Главная - Наука - Медицина
Скрипалев В.С. - И снова холод полюбить Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 49 Размер файла: 309 Кб Страницы: «« « 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 » »» красоту крестьянского труда. Светлым лиризмом овеян пейзаж с его спо- койным простором вспаханного поля, нежной голубизной весеннего неба и волнующей свежестью молодой щетинистой зелени. Красный, полукругом, высокий головной убор женщины придает тор- жественность полевой работе. Легкое платье с пышными рукавами чуть ни- же локтя подчеркивает непринужденность действия. Крестьянка свободно переступает босыми ногами по весенней, еще прохладной, свежевспаханной земле. Переводим взгляд правее, на край поля с редкой молодой зеленью. Нам становится понятной уверенная поступь труженицы. Рядом с нею - ее радость, надежда и любовь: маленький, не старше годика, ребенок. На его непокрытой головке еще нет волос. Сидя на земле, он неуверенно по- дался вперед, может быть, заинтересовался какой-нибудь живностью. На нем нет ничего, кроме легкой свободной распашонки, из-под которой вид- ны голые ножки. Из деревни Сафонково начала XIX века перенесемся в район староар- батских переулков Москвы, в 1878 год. Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927 гг.) изобразит московский дворик. И здесь, на травке, те- перь уже самостоятельно, расположилась голоногая троица малышей, ес- тественно, без головных уборов. Ничто не нарушает безмятежности русского уклада жизни. Картина как бы светится гармонией радости бытия человека и природы. Дети игра- ют, женщина несет воду, запряженная лошадь ждет хозяина, куры с цыпля- тами бродят у сарая, За двориком - златоглавая церковь, словно плыву- щая в голубом небе с легкими облачкам". Поражает особая размеренность человеческого существования, спокойная, ясная красота состояния приро- ды. В это же время, в 1881 году, написана картина В. М. Васнецова "Аленушка". У любителей живописи она первой всплывает в сознании, ког- да заговоришь с ними о босохождении на Руси. Аленушка - одинокая си- ротка, сидит на бледно-сером камне около темной воды. Она печально за- думалась о своей горькой судьбе. Отбросив все фантастическое в сказке, Виктор Михайлович Васнецов взял из нее реальную, жизненную основу. "Такую бедняжку-девочку, оде- тую в чужое, не по росту, платье, с неубранными волосами, босую во время холодов, можно было часто увидеть в былое время". Стала мрачной пугающая поверхность омута с застывшими на ней желтыми листочками и бледно-зеленой осокой. И все же картина не однозначна. Глядя на нее, хочется верить в счастливый исход Аленушки. К этому побуждает природа. С одной стороны, она печальна и опасна перед сиротой. С другой стороны, второй план светлее и разнообразнее. Прибрежная поляна не только хранит тайну де- вушки, но и зовет ее назад, к жизни Об этом говорят и еловый лесок, и тонкие осинки. Весь пейзаж в каждая линия в нем, все переливы бледно- серых тонов листвы, темной зелени хвои пронизаны поэтической печалью. Они созвучны тихим голосам нежных птичек, сидящих на веточке над глу- боко задумавшейся, молчаливой Аленушкой, как бы зачарованной их мело- дией. Девушка у черты. Эта черта - берег, врезавшийся в воду бледно-се- рым камнем. И все же финал должен звучать мажорно. Ритмическая вырази- тельность картины предвещает победу узорчатых литий елочек, точно приблизившихся к ней симметрично расположенных около Аленушки осинок над стеблями осоки, словно тянущейся к девушке из воды. Неизбежно при- ходит в движение жизнеутверждающий хоровод стеблей осоки, стрельчатых вершин елей и нежных веточек хрупких осинок с кружевным переплетением листьев. Прошло еще шесть лет. Свежие ветры общественной жизни настойчиво проникают в живопись. В настоящую, непримиримую борьбу вступает добро и зло в картине В. И. Сурикова "Боярыня Морозова" (1887 г.). Василий Иванович Суриков (1848-1916 гг.) родился в Красноярске в казачьей семье. Выходец из самых глубинных слоев русского народа, он интересовался участием народных масс в исторических событиях. "Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу", - писал художник. Одна из народных драм запечатлена в знаменитой "Боярыне Морозо- вой" - лучшем произведении Сурикова как по значительности поднятой в нем темы, так и по совершенству ее художественного воплощения. В середине XVII века патриарх Никон провел ряд церковных реформ, которые вызвали смятение в народе и привели к расколу церкви. Боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова принадлежала к числу наиболе ярых про- тивников нововведений Никона. Верная своей идее, она приняла позор и мучительную смерть. Сурикова увлек этот сильный, не знающий компромиссов нрав, яркая и трагическая судьба женщины. Она стала для него символом народного протеста, символом силы его духа. Закованную в цепи, в санях везут боярыню-раскольницу по улицам Москвы. Народ вышел проститься с своей героиней, осмелившейся открыто выступить против насилия над его верой и убеждениями. Энергичным жес- том вскинутой вверх руки с двуперстием - знаком раскола - утверждает она свою непримиримость. Страстью и фанатизмом горят глаза на бледном худом лице ее. Глубоко национальна картина и по воссозданию деталей древнего на- родного быта, орнаментике костюмов, архитектурных деталей и утвари. Голубовато-серая дымка воздуха, объединяя краски картины в единое це- лое, вместе с мастерски прослеженными световыми рефлексами на снегу, лицах и одеждах людей великолепно передает ощущение зимнего морозного дня с рассеянным неярким освещением. Для наиболее полного раскрытия характеров Суриков прибегает к контрасту. Сочувствующей толпе народа в правой части картины он проти- вопоставляет равнодушных или откровенно враждебных людей в левой. Правда жизни и талант художника дали поразительный сплав. Даже по интересующему нас вопросу можно найти ответ. Хоть составляй таблицу. Народ в правой части картины изображен в легких головных уборах; слева мы видим людей в высоких меховых шапках. Обнаженные кисти рук простого народа изображены художником с любовью в живописных позах; слева мы видим единственную кисть без варежки, да и ту не сразу отыщешь. Больше всего поражает одежда. Народ носит легкие, свободные паль- то-накидки с красивыми орнаментами, без ворота. Консервативная часть публики укутана в шубы и тулупы с меховыми воротниками. Так талант художника гармонично сочетает правоту народа с его Страницы: «« « 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |