Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 186
Размер файла: 1114 Кб
Страницы: «« « 50   51   52   53   54   55   56   57   58  59   60   61   62   63   64   65   66   67   68  » »»

отхлынула от него толпа придворных, почему принцесса восклицает: "Уберите  с
глаз моих этого старого попрошайку!". Но тут  переодетая  Лукреция  злорадно
подставляет ему зеркало, он со стыдом видит свой подлинный образ,  и  наглая
челядь выбрасывает его за дверь, словно паршивую собаку.
     Другую драму о Фаусте, упомянутую мною выше, я видел на конской ярмарке
в одном ганноверском местечке. На лужайке был выстроен балаган, и,  несмотря
на то, что  представление  происходило  среди  бела  дня,  сцена  заклинания
производила чрезвычайно жуткое  впечатление.  Явившийся  демон  назвался  не
Мефистофелем, а Астаротом - имя, первоначально,  вероятно,  тождественное  с
именем Астарты, хотя последняя в тайных писаниях  магов  считается  супругой
Астарота. Астарта изображается в указанных  сочинениях  с  двумя  рогами  на
голове, образующими полумесяц, как она и в  самом  деле  некогда  почиталась
финикиянами, у которых она была богиней луны, и поэтому  евреи  считали  ее,
подобно прочим божествам своих соседей, дьяволом.  Но  царь  Соломон  Мудрый
втайне поклонялся ей, и Байрон прославил ее в своем  "Фаусте",  которого  он
назвал "Манфредом" {1}. В кукольной драме,  изданной  Зимроком  {2},  книга,
соблазняющая Фауста, называется "Clavis Astartae de magica" {"Астартов  ключ
о магии" (лат.).}.
     В  драме,  о  которой  я  начал  говорить,  Фауст  предпосылает  своему
заклинанию жалобу, что он так беден, что всегда  вынужден  бегать  пешком  и
даже скотница не хочет его поцеловать; он  хочет  предаться  дьяволу,  чтобы
получить от него коня и прекрасную принцессу. Вызванный  заклинанием  дьявол
является сначала в образе различных животных - свиньи,  быка,  обезьяны,  но
Фауст прогоняет его с назиданием:  "Чтобы  испугать  меня,  тебе  надо  быть
страшнее". Тогда дьявол является в виде льва и ревет qaerens  quern  devorat
{Ища, кого поглотить (лат.).}, но и теперь он недостаточно страшен  дерзкому
некроманту.  Он  принужден,  поджав  хвост,  убраться  за   кулисы,   откуда
возвращается в виде  огромной  змеи.  "Ты  все  еще  недостаточно  ужасен  и
страшен", - говорит Фауст. Снова  дьявол  принужден  постыдно  удалиться,  и
теперь он появляется  пред  нами  в  образе  человека  необычайной  красоты,
закутанного в красный плащ. Фауст выражает ему  свое  изумление,  и  красный
плащ отвечает: "Нет ничего более ужасающего и страшного, чем человек: в  нем
хрюкает и ревет, и мычит, и шипит природа всех других зверей; он грязен, как
свинья, груб, как бык, смешон, как обезьяна, яростен, как лев,  ядовит,  как
змея, он является смесью всей животной природы".
     Немало поразило меня удивительное сходство  этой  старинной  комедийной
тирады с одним из основных учений новой натурфилософии, в особенности в  том
виде, как ее развивает Окен {3}.  По  заключении  адского  договора  Астаррт
предлагает Фаусту многих красавиц  на  выбор,  расхваливая  их  достоинства,
например  Юдифь.  "Не  нужна  мне  головорезка",  -  отвечает  тот.  "Хочешь
Клеопатру?" - спрашивает тогда дух. "И ее не хочу, - отвечает Фауст,  -  она
слишком расточительна, слишком  дорого  обходится  и  сумела  разорить  даже
самого богатого Антония; она пьет жемчуг"  {4}.  "Тогда  я  рекомендую  тебе
прекрасную Елену Спартанскую, - отвечает  Астарот,  улыбаясь,  и  иронически
добавляет: - С этой особой ты  сможешь  разговаривать  по-гречески".  Ученый
доктор восхищен этим предложением и требует, чтобы дух  дал  ему  физическую
красоту и великолепное платье, дабы он мог с успехом соперничать  с  рыцарем
Парисом; кроме того, он требует  коня,  чтобы  тотчас  же  скакать  в  Трою.
Получив согласие, он удаляется вместе с духом, и оба тотчас же  показываются
за территорией балагана на красивых конях. Они сбрасывают с себя плащи, и мы
видим, как Фауст, а также и Астарот, обратившись в английских  наездников  в
блестящих  мишурных  одеждах,  исполняют   замечательные   верховые   трюки,
приводящие в изумление  собравшихся  конских  барышников,  которые  толпятся
вокруг со своими ганноверски-багровыми лицами и от восхищения  шлепают  себя
по желтым кожаным штанам, - это  рукоплескания,  каких  мне  не  приходилось
слышать ни на одном драматическом представлении. Но  Астарот  в  самом  деле
восхитительно ездил верхом и был стройной хорошенькой  девушкой  с  большими
черными  дьявольскими  глазами.  И  Фауст  был  пригожим  молодцом  в  своем
великолепном костюме наездника, и держался  он  на  лошади  лучше,  чем  все
прочие немецкие доктора, которых  я  когда-либо  видел  верхом.  Он  носился
вместе с Астаротом вокруг сцены, на которой уже виднелся теперь город  Троя,
а на стенах его Елена Прекрасная.
     Бесконечно знаменательно это  явление  Прекрасной  Елены  в  легенде  о
докторе Фаусте. Оно прежде всего характеризует  эпоху  его  возникновения  и
дает нам сокровеннейшее объяснение  самого  сказания.  Этот  вечно  цветущий
идеал прелести и красоты, эта Елена  Прекрасная,  однажды  утром  являющаяся
докторшей Фауст  в  Виттенберге,  есть  сама  Греция  и  эллинизм,  внезапно
выплывшие в сердце Германии, словно  вызванные  заклинаниями;  а  магическая
книга, заключающая могущественнейшие из этих заклинаний, называлась Гомером,
и это был подлинно великий Адский ключ, заманивший и соблазнивший  Фауста  и
столь многих его современников.
                                                             [Генрих Гейне].

42

     Сегодня вечером:

ДОКТОР ФАУСТ

                   Героико-комическая драма в 5 действиях

                             Действующие лица:

          Герцог Пармский                   Отец Фауста, поденщик
          Бианка, его супруга               Магистр Лауфенберг } Фауста
          Лутгольд фон Эбенштейн, министр   Магистр Эбенхольц  } друзья
          Иоганнес Фауст, профессор         Витцлипуцли |
          в Виттенберге                     Мелингер    } адские духи
          Мартин Вагнер, его фамулус        Мефистофель |
          Каспар, странствующий талант      Прекрасная Елена

     В пятом действии гибель Фауста в аду.
     В  четвертом  действии  волшебным  искусством  Фауста  будут   показаны
следующие мимические сцены:
     1. Целомудренная Лукреция
     2. Юдифь с головой Олоферна
     3. Великий Голиаф и м.аленький Давид
     4. Братоубийство: Каин и Авель. Цены местам: первые места 50 пфеннигов,
вторые места 30 пфеннигов, третьи места 20 пфеннигов. Билеты годны только на
то  представление,  на  которое  куплены.  Вход  открыт  с  7  час.   Начало

Страницы: «« « 50   51   52   53   54   55   56   57   58  59   60   61   62   63   64   65   66   67   68  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Жирмунский, Легенда о докторе Фаусте