнес Фауст, профессор Витцлипуцли |
в Виттенберге Мелингер } адские духи
Мартин Вагнер, его фамулус Мефистофель |
Каспар, странствующий талант Прекрасная Елена
В пятом действии гибель Фауста в аду.
В четвертом действии волшебным искусством Фауста будут показаны
следующие мимические сцены:
1. Целомудренная Лукреция
2. Юдифь с головой Олоферна
3. Великий Голиаф и м.аленький Давид
4. Братоубийство: Каин и Авель. Цены местам: первые места 50 пфеннигов,
вторые места 30 пфеннигов, третьи места 20 пфеннигов. Билеты годны только на
то представление, на которое куплены. Вход открыт с 7 час. Начало
Страницы: «« « 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |