|
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 186 Размер файла: 1114 Кб Страницы: «« « 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 » »» Древнейшую форму сохранила еще та пьеса, которую многие, в том числе и Берлин
я, видели 40 лет тому назад здесь, в Берлине, и в Бресдавле в исполнении 1804.
труппы, выступавшей здесь время от времени под именем "Шютц и Дрэер". Эта
труппа, приезжавшая со своим "Касперле" из южной Германии; ставила много
хороших старых вещей, рыцарский драмы, романтические переделки античных
мифов, духовные драмы, сюжеты которых черпались из библии и легенд, а также
исторические пьесы, как-то: "Рыцарь-разбойник", "Черный рыцарь". "Медея",
"Алцеста", "Юдифь и Олоферн", "Аман и Эсфирь" (использованная Гете),
"Блудный сын", "Генофефа", "Благородная девица Антония", "Мариана, или
Женщина-разбойник", "Дон Жуан", "Траян и Домициан", "Кровавая" ночь в
Эфиопии", "Фанни и Дерман" (английская повесть) и др.
Под конец единственным владельцем этого театра остался ныне тоже
умерший Шютц. Он выступал здесь в 1807 году, рекомендуя себя как "бюргер и
домовладелец города Потсдама", и превосходно исполнял роль слуги,
постоянного участника всех пьес и героя специально ему посвященной пьесы
"Касперле и его семья", а также роли главных героев Фауста, Дон Жуана и др.
Основным и самым притягательным спектаклем репертуара во всех случаях
оставался "Доктор Фауст", всего лишь бледным отзвуком которого был
ставившийся как его продолжение "Доктор Вагнер, его фамулус". Пьеса о Фаусте
имела раньше и латинское название "Infelix Sapientia", которое в позднейших
афишах исчезло.
Лежащая передо мной афиша от 12 ноября 1807 года гласит:
По неоднократному требованию публики:
ДОКТОР ФАУСТ
В четырех действиях
Участвующие персоны:
Фердинанд, герцог Пармский Восемь духов: Мефистофелес
Луиза, его супруга Ауэрхан
Люцинда, ее наперсница Мегера
Карлос, камердинер герцога Астрот
Иоганнес Фауст, доктор Полумавр
Иоганн Кристоф Вагнер, его фамулус Гарибах
Гений Асмодей
Касперле в образе странствующего слуги Вицлипуцли
Разные другие духи
Волшебные видения: 1. Голиаф и Давид. 2. Могучий Самсон. 3. Римлянка
Лукреция. 4. Мудрый царь Соломон. 5. Ассирийский лагерь, где Юдифь отсекает
голову Олоферну. 6. Елена Троянская.
Со многими новыми летательными машинами и превращениями.
По ходу действия Касперле представляет: 1. Странствующего слугу, 2.
Слугу, нанятого доктором Фаустом, 3. Заклинателя бесов, 4. Путешественника,
летающего по воздуху, 5. Ночного сторожа.
Касперле, не жалея сил, будет всячески потешать своих благодетелей.
[Фон дер Хаген].
41
Среди этих произведений следует назвать прежде всего "Фауста" Марло,
гениальное творение, не только содержанию, но и форме которого, очевидно,
следовали кукольные комедии. Возможно, что "Фауст" Марло послужил образцом и
для других английских поэтов его времени при обработке того же сюжета.
Эпизоды из таких пьес перешли затем в кукольные драмы. Такие английские
комедии о Фаусте были, вероятно, впоследствии переведены на немецкий язык и
разыгрывались так называемыми английскими комедиантами, которые к тому
времени уже исполняли на немецких сценах лучшие произведения Шекспира. Мы
имеем лишь скудные сведения о репертуаре этой труппы английских комедиантов;
самые пьесы, никогда не появлявшиеся в печати, исчезли и сохранились, быть
может, разве в захолустных театрах или в бродячих труппах низшего разряда.
Так, вспоминаю, что дважды я сам видел жизнь Фауста в изображении этих
артистических бродяг, и не в обработке новых поэтов, а, вероятно, по
обрывкам старинных, давно забытых пьес. Первую из этих драм я видел двадцать
пять лет тому назад в маленьком пригородном театре на так называемой
Гамбургской горе, между Гамбургом и Альтоной. Вспоминаю, что вызванные
заклинаниями черти появились все с головы до ног закутанные в серые
простыни. На вопрос Фауста: "Мужчины вы или женщины?" они отвечали: "Мы
бесполы". Фауст спрашивает затем, как они, собственно, выглядят под своим
серым покровом, и они отвечают: "У нас нет облика, свойственного нам; по
твоему желанию мы принимаем всякий облик, в каком ты хотел бы нас увидеть:
мы всегда будем выглядеть как твои мысли". По заключении договора, где ему
обещаны познание всех вещей и наслаждение всем, Фауст прежде всего
спрашивает, как устроены небо и ад, и, получив требуемые сведения, он
замечает, что, вероятно, на небе слишком холодно, а в аду слишком жарко;
лучше всего климат, очевидно, на нашей любезной земле. Прекраснейших женщин
этой любезной земли он завоевывает посредством магического кольца,
придающего ему вид цветущего юноши, красоту и изящество, а также самый
блестящий рыцарский наряд. После многих лет бесшабашной и распутной жизни он
вступает в любовную связь с синьорой Лукрецией, самой знаменитой
венецианской куртизанкой, но коварно покидает ее и уезжает на корабле в
Афины, где дочь герцога влюбляется в него и хочет стать его женой. В
отчаянии Лукреция обращается к силам преисподней за советом, как отомстить
изменнику, и дьявол открывает ей, что все великолепие Фауста исчезнет вместе
с кольцом, которое он носит на указательном пальце. Тогда синьора Лукреция в
одежде паломника отправляется в Афины и является здесь ко двору в ту самую
минуту, когда Фауст в брачном наряде собирается подать прекрасной принцессе
руку, чтобы вести ее к алтарю. Но переодетая пилигримом мстительная женщина
внезапно срывает у жениха с пальца кольцо, и тут же юношеское лицо Фауста
превращается в морщинистое, старческое, с беззубым ртом, а бедный череп
вместо золотистых кудрей обрамлен лишь скудными серебристыми прядями.
Искрящийся великолепием пурпур спадает, точно увядшая зелень, с согбенного
трясущегося тела, покрытого лишь грязными лохмотьями. Лишившийся своих чар
чародей не замечает, как он изменился, или, вернее, что теперь его тело и
платье обнаруживают действительное разрушение, которому они подвергались в
течение двадцати лет, когда бесовский обман скрывал их под лживым
великолепием от людских взоров; он не понимает, почему с отвращением
Страницы: «« « 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |