Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 710   711   712   713   714   715   716   717   718  719   720   721   722   723   724   725   726   727   728  » »»

свои предания, а чудотворцево отложите, и хорошо будет;  как  лучше,  так  и
делайте, сами ведайтесь как себе с ним хотите, а мне до того ни до чего дела
нет; вперед о том не докучайте; говорю вам, что ничего отвечать не буду: бог
же мир и пречистые богородицы милость и чудотворца Кирилла молитва да  будут
со всеми вами и нами! Аминь. А мы вам, господа мои и  отцы,  челом  бьем  до
лица  земного".  В  новгородских  монастырях  и  в  описываемое  нами  время
продолжало вводиться общее житие, по настоянию владык; устроить общее  житие
означалось на тогдашнем языке выражением: заседать общину.
   Мы видели, что у митрополита  и  владык  были  свои  бояре,  которым  они
поручали  церковный  суд.  Об  этих  боярах  собор  1551  года   постановил:
митрополиту и владыкам, без царского ведома, не  отсылать  от  себя  бояр  и
дворецких и на их место не ставить других, исключая тот  случай,  когда  эти
бояре и дворецкие неоднократно уличены  будут  во  взятках,  ибо  тогда  они
лишаются своих должностей и поместий. Если у  которого  святителя  изведутся
бояре и дворецкие, то ему выбирать новых из тех же  родов,  а  некого  будет
выбрать из тех же родов, и он выбирает из других родов, обославшись с царем;
если же владыка не найдет нигде способного человека,  то  бьет  челом  царю,
чтоб государь пожаловал, выбрал у себя; также  и  дьяков  владыки  держат  с
царского ведома. Что касается до содержания владычных бояр, то,  как  видно,
они получали поместья и от царя, ибо новгородский архиепископ Леонид,  давши
в 1574 году поместье боярину  своему  Фомину,  пишет  в  грамоте:  "Дано  то
поместье на время, до тех пор, пока его государь пожалует, здесь  в  Великом
Новгороде велит дать поместье".
   На соборе 1551 года был поднят опять важный вопрос-о церковных недвижимых
имуществах; в первый раз решились постановить некоторые  пределы  увеличения
этих имуществ; собор определил: вперед архиепископам, епископам и монастырям
вотчин без царского ведома и доклада не покупать ни  у  кого,  а  князьям  и
детям боярским и всяким людям вотчин без докладу не продавать; а  кто  купит
или продаст-у купца деньги пропали, а у продавца-вотчина: взять  вотчину  на
государя безденежно. Вотчины,  данные  или  которые  вперед  будут  даваться
монастырям по душам в поминок, не выкупаются никем и никаким  образом.  Если
при отдаче  вотчин  в  монастырь  датель  напишет  в  духовной,  данной  или
какой-нибудь крепостной грамоте, что родичи могут выкупить ее  за  известную
сумму денег, то пусть родичи выкупают по старине, как водилось  при  отце  и
деде государевом. Которые царские поместные и черные земли задолжали у детей
боярских и у крестьян и насильством поотнимали их владыки  и  монастыри  или
которые земли писцы отдали владыкам и монастырям, норовя им, если владыки  и
монастыри починки поставили на государевых землях, сыскать, чьи  земли  были
исстари, за тем и утвердить  их.  Возвратить  назад  села,  волости,  рыбные
ловли, всякие угодья и  оброчные  деревни,  отданные  после  великого  князя
Василия боярами владыкам и монастырям; сделать то же с ругами и милостынями,
приданными  монастырям  и  церквам  после  великого  князя  Василия;   также
милостыни, обращенные из временных в постоянные, сделать опять временными. В
Твери, Микулине, Торжке, Оболенске, на Белеозере и в Рязани,  также  князьям
суздальским, ярославским и стародубским  без  государева  доклада  вотчин  в
монастыри по душе не давать; если отдадут,  то  брать  вотчину  у  монастыря
безденежно  на  государя;  вотчины,  отданные  без  государева  доклада   до
настоящего приговора, брать на государя, но платить за них деньги по мере  и
отдавать их в поместья. В 1573 году по государеву приказу митрополит Антоний
и весь освященный собор и все бояре приговорили: в  большие  монастыри,  где
вотчин много, вперед вотчин не давать; если вотчина будет уже и написана, то
ее в поместной избе не записывать, а отдавать роду и племени служилым людям,
чтоб в  службе  убытка  не  было  и  земля  из  службы  не  выходила  бы;  а
монастырских вотчин  вотчичам  вперед  не  выкупать.  Но  кто  даст  вотчину
монастырям малым, у которых земель мало, то эти  вотчины,  доложа  государю,
записывать.  В  1580  году  сделан  был  шаг  более  решительный-в  соборном
приговоре, состоявшемся 15 января, говорится: "Ради надлежащего  варварского
прещения, от турского, крымского, ногай, от  литовского  короля,  с  которым
совокупились ярым образом Польша,  венгры,  немцы  лифляндские  и  шведские,
соединились  как  дикие  звери,  надмились  гордостно  и   хотят   истребить
православие; ради того, чтоб церкви божии и священные места были без мятежа,
а воинский чин ополчался крепко на брань против врагов креста Христова,  мы,
Антоний митрополит всея Руси с благочестивым царем и великим  князем  Иваном
Васильевичем всея Руси, с  сыном  его  князем  Иваном  Ивановичем,  со  всем
священным собором и царским синклитом, уложили так: сколько ни есть земель и
земляных угодий, до сих пор данных в митрополии, епископии и по  монастырям,
из них да не исходит, ни по какому суду, ни по какой тяжбе не берут их и  не
выкупают; что и не утверждено крепостями, и того не  выкупать,  и  вперед  с
монастырями о вотчинах не тягаться. А от сего дня, 15 января на  последующее
время вотчинникам вотчин своих по душам не  отдавать,  а  давать  за  них  в
монастыри деньги, и села брать наследникам, хотя бы кто и далеко был в роду.
А если у кого не будет роду и дальнего, то  вотчину  брать  на  государя,  а
деньги за нее платить из казны; митрополиту, владыкам и монастырям земель не
покупать и в закладе не держать, а кто после этого уложения купит землю  или
закладную станет за собою держать, то землю брать  на  государя;  а  которые
теперь закладни за митрополитом, владыками и монастырями, те земли брать  на
государя ж, а в деньгах  ведает  бог  да  государь,  как  своих  богомольцев
пожалует. Которые вотчины княженецкие даны прежде, и  в  тех  волен  бог  да
государь, как своих  богомольцев  пожалует.  Вперед  княженецких  вотчин  не
брать; а кто возьмет без государского ведома, те вотчины взять  на  государя
безденежно; кто купил княженецкие вотчины, и те вотчины взять на государя, а
в деньгах ведает бог да государь, как своих богомольцев пожалует. У которого
монастыря убогого земли будет мало, или вовсе не будет,  то  он  бьет  челом
государю, и государь с митрополитом и  боярами  соборно  приговоря,  устроят
монастырь землею, как будет пригоже".
   Касательно сборов с духовенства в пользу архиереев собор  1551  года,  по
жалобе новгородских священников, отменил праздничный сбор  с  священника  по
алтыну, с дьякона по три деньги; относительно подвод новгородскому владыке с
монастырей и городских священников положено не брать  больше  прежнего.  Как
видно также духовенство помогало епископам  при  построении  и  поправке  их
домов; так, псковский летописец под 1535  г.  говорит:  начали  делать  двор
владычный во Пскове, а священники не пособили ни в  чем,  монастыри  же  все
мшили горницы и повалушу склали. Псковское духовенство давало  новгородскому
владыке корм, когда он приезжал во  Псков;  по  этому  случаю  под  1544  г.
летописец рассказывает следующее:  владыка  Феодосий  приехал  во  Псков,  и
отделились  от  городских  попов  от  всех  семи  соборов  сельские  попы  и
пригородские, потому что городские попы взяли с  них  корму  больше,  чем  с
себя, и было у них смятение большое; владыка  дал  им  особого  старосту.  В
Стоглаве, т. е. в постановлениях  собора  1551  г.,  читаем:  в  Москве,  на
митрополичьем дворе, вечная тиунская пошлина ведется, называемая крестец: из

Страницы: «« « 710   711   712   713   714   715   716   717   718  719   720   721   722   723   724   725   726   727   728  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен