Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Смит Вера - Происхождение центральных банков

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 63
Размер файла: 440 Кб
Страницы: «« « 13   14   15   16   17   18   19   20   21  22   23   24   25   26   27   28   29   30   31  » »»

Банк, в котором государство поделилось своим ранее безраздельным контролем с
частными акционерами. Банку было возвращено право на эмиссионную деятельность,
которую он осуществлял прежде, а его банкноты должны были со временем
вытеснить из обращения государственные бумаги. Закон вместе с тем зафиксировал
как максимальные границы размера эмиссии, так и обязательный уровень
металлических резервов в размере одной трети от суммы банкнот в обращении.
[Политика "Drittddeckung", т. е. наличных резервов в размере третьей части
эмиссии, ставшая затем нормой в германском законодательстве о деятельности
эмиссионных банков, была, похоже, официально принята вследствие утверждения
Хорсли Палмера на заседании Комиссии 1832 г., что подобной стратегии на
практике придерживался Банк Англии. Памфлет Палмера по поводу политики Банка
Англии в период, предшествовавший кризису 1836--1837 гг., на который мы
ссылались в предыдущей главе, был переведен на немецкий язык под названием
"Die Ursachen und Folgen der Wirksamkeit der Bank von England in dem Zeitraume
vom 10 October 1833 bis 27 Dezember, 1836" (1837).] Банк сохранил привилегии,
которыми он обладал в бытность Королевским Банком, а его банкноты были
объявлены законным средством платежа при осуществлении сделок. Важным моментом
указа об учреждении банка, характерным для тогдашнего отношения к банковскому
бизнесу, была статья, которая особо определяла в качестве задачи банка
предотвращение сколько-нибудь значительного роста ставки процента. И
действительно, в ломбардном бизнесе было запрещено поднимать ставку выше 6%.
Но расширения эмиссионной деятельности и роста кредитной мощи Прусского Банка
оказалось недостаточно для того, чтобы подавить агитацию за большую свободу.
1847 г. был ознаменован чрезвычайно высоким спросом на кредит. Это было
особенно верно в отношении запада страны, нижнего Рейнланда и Вестфалии, где
промышленное развитие происходило быстрыми темпами, а процесс учреждения
отделений Прусского Банка, предусмотренный в его конституции, происходил
чрезвычайно медленно. Поддержка частных эмиссионных банков значительно
усилилась, а их сторонники начали проведение организованных дискуссий по
данной проблеме [см., например, Erste Vereinigte Landtag в 1847 г.].
Волнения 1848 г. принесли резкий поворот хода событий. Правительство признало
за Банком Бреслау (Bank of Breslau) и Хемницер Штадтбанк (Chemnitzer
Stadtbank) право на эмиссионную деятельность; кроме того, оно само учредило
связанные с Прусским Банком государственные кредитные банки; и наконец,
правительство решилось на гораздо более радикальный шаг -- выдавать концессии
на образование частных эмиссионных банков. Однако все это было лишь небольшой
уступкой сторонникам свободы в банковском бизнесе; концессии выдавались сроком
всего лишь на десять лет, а масштабы регулирования банков превосходили всякие
пределы. Пресловутый Норматив-Бедингунген (Normativ-Bedingungen), в
соответствии с которым эти банки были учреждены, свел масштабы их деятельности
к минимуму.
Наряду с требованием хранить обязательные резервы, равные одной трети от суммы
эмиссии, максимальный размер их фондов был сведен к минимуму, необходимому для
ведения бизнеса, а список разрешенных видов бизнеса был весьма короток.
Оплаченный акционерный капитал каждого из банков не мог превосходить
определенного минимального уровня. Максимальный объем эмиссии всех вместе
взятых провинций был установлен на уровне всего лишь одной трети от лимита
Прусского Банка, и эта сумма была поделена на равные части между всеми без
исключения провинциями, независимо от относительных потребностей каждой из
них.
Банкам не разрешалось иметь представителей в городах своих визави; им также не
было позволено проводить сделки по ценным бумагам, выпущенным правительствами
других государств. Банки не имели права учитывать векселя, по которым должны
были платить лица, проживающие за пределами сферы действия соответствующего
банка, а сами расписки должны были нести на себе подписи трех лиц. Более того,
банкам запрещалось платить процент по вкладам, в результате чего этот вид
бизнеса оказался целиком отданным на откуп Прусскому Банку. Однако спрос на
банкноты был столь высок, что Берлинер Кассенферайн и Штеттинский Банк
(Stettin Bank) [Штеттннскому Банку было позволено сохранить процентные
депозиты] незамедлительно согласились на соблюдение этих правил в обмен на
возможность реализовывать полученные таким образом эмиссионные права.
Одновременно с движением в эмиссионной сфере свое влияние на развитие
банковских институтов в Германии стало оказывать и еще одно обстоятельство.
Почти тотчас же, как во Франции возникла идея креди мобилье, она была
заимствована в Германии, и к концу десятилетия в различных частях страны уже
вовсю шло образование многочисленных акционерных банков, работавших по
принципу креди мобилье. Наиболее значительными среди них были
Дисконто-Гессельшафт (Disconto-Gesselschaft) в Берлине, Шаффхаузеньшен
Банкферайн (Schaffhausen'schen Bankverein) в Колони (Cologne) и Дармштадтер
(Darmstadter). Впрочем, учреждение и этих банков в Пруссии все еще было
проблемой, поскольку акционерные компании должны были получать специальную
концессию правительства на ведение бизнеса. Так, Банк фюр Хандель унд Индустри
(Bank fur Handel und Industrie), впоследствии известный под именем
Дармштадтер, был вынужден начать свою деятельность в Дармштадте, потому что в
тот момент ни в Пруссии, ни во Франкфурте-на-Майне получить концессию было
невозможно. А Дисконто-Гессельшафт в течение шести лет существовал в форме
партнерства, пока не смог получить концессию на акционерную структуру
компании.
Прогресс в деле учреждения эмиссионных банков шел весьма невысокими темпами
[суммарным результатом всей концессионной деятельности даже к 1837 г. стали
всего девять эмиссионных банков, включая Прусский Банк], и был явно
недостаточным, чтобы удовлетворить требования Партии Свободного Банковского
Бизнеса. Ведомая в Палате Депутатов Харкортом (Harkort), эта партия добилась
проведения в 1851--1852 гг. слушаний по поводу состояния банковской и
кредитной сфер в Пруссии и в результате привлекла к себе большее внимание со
стороны общественности. В позитивной части требования партии сводились к
ослаблению Норматив-Бедингунгена, а в негативной партия критиковала Прусский
Банк как полугосударственный институт, стоявший на дороге частного бизнеса.
Харкорт долго, но безуспешно пытался провести законодательство об отмене
Норматив-Бедингунгена.
Некоторые перемены в политике Прусского Банка все же имели место: он начал
придерживаться более либеральной кредитной политики и расширил сеть своих
филиалов в западных районах страны. [Банк освоил практику выдачи в качестве
займов части депозитов, находящихся на текущих счетах. Большой вклад в
развитие ситуации в Пруссии в те годы должен быть отнесен на счет одного
человека -- Давида Хансеманна (David Hansemann). Именно в бытность его
Президентом Прусского Банка Банк внес изменения в свою политику. Благодаря его
же вмешательству, но уже как Министра Финансов, в 1848 г. были выданы
концессии на открытие частных эмиссионных банков, а также получено королевское
согласие на учреждение Шаффенхаузеньшен Банкферайн как акционерной компании.

Страницы: «« « 13   14   15   16   17   18   19   20   21  22   23   24   25   26   27   28   29   30   31  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Смит Вера, Происхождение центральных банков