Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 657   658   659   660   661   662   663   664   665  666   667   668   669   670   671   672   673   674   675  » »»

против их разговоров молчали,  а  отговаривали  им  без  брани,  слегка,  по
государеву наказу. Послы предлагали заключить перемирие на том условии,  что
каждому владеть, чем владеет, но паны с этим  предложением  и  к  королю  не
пошли. Царь прислал к королю гонца с требованием опасной  грамоты  на  новых
послов. "Этим послам, - писал  Иоанн,  -  мы  велели  договориться  подробно
насчет Лифляндской земли, как делу пригоже  статься;  тогда  по  договору  и
людей из Лифляндской земли велим вывести, а до тех  пор  ты  бы"  брат  наш,
людей не собирал и убытка казне своей не делал". Гонцу было наказано:  "Если
король о царском здоровье не спросит и против царского поклона  не  встанет,
то об этом ничего не  говорить".  Послами  были  отправлены  думные  дворяне
Пушкин и Писемский; им дан  был  такой  наказ:  "Послы  не  должны  отдавать
верющей грамоты никому, кроме короля; должны требовать, чтоб  их  непременно
представили Баторию, а если станут их укорять, или бесчестить, или  бранить,
или бить, то на укоризну, бесчестье и брань отвечать, смотря  по  делу,  что
будет пригоже и как их бог вразумит, слегка а не  браниться,  против  побоев
терпеть и стоять накрепко, чтоб их отпустили к королю, а, пока у  короля  не
будут, до тех пор грамоты верющей никому не давать и посольства ни перед кем
не править. Если король не встанет и велит о государевом здоровье спрашивать
панам, то и за этим не останавливаться,  о  государевом  здоровье  говорить,
грамоту верющую подавать, посольство править; если будут  их  на  посольстве
бранить или бить - говорить одно, чтоб дали посольство исправить и ни за чем
не останавливаться, самим не задирать и невежливых слов королю не  говорить.
Если паны станут говорить, чтоб государя царем не писать,  и  за  этим  дело
остановится, то послам отвечать: государю нашему царское имя бог дал, и  кто
у него отнимет его? Государи наши не со вчерашнего  дня  государи,  извечные
государи; а если государь ваш не велел  нашего  государя  царем  писать,  то
государь наш для покоя христианского не велел себя царем писать; все  равно,
как его ни напиши, во всех землях ведают, какой он государь. Если же  станут
спрашивать, кто же это со вчерашнего дня государь, отвечать: мы говорим  про
то, что нам государь не со вчерашнего дня государь, а кто со вчерашнего  дня
государь, тот сам себя знает. Если не захотят писать государя братом королю,
то  отвечать:  государи  наши  извечные  государи;  государю  нашему  братья
турецкий цезарь и другие великие государи, и то нашему  государю  не  важно,
что с вашим государем писаться братом, и если государь ваш этого  не  хочет,
то мы просто напишем без братства, что взяли перемирье государь с государем.
А если станут говорить, чтоб в перемирной  грамоте  написать  так  от  имени
короля: учинили мы тебя (царя) в братстве и в дружбе, и в любви, - то  и  за
этим  дело  не  останавливать;  если  король  не  согласится   писать   царя
смоленским, то согласиться и на это". Любопытно,  что,  соглашаясь  на  все,
приказывая послам терпеть все, Иоанн не может отказать себе  в  удовольствии
уколоть Батория, что он со вчерашнего дня государь.
     Послы приехали с  предложением  королю  всей  Ливонии,  за  исключением
только четырех городов;  но  король  не  только  по-прежнему  требовал  всей
Ливонии, но прибавил еще  новые  требования:  потребовал  уступки  Себежа  и
уплаты 400000 золотых венгерских за военные издержки. Это вывело из терпения
Иоанна. Послы отказались продолжать переговоры, просили дозволения послать к
своему государю за новым наказом. Есть также известие, что послы дали  знать
ему о  затруднительном  положении  Батория,  который  потерял  брата,  князя
седмиградского, и мог быть вовлечен по этому случаю в большие хлопоты. Когда
явился гонец Баториев с требованием нового наказа  послам,  то  царь  против
королевского имени не встал, о здоровье королевском не спросил, потому что и
король этого не делал; гонцу не было поставлено скамьи, поминков у  него  не
взяли, обедать  не  позвали,  потому  что  Стефан  король  на  кровопролитие
христианское стоит беспрестанно. Иоанн отправил с гонцом к Стефану  грамоту,
начинавшуюся такими словами: "Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея
Руси, по божиему изволению, а не по многомятежному  человеческому  хотению".
Изложивши  условия  мира,  предложенные  послам,  царь  пишет:  "Мы   такого
превозношенья не слыхали нигде и дивимся, что ты  мириться  хочешь,  а  паны
твои такое безмерье говорят. Они говорили  нашим  послам,  что  те  приехали
торговать Лифляндскою землею: наши послы торгуют Лифляндскою землею,  и  это
нехорошо; а это хорошо, что паны твои нами и нашими государствами играют и в
гордости своей хотят того, чему нельзя статься: это не  торговля,  разговор!
Когда   на   вашем   государстве   были   прежние   государи   христианские,
благочестивые, которые о кровопролитии христианском жалели, тогда  паны-рада
с нашими послами разговорные речи говаривали  и  многие  приговоры  делывали
чтоб на обе стороны любо было. Съезжаются, бывало, много раз, и  побранятся,
и опять помирятся, делают долго, не в один час. А теперь видим и слышим, что
в твоей земле  христианство  умаляется,  потому  твои  паны-рада,  не  жалея
христианской крови, делают скоро". Укорив  Батория  в  нарушении  перемирия,
заключенного его послами в  Москве,  Иоанн  продолжает:  "Никогда  этого  не
бывало; и если ты прежних государей  польских  пишешь  предками  своими,  то
зачем по их уложенью не ходишь? Ты пришел со  многими  землями  и  с  нашими
изменниками, Курбским, Заболоцким, Тетериным и другими; наши воеводы и  люди
против тебя худо бились, город Полоцк изменою тебе отдали;  а  ты,  идучи  к
Полоцку, грамоту писал ко всем нашим людям, чтоб они нам изменяли, а тебе  с
городами поддавались, нас за наших изменников карать хвалился; надеешься  не
на воинство - на измену! Мы, не желая чрез  крестное  целование  начинать  с
тобою войну, сами против тебя не пошли и людей больших не послали, а послали
в Сокол немногих людей  проведать  про  тебя.  Но  твой  воевода  виленский,
пришедши под Сокол со многими людьми, город  сжег  новым  умышленьем,  людей
побил и мертвыми  поругался  беззаконно,  чего  и  у  неверных  не  слыхано.
Называешься  государем  христианским,  а  дела  при  тебе  делаются  не   по
христианскому  обычаю.  Христианское  ли  то  дело,  что  твои  паны   крови
христианской не жалеют, а издержек жалеют:  если  тебе  убыток,  так  ты  бы
Заволочья не брал, кто тебе об этом челом бил? Что это за мир: казну  у  нас
взявши, обогатившись, нас изубытчивши, на нашу же казну людей нанявши, землю
нашу Лифляндскую взявши, наполнивши ее своими  людьми,  да  немного  погодя,
собравшись еще сильнее прежнего, нас же воевать и  остальное  отнять!  Ясно,
что хочешь беспрестанно воевать, а не мира ищешь. Мы бы тебе и всю Лифляндию
уступили, да ведь тебя этим не утешишь; и после ты все  равно  будешь  кровь
проливать. Вот и теперь у прежних послов просил одного, а у нынешних просишь
уже другого, Себежа; дай тебе это, ты станешь просить еще и ни  в  чем  меры
себе не поставишь. Мы ищем того, как бы кровь христианскую унять, а ты ищешь
того, как бы воевать; так зачем же нам с тобою мириться? И без  миру  то  же
самое будет". Послам отправлен был  наказ  уступить  королю  завоеванные  им
русские города, но зато требовать в Ливонии Нарвы, Юрьева и 36 других замков
и на таких только условиях заключить перемирие на шесть  или  на  семь  лет.
Паны возразили, что эти условия новые; послы отвечали, что  так  как  король
переменил прежние условия, то и царь сделал то же,  что  другого  им  наказа
нет, и уехали на свое подворье. Переговоры  кончились;  Баторий  выступил  в

Страницы: «« « 657   658   659   660   661   662   663   664   665  666   667   668   669   670   671   672   673   674   675  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен