Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Медицина
Скрипалев В.С. - И снова холод полюбить

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 49
Размер файла: 309 Кб
Страницы: «« « 20   21   22   23   24   25   26   27   28  29   30   31   32   33   34   35   36   37   38  » »»

                      Плавать раньше, чем ходить

     Человечество с  давних  времен  пытается вернуть себе эту некогда
естественную форму бытия.  Президент федерации плавания Захарий Павло-
вич Фирсов в своей книжке "Плавать раньше, чем ходить" ("Физкультура и
спорт", 1978) описал изображение плавающих младенцев на древнеегипетс-
ких папирусах.  Им более трех тысяч лет.  Может быть, египетские жрецы
знали секрет плавания грудничков, а может быть, они, как и по сей день
некоторые  народности,  определяли  выживание  будущего человека таким
способом...
     Канун третьего тысячелетия открыл тайну.  Среди множества рефлек-
сов,  которыми наделено человеческое существо при рождении,  есть  три
сложных: сосательный, плавательный, хватательный.
     Сосательный рефлекс мы учимся использовать  с  помощью  Всемирной
организации здравоохранения. Она приняла рекомендацию патриарха физио-
логии - профессора Аршавского И.  А.  Своевременное, через 15-20 минут
после родов, прикладывание новорожденного к груди родной мамы предотв-
ращает многие заболевания и у нее,  и у дитя (маститы, физиологическую
потерю веса, желтуху, диатез и т. д.).
     Хватательный рефлекс используется годовалым ребенком в  висах  на
"гимнастическом дереве". Оно описано в моей книге "Стадион в квартире"
("Физкультура и сперт",  1981).  В висах укрепляются пальчики рук. Это
приводит  к  развитию речи (Кольцова М.  Ребенок учится говорить.  М.,
"Сов. Россия", 1973 г.).
     Пробел длиною в год с легкой руки  нашего  соотечественника  Чар-
ковского И.  Б.  начал заполняться плавающими грудничками с 70-х годов
нашего века.  Открыв журнал "Физкультура и спорт" за 1974 год,  я  был
поражен статьей "Девочка-амфибия" и фотографией грудного пловца с сос-
кой во рту,  спокойно лежащего в наполненной до краев ванне. Скажи мне
кто-нибудь тогда, что через четыре года на обложке книжки 3. П. Фирсо-
ва моя дочь будет лежать в такой же позе, я бы счел сие за несбыточную
фантазию.
     Во-первых, и дочери-то у меня тогда не было. После первенца Олега
по инерции думал о сыне. Первому известию из окошка роддома о том, что
родилась дочь,  не обрадовался.  Пока дошел до телефонной будки, чтобы
поздравить жену,  мелькнула мысль: "А интересно, какая она, девочка; у
меня девочки еще не было..." Когда набрал номер палаты,  уже  все  мое
существо заполнило нежное чувство к дочери...
     Вскоре я вспомнил и ту мысль из читального зала:  "Родится  ребе-
нок, научить его плавать раньше, чем ходить".
     Вторая половина семидесятых годов прорвала плотину незнания.  Ме-
тодики обучения плаванию новорожденных устаревали ежегодно. Мы на свой
страх и риск начали обучать плаванию Олю в ванне с двухмесячного  воз-
раста (по рекомендациям-76 - с четырехмесячного). За несколько лет все
стало на свои места: через недельку после родов, пожалуйста, плавайте.
     Однако и  сейчас  методики разработаны с перестраховкой именно по
интересующему нас вопросу - по закаливанию. Начинать с температуры во-
ды +36оС, зная, что термокомфортной (приятно-теплой) является +34оС, -
недоразумение. Канонизирован и принцип постепенности. Снижать темпера-
туру воды по 1оС в неделю можно лишь в Главной палате Мер и Весов.
     Если бы я сейчас учил плавать раньше,  чем ходить, то обязательно
провел  бы  такой  эксперимент:  ежедневно снижать температуру воды на
1-2о, Основной мерой для меня была бы реакция ребенка. Гулит, улыбает-
ся,  значит,  вода  ему нравится.  Прекратил радоваться - остановил бы
дальнейшее снижение температуры.  Так,  шаг за шагом,  я подошел бы  к
"границе удовольствия". Уверен, что она оказалась бы намного ниже сов-
ременных рекомендаций.  При термокомфортной температуре мышцы расслаб-
лены,  киснут ("состояние равновесия"). Система терморегуляции активи-
зирует мускулатуру лишь при прохладной воде. Эта физиологически оправ-
данная активность доставляет радость ребенку - он развивается.
     К тому же надо учесть,  что существуют субъективные "порог погру-
жения" и "порог привыкания" к прохладе воды.  В жаркий день, распарив-
шись, мы с трудом входим в воду температуры +22оС, поплаваем - ничего.
А в Прибалтике на прохладном воздухе нормально заходим в воду темпера-
туры +16оС. "Порог привыкания" находится ниже "порога погружения". По-
этому  если грудной с удовольствием погружается в прохладную воду дан-
ной температуры, значит, еще есть запас.
     Метод обучения плаванию грудничков довольно прост.  Поддерживайте
его под спинку и головку одной ладонью и проволакивайте из конца в ко-
нец ванны. Разнообразьте "заплывы" игрушкой, взятой в другую руку. Де-
лайте перерывы,  ставьте вертикально,  подвозите под струйку воды и т.
д.  Не понравилось на спинке - переверните на грудь, упирая подбородок
ребенка в локтевой сгиб. Ваша ладонь лежит на его животике. Собственно
плавательный рефлекс заключается в следующем. Если лицо спокойного ре-
бенка погрузить в воду, то он инстинктивно затаивает дыхание и воду не
глотает.  Поэтому спокойно можно выполнять и такой прием, как "волна".
Взять малыша за бока и проволакивать его навстречу воде,  с каждым ра-
зом все глубже погружая в нее лицо:  подбородок, носик, глаза... И вот
уже волны перекатываются через его головку, а "пловец" улыбается.
     Плавать его  за  вас  учит природа.  Затаивание дыхания под водой
вместе с активными толкающими движениями ручек и  ножек  в  достаточно
прохладной  воде  на  четвертом месяце заканчивается победой:  ребенок
плывет. Профессор Аршавский И. А. объясняет это тем, что новорожденный
расстается со сгибательной позой.
     В три с половиной месяца поплыла и наша Оля. Это случилось в день
рождения ее мамы. Я в согнутой позе трудился у ванны, гипнотизируя Олю
"Swim!  Swim!" (Плыви!  Плыви!) Оля улыбалась,  упуская соску в  воду.
Поддержку  спинки  и  затылка  делал  растопыренными в конус пальцами:
"Swim! - уберу один палец, - Swim!" - уберу второй...
     Наконец дочь - на одном пальце,  поддерживающем затылочек. Убираю
и его, начинаю отсчитывать секунды: "Раз, два, три... десять!" Девочка
заактивничала - все снова.  За этот вечер состоялось несколько "заплы-
вов" по 10 секунд.
     Уже через неделю-две и жена осмелела с дочерью,  познакомившись с
Чарковским.  Она довела плавание до полутора часов. Для страховки Оле,
остающейся в ванне без присмотра, был пошит "чепец Нептуна". Это детс-
кая шапочка с вшитыми по переднему ободку надувными резиновыми шариками
или пенопластовыми кирпичиками на затылке...
     Прихожу однажды с работы: "Где Оля?"
     - Плавает в ванной, - отвечает жена, готовя ужин.

Страницы: «« « 20   21   22   23   24   25   26   27   28  29   30   31   32   33   34   35   36   37   38  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Скрипалев В.С., И снова холод полюбить