Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 707   708   709   710   711   712   713   714   715  716   717   718   719   720   721   722   723   724   725  » »»

за то, что не ходят в церковь к  началу  службы.  Относительно  иконописания
собор постановил: писать живописцам иконы с древних образов,  как  греческие
живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловутые живописцы, а
от своего замышления ничего не изменять. Архиепископы  и  епископы  по  всем
городам и весям и по монастырям "испытывают мастеров  иконных  и  их  письма
сами  смотрят;  каждый  в  своем  пределе  избирает  несколько   живописцев,
нарочитых мастеров, и приказывает им смотреть над всеми иконописцами, чтоб в
них худых и бесчинных не было, а сами архиепископы и  епископы  смотрят  над
теми избранными живописцами и берегут  этого  дела  накрепко,  а  живописцев
берегут и почитают больше простых людей;  вельможи  и  простые  люди  должны
также живописцев во всем почитать. Относительно изображений святых во Пскове
в 1540 году было любопытное происшествие: к Успеньеву дню старцы,  переходцы
с иной земли, привезли образ св. Николая и св. Пятницы  на  рези  в  храмцах
(киотах);  во  Пскове  таких  икон  на  рези  прежде  не  бывало,  и  многие
невежественные люди поставили это за  болванное  поклонение:  была  в  людях
молва большая и  смятение;  простые  люди  начали  священникам  говорить,  а
священники пошли к наместникам и  дьякам  с  собора,  что  в  людях  большое
смятение; старцев  схватили,  а  иконы  послали  к  архиепископу  в  Великий
Новгород. Владыка Макарий сам молился пред этими святыми иконами, молебен им
собор но пел, честь им воздавал, сам проводил до судна и велел псковичах эти
иконы у старцев выменять и встречать их соборно.
   На жалобу царя, что  ученики  учатся  грамоте  небрежно,  собор  отвечал:
ставленников святители строго допрашивают: почему мало умеют грамоте? И  они
отвечают: "Мы учимся у своих отцов  или  у  своих  мастеров,  а  больше  нам
учиться негде"; но отцы их и мастера и сами мало умеют, тогда как  прежде  в
Москве, Великом Новгороде и по иным городам многие училища бывали,  грамоте,
писать, петь и читать учили;  и  мы  по  царскому  совету  собором  уложили:
выбирать добрых  священников,  дьяконов  и  дьяков  женатых,  благочестивых,
грамоте, читать и писать гораздых, и у них устроить в домах училища: учили б
они детей со всяким духовным  наказанием,  более  же  всего  учеников  своих
берегли и хранили во  всякий  чистоте  и  блюли  их  от  всякого  растления,
особенно от скверного содомского греха и  рукоблудия.  В  Новгороде  Великом
попы, дьяконы, дьяки, пономари, просвирни и уличане к  церкви  принимают  за
большие деньги, на пономаре берут рублей 15, а иногда 20 и 30,  и  кто  даст
деньги, с тем идут к владыке всею улицею: а если владыка  пришлет  к  церкви
попа хорошего поведения и грамоте гораздого, но если этот поп больших  денег
уличанам не даст, то они его не примут. Вследствие  этих  злоупотреблений  и
постановлено было известное уже нам правило об избрании священнослужителей.
   О церковном суде собор постановил: весь священнический  и  иноческий  чин
судят сами святители с великим истязанием и обыском, соборно,  по  священным
правилам, во всех духовных делах и в прочих, кроме душегубства  и  разбоя  с
поличным, или судят те, кому святители велят судить, а не от мирских. А  что
по  монастырям,  у  архимандритов,  игуменов  и  строителей   есть   царские
жалованные грамоты, где написано,  что  не  судить  владыкам  архимандритов,
игуменов, попов, чернецов и всякий причт церковный, то грамоты эти  давались
вопреки священным правилам и впредь таким грамотам не быть. Если кому-нибудь
из священнического или иноческого чина случится искать своих обид на мирских
людях, то они ищут пред мирскими судьями,  с  которыми  вместе  должны  быть
святительские судьи, десятские  священники  и  земские  старосты.  При  суде
крестное целование и поле не допускаются, употребляется только  обыск;  если
же свидетелей нет и обыск невозможен, то употребляется жребий:  чей  наперед
вынется, тот и прав. Крестного целования и поля священническому и иноческому
чину не присужать ни в каких делах, кроме душегубства и разбоя с поличным: в
таких винах мирские судьи  судят  по  мирским  законам.  Монастыри  и  казны
монастырские ведают и отписывают по  всем  монастырям  царские  дворецкие  и
дьяки, и  приказывают  архимандритам,  игуменам  и  строителям  с  соборными
старцами, и считают архимандритов, игуменов и строителей во всем  приходе  и
расходе, да непорочен будет суд святительский. Если митрополит нездоров,  то
вместо себя приказывает  судить  владыке  сарскому  и  подонскому  со  всеми
архимандритами и игуменами соборно; а  бояре  митрополичьи  в  этом  суде  у
святителей не сидят, кроме писарей, кому дело записывать;  владыка,  судивши
соборно и обыскавши достоверными  свидетелями,  судный  список  кладет  пред
митрополитом и ставит перед  ним  обоих  истцов,  и  митрополит,  выслушавши
описок и спросивши истцов, был ли им такой  суд,  решает  дело  соборно,  по
священным  правилам.  Если   на   которых-нибудь   духовных   пастырей,   на
архимандритов и  игуменов  великих  честных  монастырей  станут  бить  челом
жалобщики об управах, то святители за ними недельщиков своих не  посылают  и
на поруку их не дают, а посылают к  ним  свои  грамоты  именные,  за  своими
печатями, с теми жалобщиками, чтоб с ними управились; а по жалобщиках  брать
поруки, чтоб им явиться на  срок,  если  не  управятся;  сроки  в  посыльных
грамотах архимандритам и игуменам назначать по жалованным и уставным царским
грамотам, исключая духовных дел; жалобщики должны отдавать посыльные грамоты
архимандритам и игуменам  перед  братиею  на  соборе;  если  архимандриты  и
игумены не управятся с жалобщиками, то пусть присылают к ответу  слуг  своих
вместо себя, а захотят сами ехать к ответу-в том  их  воля.  В  духовных  же
делах архимандриты и игумены ездят к  ответу,  как  им  святители  велят;  в
случае ослушания отправляется за ними пристав с записями и ставит  их  перед
святителем. Царским боярам и дворецким,  митрополичьим  и  владычним  боярам
игуменов, игуменей и строителей ни в  которых  делах  не  судить,  судят  их
святители сами по священным правилам. А по рядным грамотам, по духовным,  по
кабалам, в поклажах, боях, грабежах и в прочих всяких делах, кроме духовных,
попов, дьяконов и всех причетников и мирских  людей,  приказывают  святители
судить  своим  боярам,  а  у  бояр  в  суде  сидеть   старостам   поповским,
пятидесятским и десятским по неделям, то две и по три, да градским старостам
и целовальникам, да земскому дьяку, которым государь прикажет. Судные списки
бояре полагают перед святителей и ставят обоих истцов;  святители,  выслушав
список, спросят обоих истцов: "Такой суд им был ли?" И когда те окажут,  что
был, то святители, обговорив список с искусными людьми, велят учинить управу
и взять пошлины на виноватом. Где прежде  при  великих  чудотворцах,  Петре,
Алексии, Ионе, жили десятинники,  ведали  и  судили  весь  священнический  и
иноческий чин, все причты церковные и прочих  людей  во  всех  делах,  кроме
духовных, и теперь там быть десятильникам и судить, а на  суде  у  них  быть
"поповским старостам и десятским, также земским старостам,  целовальникам  и
земским  дьякам;  чинят  они  управу  по  суду  и   обыску   беспосульно   и
безволокитно; священникам и дьяконам к полю и крестному целованию  срока  не
назначают без святительского ведома; если которого дела не смогут решить, то
обоим истцам назначают срок стать перед святителем. Корчем десятильникам  не
держать,  держать  им  питье  про  себя.  Земские  старосты,   целовальники,
поповские старосты и десятские священники  должны  наблюдать  за  поведением
десятинников и в случае злоупотреблений писать к владыке, а если владыка  не

Страницы: «« « 707   708   709   710   711   712   713   714   715  716   717   718   719   720   721   722   723   724   725  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен