|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 » »» епископу и панам вашей братье, всей Раде, да и сами поберегите, чтоб брат
наш и зять нашу дочь жаловал и между ними братство и любовь и прочная дружба
не порушились бы".
13 генваря Иоанн, отслушав обедню в Успенском соборе со всем семейством
и боярами, подозвал литовских послов к дверям и передал им дочь. Елена
остановилась в Дорогомилове и жила два дня: брат ее Василий угощал здесь
послов обедом, мать ночевала с нею, сам великий князь приезжал два раза; он
наказал дочери, чтоб она во всех городах, через которые будет проезжать,
была в соборных церквах и служила молебны; в Витебске мост городовой худ, и
если можно будет ей проехать к соборной церкви, то она поехала бы, а будет
нельзя, то она бы не ездила; наказал, как поступить, когда какие-нибудь
паньи встретят ее; если кто-нибудь из панов даст обед Елене, то жене его
быть на обеде, а самому ему не быть; князей, отъехавших из Москвы, Шемячича
и других, не допускать к себе; если бы даже и потом, в Вильне, они захотели
ударить ей челом, то чтобы Александр не велел им и княгиням их к ней ходить.
Если встретит Елену сам великий князь Александр, то ей из тапканы (экипажа)
выйти и челом ударить и быть ей в это время в наряде; если позовет ее к
руке, то ей к руке идти и руку дать; если велит ей идти в свою повозку, но
там не будет его матери, то ей в его повозку не ходить, ехать ей в своей
тапкане. В латинскую божницу не ходить, а ходить в свою церковь; захочет
посмотреть латинскую божницу или монастырь латинский, то может посмотреть
один раз или дважды. Если будет в Вильне королева, мать Александрова, ее
свекровь, и если пойдет в свою божницу, а ей велит идти с собою, то Елене
провожать королеву до божницы и потом вежливо отпроситься в свою церковь, а
в божницу не ходить.
Александр, как доносили наши послы, встретил великую княжну за три
версты от Вильны: он сидел верхом на лошади, от его коня до тапканы Елениной
постлали красное сукно, а у тапканы постлали по сукну камку с золотом; Елена
вышла из тапканы на камку, за нею вышли и боярыни. Александр в то же время
сошел с лошади, подошел к Елене, дал ей руку, принял ее к себе, спросил о
здоровье и велел опять пойти в тапкану; потом, дав также руку боярыням, сел
на коня, и все вместе въехали в город. В тот же день происходило венчание:
латинский епископ и сам Александр крепко настаивали, чтоб русский священник
Фома, приехавший с Еленою, не говорил молитв и княгиня Марья Ряполовская не
держала венца; но князь Семен Ряполовский, главный из бояр, провожавших
Елену, настоял на том, чтоб был исполнен приказ Иоаннов: священник Фома
говорил молитвы и княгиня Марья держала венец.
Отпуская бояр, провожавших Елену, князя Семена Ряполовского и Михайла
Русалку, Александр сказал: "Вы говорили от великого князя Ивана Васильевича,
чтоб мы дочери его, а нашей великой княгине поставили церковь греческого
закона на переходах, подле ее хором; но князья наши и паны, вся земля имеют
право и записи от предков наших, отца нашего и нас самих, а в правах
написано, что церквей греческого закона больше не прибавлять - так нам этих
прав рушить не годится. А княгине нашей церковь греческого закона в городе
есть близко, если ее милость захочет в церковь, то мы ей не мешаем. Брат и
тесть наш хочет также, чтоб мы дали ему грамоту на пергамене относительно
греческого закона его дочери; но мы дали ему грамоту точно такую, какой он
сам от пас хотел; эта грамота теперь у него с нашею печатью". В мае приехал
от Александра посол Станислав Петряшкович изъявить Иоанну благодарность за
присылку Елены и объявить, что воевода молдавский Стефан напал на литовские
владения; относительно Елены Александр велел Петряшковичу сказать следующее
тестю: "Ты хотел, чтоб мы оставили несколько твоих бояр и детей боярских при
твоей дочери, пока попривыкнет к чужой стороне, и мы для тебя велели им
остаться при ней некоторое время, но теперь пора уже им выехать от нас: ведь
у нас, слава богу, слуг много, есть кому служить нашей великой княгине,
какая будет ее воля, кому что прикажет, и они будут по ее приказу делать
все, что только ни захочет". Наконец, Петряшкович жаловался на московских
послов, князя Ряполовского и Михайла Русалку, которые будто бы на возвратном
пути из Вильны грабили жителей на две мили по обе стороны дороги, грабили и
купцов, им встречавшихся. Иоанну сильно не нравилось и то, что зять перестал
называть его государем всея Руси, и то, что не хотел построить церкви для
Елены, когда он именно просил его сделать это для него, и то, что Александр
отсылал из Вильны бояр московских, которых Иоанну хотелось непременно
удержать при дочери. Он отвечал Петряшковичу насчет церкви: "Наш брат, князь
великий, сам знает, с кем там его предки и он сам утвердил те права, что
новых церквей греческого закона не строить, нам до тех его прав дела нет
никакого; а с нами брат наш, князь великий, да и его Рада договаривались на
том, чтобы нашей дочери держать свой греческий закон, и, что нам брат наш и
его Рада обещали, все теперь делается не так". Относительно послов был
ответ, что они не грабили, а, напротив, терпели дорогою во всем недостаток;
с Стефаном молдавским Иоанн обещал помирить зятя.
В Вильну отправился из Москвы гонец Михайла Погожев с грамотою, в
которой отец писал Елене: "Сказывали мне, что ты нездорова, и я послал
навестить тебя Михаила Погожего, ты бы ко мне с ним отписала, чем неможешь и
как тебя нынче бог милует". Но наедине гонец должен был сказать Елене от
Иоанна: "Эту грамоту о твоей болезни я нарочно прислал к тебе для того, чтоб
не догадались, зачем я отправил Погожего". Погожев был прислан с приказом,
чтоб Елена не держала при себе людей латинской веры и не отпускала бояр
московских. Главному из них, князю Ромодановскому, Иоанн велел сказать чрез
Погожего: "Что ко мне дочь моя пишет, и что вы пишете, и что с вами дочь моя
говорит - все это и робята у вас знают: пригоже ли так делаете?"
В Литве разнеслась весть о движениях Менгли-Гирея крымского; Александр
и Елена уведомили об этом Иоанна и просили помощи по договору; Иоанн отвечал
Александру: "Ты бы нас уведомил, Менгли-Гирей, царь, из Перекопи вышел ли и
к каким украйнам твоим идет? Объяви, как нам тебе помощь подать?" Александр
уведомил, что еще хан до Днепра не дошел, а какие слухи будут, то он даст об
них знать в Москву. Но хан не двигался, помощи подавать было не нужно, а
между тем неудовольствия между тестем и зятем росли все более и более: Иоанн
не переставал требовать, чтоб Александр построил жене церковь греческого
закона, не давал ей слуг латинской веры, не принуждал ее носить польское
платье, писал титул московского государя, как он написан в последнем
договоре, не запрещал вывозить серебра из Литвы в московские владения,
отпустил жену князя Бельского. Иоанн отозвал из Вильны князя Ромодановского
с товарищами, оставив при Елене только священника Фому с двумя крестовыми
дьяками или певчими и несколько поваров, но Александр не хотел исполнить ни
одного его требования, отговариваясь по-прежнему, что законы запрещают
увеличивать число православных церквей в Литве; относительно прислуги
Елениной из католиков отвечал: "Кого из панов, паней и других служебных
людей мы заблагорассудили приставить к нашей великой княгине, кто годился,
тех и приставили; ведь в этом греческому закону ее помехи нет никакой".
Страницы: «« « 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |