Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 705   706   707   708   709   710   711   712   713  714   715   716   717   718   719   720   721   722   723  » »»

переменами против прежнего.
   Относительно  избрания  епископов  в   летописях   встречаем   выражения:
"Повелением царя, избранием митрополита и собора" или: "Повелением царя,  по
благословению и рукоположению митрополита, по совету освященного собора".  В
летописном известии о поставлении архиепископа Александра в Новгород в  1576
году встречаем  слова:  "А  избрал  его  на  владычество  сам  государь".  О
новгородском владыке Феодосии говорится, что он был поставлен  в  1541  году
митрополитом  Макарием  и  возведен  на  архиепископию  московским  боярином
Григорием Мануйловым. Новопоставленный владыка, приехавши  в  главный  город
своей епархии, приказывал читать всенародно настольную грамоту,  данную  ему
митрополитом; под 1572 годом новгородский  летописец  рассказывает:  владыка
Леонид пел молебны со всеми соборами у св. Софии,  а  после  молебнов  велел
свою настольную грамоту читать на амвоне Якову ризничему  своему  пред  всем
собором  вслух  людям  всем.  И  в  то  же  время  владыка  начал   говорить
архимандриту Юрьева монастыря Феоктисту: "Зачем ты, архимандрит,  мне  своей
настольной  грамоты  не  кажешь?  По  какому   праву   ты   архимандритишь?"
Архимандрит отвечал: "Государь! я не успел, была поездка в Москву, и  потому
я тебе своей грамоты не приносил". Владыка сказал  на  это:  "Когда  у  меня
настольной грамоты не было, так я три дня не  служил".  На  это  архимандрит
отвечал: "Тебе с меня хочется денег содрать, но мне тебе нечего дать: тебе и
архимандритство, и настольная грамота; хочешь сдери с меня и ризы,  я  и  об
этом тужить не буду". Тогда  владыка  сказал:  "Игумены  и  все  священники!
слушайте на соборе и после не отопритесь: архимандрит прекословит на  соборе
перед вами". Тут же сказал он всем  священникам:  "Вы  до  сих  пор  мне  не
приносили своих поповских грамот подписывать, и я теперь подписывать  их  не
стану; а которые священники дальние, тех  бог  простит".  Мы  видели  судьбу
новгородского владыки Пимена; преемника его  Леонида  царь  велел  зашить  в
медвежью шкуру и затравить  собаками,  а  по  другим  известиям-удавить.  Мы
видели, что жители Хлынова, прося прямо царя об учреждении у них  монастыря,
извещают, что  они  уже  излюбили  строителя.  Иногда  игумен  какого-нибудь
монастыря бил челом царю, что он уже стар и чтоб царь пожаловал, устроил  на
его место такого-то старца; иногда вся братия просила царя о назначении им в
игумены такого-то старца. Относительно избрания священников состоялся в 1551
году соборный приговор вследствие жалоб новгородских священников:  "По  всем
церквам и улицам старостам и уличанам избирать попов  и  дьяконов  искусных,
грамоте гораздых и житием непорочных, а денег у них на церковь и  себе  мзды
не брать ничего: выбравши, приходят с ними к  архиепископу,  и  архиепископ,
поучив  и  наказав,  благословляет,  и  не  берет  с   них   ничего,   кроме
благословенной гривны: от дьяконов, просвирень и пономарей попам и  уличанам
прихожанам посулов не брать, но бога ради избирать священников всем  вместе,
чтоб были искусны и непорочны. А который поп или дьякон овдовеет и останется
у него сын или брат, или зять, или племяняик, на его место пригожий, грамоте
гораздый и искусный, то его в попы на место поставить, а  денег  на  нем  не
брать же".
   Мы видели, что еще при деде Иоанна Грозного церковь обратила внимание  на
улучшение  нравственности  духовенства,  следствием  чего   было   известное
постановление о вдовых священнослужителях;  в  царствование  Иоанна  IV  еще
сильнее  обнаружилось  стремление  уврачевать  нравственные  язвы,  которыми
страдало русское общество. Это стремление, это сознание своих недостатков  и
нежелание мириться с ними обнаруживало  силу  общества,  способность  его  к
дальнейшему преуспеванию: но как в описываемое время, так и долго после  при
этом  стремлении  во  многом  должны  были   ограничиваться   указанием   на
нравственные язвы, выражением желания  уврачевать  их,  увещаниями  к  этому
врачеванию; зло не истреблялось, ибо главное средство к его истреблению  "по
обстоятельствам не могло  прийти  еще  в  силу,  хотя  необходимость  его  и
сознавалась лучшими людьми: это средство-просвещение. По  недостатку  ясного
света должны были идти ощупью, браться за средства  внешние,  не  ведущие  к
цели и оскорбительные для нравственного достоинства человека, как, например,
постановление о вдовых священнослужителях; по  недостатку  ясного  света  не
могли различать хорошо предметов  и  смешивали  действительные  нравственные
недостатки с обычаями, не имеющими никакого отношения к нравственности.
   В 1545 году десятинники жаловались новгородскому  архиепископу  Феодосию,
что игумены  и  священники  Устюжны  Железопольской  пренебрегают  церковным
строением и службою, венчают первобрачные свадьбы и двоеженцев и  троеженцам
молитвы говорят без десятильничья знамени и докладу, пошлин десятильникам не
платят; а иные, крадучи законное  уложение,  многим  людям  молитвы  говорят
четвертым и пятым браком, выставляя их другоженцами и  троеженцами;  а  иных
венчают в роду и племени, в  кумовстве,  сватовстве  и  законных  роспусках:
мужья неповинно жен своих законных отпускают и берут других, а  пущеницы  их
выходят за других мужей: игумены же и священники такие свадьбы  венчанием  и
молитвою случают законопреступно, от бесстрашия божия. Многие игумены и попы
проходят  из  митрополии  и  от  иных  владык  и   служат   в   новгородской
архиепископии, в устюжской десятине,  без  ведома  и  благословения  владыки
новгородского; а иные внове ставятся в поты и  в  дьяконы  у  митрополита  и
других владык в устюжскую десятину без  совета,  повеления  и  без  протропи
владыки  новгородского,  ставятся  в  попы  и  дьяконы  хитростию,   грамоты
отпускные себе  вылыгают  у  митрополита  и  владык,  и  этих  ставленных  и
отпускных грамот архиепископу новгородскому и его десятильникам не являют; а
иные и без ставленных и без  отпускных  грамот  служат.  Случится  попу  или
дьякону овдоветь, и они, постригшись в чернецы, служат  у  церквей  литургию
самовольно, без  свидетельства,  без  обыску,  без  ведома  и  благословения
владыки. Если за подобные дела десятильник станет игуменов, попов и дьяконов
на поруки давать и назначать срок, когда им явиться на  суд  архиепископский
(срочить), то они на суд не являются, на поруки не  отдаются,  десятильников
бьют и злословят неподобною бранью.
   В 1551 году на церковном соборе царь подал  святителям  следующий  список
беспорядкам, для прекращения которых требовал их содействия: чтоб по церквам
звонили и пели по уставу, чтоб поставлены были старосты поповские над  всеми
священниками; при отдаче антиминсов продажа делается большая; иконы  пишутся
неприлично;  чтобы  при  даче  венечных  знамен  не  было  великой   продажи
христианству; божественные книги писцы пишут с не  правильных  переводов  и,
написав, не исправляют же; ученики учатся грамоте небрежно; у владык  бояре,
дьяки, тиуны, десятинники и  недельщики  судят  и  управу  чинят  не  прямо,
волочат и продают с ябедниками вместе, а десятинники попов по селам  продают
без милости, дела сочиняют с ябедниками,  а  женки  и  девки,  с  судьею  по
заговору, чернецов, попов и мирян обвиняют ложно  в  насилиях  и  позоре;  в
монастырях  некоторые  постригаются  для  покоя   телесного,   чтоб   всегда
бражничать;  архимандриты  и  игумены  некоторые  службы  божия,  трапезы  и
братства не знают, покоят себя в келье с гостями, племянников своих помещают
в монастыри "и довольствуют их всем монастырским, также и по селам, в  кельи

Страницы: «« « 705   706   707   708   709   710   711   712   713  714   715   716   717   718   719   720   721   722   723  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен