|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 » »» со мною послал; а попов мне кого знать? Сам знаешь, что я на Москве не
видала никого. А что батюшка приказывает, будто я наказ его забываю, так бы
он себе и на сердце не держал, что мне наказ его забыть: когда меня в животе
не будет, тогда отцовский наказ забуду. А князь великий меня жалует, о чем
ему бью челом, и он жалует, о ком помяну. А вот которая у меня посажена
панья, и теперь она уже тишает". В грамоте к отцу Елена писала, что муж не
дает следующих ей волостей потому, что тесть побрал у него много земель
после заключения мира.
Понятно, что Александр не хотел построить для жены православной церкви,
не хотел окружать ее людьми православного исповедания, ибо понятно, как
духовенство католическое и паны литовские латинского исповедания должны были
смотреть на то, что их великая княгиня была греческой веры. Александр, давая
знать римскому двору о браке своем с Еленою, обманул его насчет грамоты о
вере, данной Иоанну, писал, что он обещал тестю не принуждать жены к
принятию католицизма, если она сама не захочет принять его, следовательно,
указывал на свою прежнюю грамоту, которая была отвергнута Иоанном. Но что
значила для папы присяга, данная некатолику? И Александр VI отвечал
литовскому князю, что совесть его останется совершенно чиста, если он
употребит все возможные средства для склонения Елены к католицизму; только в
1505 году папа Юлий II позволил Александру жить с иноверною женою в ожидании
смерти отца ее, который уже очень стар, или в ожидании какого-нибудь другого
обстоятельства. Поэтому неудивительно, что в 1499 году подьячий Шестаков
прислал к вяземскому наместнику, князю Оболенскому, письмо следующего
содержания: "Здесь у нас произошла смута большая между латинами и нашим
христианством: в нашего владыку смоленского дьявол вселился, да в Сапегу
еще, встали на православную веру. Князь великий неволил государыню нашу,
великую княгиню Елену, в латинскую проклятую веру, но государыню нашу бог
научил, да помнила науку государя отца своего, и она отказала мужу так:
вспомни, что ты обещал государю отцу моему, а я без воли государя отца моего
не могу этого сделать, обошлюсь, как меня научит? Да и все наше православное
христианство хотят окрестить; от этого наша Русь с Литвою в большой вражде.
Этот списочек послал бы ты к государю, а государю самому не узнать. Больше
не смею писать, если бы можно было с кем на словах пересказать".
Иоанн, получив записку Шестакова, послал в Литву Ивана Мамонова с
приказом от себя и от жены к Елене, чтоб пострадала до крови и до смерти, а
веры греческого закона не оставляла. Решившись начать войну, Иоанн хотел
узнать средства противника и потому наказал Мамонову: "Пытать, был ли у
Александра Стефанов посол и заключен ли мир между Молдавиею и Литвою.
Польский и венгерский короли в мире ли с Стефаном? Турский и перекопский
мирны ли с польским, литовским и молдавским?" Об отношениях Литвы к Молдавии
сам Александр уведомил тестя чрез посла своего Станислава Глебовича, который
объявил о мире между Стефаном и Александром и от имени последнего приглашал
Иоанна помочь Молдавии против турок. "Сам можешь разуметь, - велел сказать
Александр, - что Стефана-воеводы панство есть ворота всех христианских
земель нашего острова; не дай бог, если турки им овладеют!" Глебович
жаловался, что наместник козельский захватил села карачевские и хотимльские,
что бояре, живущие на новгородских границах, отняли торопецкие земли;
относительно титула Иоаннова Александр велел объявить следующее: "В
докончальной записи вписаны были все земли и места и волости литовские,
кроме замка Киева и пригородов, теперь впиши Киев либо особый лист нам дай
на него, тогда и будем тебя писать, как написано в договоре". Иоанн велел
отвечать, что подаст помощь Стефану, когда тот сам пришлет просить ее, что
земли, отнятые наместником козельским, исстари принадлежат к его городу, что
Александр выступил из договора, принуждая Елену принять латинство;
относительно Киева и титула ответ был такой: "Князь бы великий сам положил
на своем разуме, гораздо ли так к нам приказывает? Мимо нашего с ним
договора и крестного целования не хочет нам править по докончанию да такие
нелепицы к нам и приказывает мимо дела".
Скоро после этого Менгли-Гирей прислал в Москву условия, на которых
хотел помириться с Литвою: он требовал ежегодной дани с 13 литовских
городов, между которыми были Киев, Канев, Черкассы, Путивль. "По тем
городкам, - писал хан, - дараги были и ясаки брали". С этими условиями Иоанн
отправил в Литву опять Мамонова, который должен был требовать, чтоб
Александр дал ответ, пока Менгли-Гиреевы послы в Москве; Елене Мамонов
должен был сказать упрек, зачем она таится от отца касательно принуждении к
перемене веры, и новое увещание быть твердою в православии. Александр
отвечал с Мамоновым: "Пусть великий князь сам посмотрит и совет нам свой
даст о Киеве и других городах наших - пристойные ли то речи? Менгли-Гирей
хочет от нас того, чего его предки от наших предков никогда не хотели.
Поговорим с папами Радою и пришлем с ответом своего посла, а великий князь
до тех пор пусть Менгли-Гиреева посла позадержит". Иоанн послал сказать
Менгли-Гирею: "Мы по твоему слову посла своего посылали к великому князю
Александру и то ему сказали, какого ты с ним мира хочешь. Он нам велел
сказать с нашим послом, что его люди при отце его и деде к вашей Орде
даньщиками никогда не бывали, и обещал нам для этих дел выслать своих
послов, приказавши, чтоб мы от себя твоих послов не отпускали до тех пор,
пока будут у нас его послы, и мы затем твоих послов у себя и держали, ждали
к себе от него послов, но он к нам послов не присылывал. И если князь
великий Александр послов своих к нам не прислал, так он с тобою мира не
хочет; с нашими недругами, с Ахматовыми детьми, ссылается, наводит их на
нас, а которые послы Ахматовых детей теперь у него, и он тех послов в Орду
отпускает да и своих послов туда шлет и в своем слове не стоит, что
приказывал нам, будто мира с тобою хочет. И если он с тобою, нашим братом,
мира не хочет, то и я с ним мира не хочу для тебя, хочу с тобою, своим
братом, по своей правде на него быть заодно, и если пришлет к тебе князь
великий Александр за миром, то ты бы с ним не мирился без нашего ведома; как
даст бог нам с литовским свое дело делать и на него наступить, то мы с тобою
сошлемся". Послу было наказано: "Беречь накрепко, чтоб Менгли-Гирей с
великим князем литовским не мирился, не канчивал. Если Менгли-Гирей спросит,
в мире ли великий князь с литовским или нет, то послу отвечать: "Александр
хотел прислать послов с ответом насчет мира с тобою и не прислал; с тех пор
государь наш для тебя с ним в размирьи". Если хан спросит: "В чем у них
размирье?" - отвечать: "Приехал князь Бельский с вотчиною, и великий князь
его принял".
Действительно, прислал в Москву князь Семен Иванович Бельский бить
челом великому князю, чтоб пожаловал, принял его в службу и с отчиною:
терпят они в Литве большую нужду за греческий закон; великий князь Александр
посылал к своей великой княгине Елене отметника православной вере, Иосифа,
владыку смоленского, да епископа своего виленского и монахов бернардинских,
чтоб приступила к римскому закону; посылал и к князьям русским, и к
Страницы: «« « 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |