Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Медицина
Скрипалев В.С. - И снова холод полюбить

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 49
Размер файла: 309 Кб
Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»

красоту крестьянского труда.  Светлым лиризмом овеян пейзаж с его спо-
койным простором вспаханного поля,  нежной голубизной весеннего неба и
волнующей свежестью молодой щетинистой зелени.
     Красный, полукругом,  высокий головной убор женщины придает  тор-
жественность полевой работе. Легкое платье с пышными рукавами чуть ни-
же локтя подчеркивает непринужденность действия.  Крестьянка  свободно
переступает босыми ногами по весенней, еще прохладной, свежевспаханной
земле.
     Переводим взгляд  правее,  на край поля с редкой молодой зеленью.
Нам становится понятной уверенная поступь труженицы.  Рядом с нею - ее
радость,  надежда и любовь:  маленький,  не старше годика, ребенок. На
его непокрытой головке еще нет волос. Сидя на земле, он неуверенно по-
дался вперед,  может быть,  заинтересовался какой-нибудь живностью. На
нем нет ничего, кроме легкой свободной распашонки, из-под которой вид-
ны голые ножки.
     Из деревни Сафонково начала XIX века перенесемся в район староар-
батских  переулков  Москвы,  в  1878  год.  Василий Дмитриевич Поленов
(1844-1927 гг.) изобразит московский дворик.  И здесь,  на травке, те-
перь уже самостоятельно,  расположилась голоногая троица малышей,  ес-
тественно, без головных уборов.
     Ничто не  нарушает  безмятежности русского уклада жизни.  Картина
как бы светится гармонией радости бытия человека и природы. Дети игра-
ют, женщина несет воду, запряженная лошадь ждет хозяина, куры с цыпля-
тами бродят у сарая,  За двориком - златоглавая церковь, словно плыву-
щая в голубом небе с легкими облачкам".  Поражает особая размеренность
человеческого существования, спокойная, ясная красота состояния приро-
ды.
     В это же время,  в 1881 году,  написана картина В.  М.  Васнецова
"Аленушка". У любителей живописи она первой всплывает в сознании, ког-
да  заговоришь с ними о босохождении на Руси.  Аленушка - одинокая си-
ротка, сидит на бледно-сером камне около темной воды. Она печально за-
думалась о своей горькой судьбе.
     Отбросив все фантастическое в сказке,  Виктор Михайлович Васнецов
взял из нее реальную,  жизненную основу. "Такую бедняжку-девочку, оде-
тую в чужое,  не по росту,  платье,  с неубранными волосами,  босую во
время холодов,  можно было часто увидеть в былое время". Стала мрачной
пугающая поверхность омута с застывшими на ней  желтыми  листочками  и
бледно-зеленой осокой.
     И все же картина не однозначна.  Глядя на нее,  хочется верить  в
счастливый исход Аленушки. К этому побуждает природа. С одной стороны,
она печальна и опасна перед сиротой.  С другой  стороны,  второй  план
светлее и разнообразнее.  Прибрежная поляна не только хранит тайну де-
вушки,  но и зовет ее назад, к жизни Об этом говорят и еловый лесок, и
тонкие осинки.  Весь пейзаж в каждая линия в нем, все переливы бледно-
серых тонов листвы,  темной зелени хвои пронизаны поэтической печалью.
Они созвучны тихим голосам нежных птичек,  сидящих на веточке над глу-
боко задумавшейся,  молчаливой Аленушкой, как бы зачарованной их мело-
дией.
     Девушка у черты. Эта черта - берег, врезавшийся в воду бледно-се-
рым камнем. И все же финал должен звучать мажорно. Ритмическая вырази-
тельность картины предвещает  победу  узорчатых  литий  елочек,  точно
приблизившихся  к  ней симметрично расположенных около Аленушки осинок
над стеблями осоки, словно тянущейся к девушке из воды. Неизбежно при-
ходит в движение жизнеутверждающий хоровод стеблей осоки,  стрельчатых
вершин елей и нежных веточек хрупких осинок с кружевным  переплетением
листьев.
     Прошло еще шесть лет.  Свежие ветры общественной жизни настойчиво
проникают в живопись.  В настоящую, непримиримую борьбу вступает добро
и зло в картине В. И. Сурикова "Боярыня Морозова" (1887 г.).
     Василий Иванович Суриков (1848-1916 гг.) родился в Красноярске  в
казачьей семье.  Выходец из самых глубинных слоев русского народа,  он
интересовался участием народных масс в исторических  событиях.  "Я  не
понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, мне
нужно вытащить их на улицу", - писал художник.
     Одна из  народных  драм запечатлена в знаменитой "Боярыне Морозо-
вой" - лучшем произведении Сурикова как по значительности  поднятой  в
нем темы, так и по совершенству ее художественного воплощения.
     В середине XVII века патриарх Никон провел ряд церковных  реформ,
которые вызвали смятение в народе и привели к расколу церкви.  Боярыня
Феодосия Прокофьевна Морозова принадлежала к числу наиболе  ярых  про-
тивников нововведений Никона.  Верная своей идее,  она приняла позор и
мучительную смерть.
     Сурикова увлек этот сильный,  не знающий компромиссов нрав, яркая
и трагическая судьба женщины.  Она стала для него  символом  народного
протеста, символом силы его духа.
     Закованную в цепи,  в санях везут боярыню-раскольницу  по  улицам
Москвы.  Народ вышел проститься с своей героиней, осмелившейся открыто
выступить против насилия над его верой и убеждениями.  Энергичным жес-
том  вскинутой  вверх руки с двуперстием - знаком раскола - утверждает
она свою непримиримость.  Страстью и фанатизмом горят глаза на бледном
худом лице ее.
     Глубоко национальна картина и по воссозданию деталей древнего на-
родного быта,  орнаментике костюмов,  архитектурных деталей и  утвари.
Голубовато-серая дымка воздуха,  объединяя краски картины в единое це-
лое,  вместе с мастерски прослеженными световыми рефлексами на  снегу,
лицах  и одеждах людей великолепно передает ощущение зимнего морозного
дня с рассеянным неярким освещением.
     Для наиболее полного раскрытия  характеров  Суриков  прибегает  к
контрасту. Сочувствующей толпе народа в правой части картины он проти-
вопоставляет равнодушных или откровенно враждебных людей в левой.
     Правда жизни и талант художника дали поразительный сплав. Даже по
интересующему нас вопросу можно найти ответ.  Хоть составляй  таблицу.
Народ в правой части картины изображен в легких головных уборах; слева
мы видим людей в высоких меховых шапках. Обнаженные кисти рук простого
народа  изображены  художником с любовью в живописных позах;  слева мы
видим единственную кисть без варежки, да и ту не сразу отыщешь.
     Больше всего поражает одежда. Народ носит легкие, свободные паль-
то-накидки с красивыми орнаментами,  без ворота.  Консервативная часть
публики укутана в шубы и тулупы с меховыми воротниками.
     Так талант художника гармонично сочетает  правоту  народа  с  его

Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Скрипалев В.С., И снова холод полюбить