Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 712   713   714   715   716   717   718   719   720  721   722   723   724   725   726   727   728   729   730  » »»

тяжбах монастырских крестьян с чужими  крестьянами  доводчик  отправлялся  к
суду, где должен был накрепко беречь монастырских крестьян, поминков и  езду
с них не брать, но тот крестьянин, у кого дело, должен везти его и  кормить.
При выдаче замуж монастырской крестьянки в чужую волость  тот,  кто  выдает,
платит  прикащику  за  куницу  два  алтына;  если  же  брак  заключен  между
крестьянами монастырских волостей, то прикащик берет алтын с князя и княгини
(с молодых), а приведут невесту из чужой волости в монастырскую, то взять  с
молодых четыре деньги московских. Поедут по волостям торговые люди с  вином,
то прикащик должен запретить  принимать  их  на  подворье;  ни  сам  он,  ни
крестьяне, ни козаки не должны покупать у  них  вина,  не  должны  и  своего
курить; если же крестьянин или козак купит вина, то платит пеню на монастырь
прикащику и доводчику. Если крестьяне или козаки станут между  собою  или  с
прохожими  козаками  играть  зернью,  то  прикащик  берет  на  них  пеню  на
монастырь, себе  и  доводчику  и  выбивает  их  вон  из  волости;  а  станет
какой-нибудь козак играть зернью, то прикащик выбивает его вон, а у кого  он
жил на подворье, на том доправляет пеню. Если прикащик или  доводчик  обидит
крестьянина или козака, то быть ему  от  игумена  в  пользе  и  смирении,  и
доправить  на  нем  вдвое  в  пользу  обиженного.  В  1561  году   крестьяне
монастырского соловецкого села Пузырева в Бежецком Верху били челом тому  же
игумену, что прикащики монастырские берут оброк  и  пошлины  и  дела  делать
велят не по жалованным грамотам и не по окладу;  что  прикащик,  когда  дает
хлеба взаймы, берет на сопь на две третью и поминки, и если хлеб  дорог,  то
дает хлеб в деньги по торговой цене, а не в заем. Вследствие этой жалобы св.
Филипп дал им уставную грамоту, в которой определен  оброк:  "С  выти  по  4
четверти ржи и столько же овса, на госпожин день по сыру сухому,  на  Покров
по 50 яиц, по хлебу и по калачу; на  прикащика,  на  слугу  и  на  доводчика
крестьяне должны молоть  рожь  на  хлебы  и  солод  на  квас,  привозить  на
монастырский двор по три воза дров с выти, возить повоз в разные  города  по
лошади с выти; доводчику с выти по гривне московской,  да  въезжего  по  три
деньги с дома. Судит прикащик, а с ним на суде быть священнику да крестьянам
пяти или шести добрым и средним, и на виноватом брать  пошлину.  Определено,
что платить прикащику и  доводчику  с  браков,  с  продажи  лошади,  коровы,
хоромины. Крестьяне обязаны были также чинить  монастырский  двор  и  гумно,
перестраивать  хоромы;  прикащика  должны  были  слушаться  во  всем  и   на
монастырское дело ходить на солнечном всходе, как десятский весть подаст,  а
кто не придет, платит заповедь прикащику две деньги и доводчику с  десятским
две деньги; если прикащик позовет крестьян  на  монастырское  дело  в  честь
сверх урока, то пришедших кормить монастырским хлебом. У которых крестьян на
полях рощицы, то им их  беречь,  на  дрова  и  на  жерди  не  сечь,  а  кому
понадобится столп, подпор или переклад, то сечь деревья, доложа прикащика, а
кто будет сечь без доклада, тот платит заповедь на  монастырь.  Хлеб  давать
взаймы крестьянам, рожь и овес, без наспу  и  не  в  цену,  а  брать  у  них
пылового и на умер в год с четверти: со ржи по четыре деньги  московской,  с
овса - по две деньги, также  поступать  и  в  неурожайные  годы.  Крестьянам
вольно дворами и землями меняться и продавать их, доложа  прикащика;  а  кто
свой жребий продаст или променяет, прикащику  брать  явки  с  обеих  половин
полполтины на монастырь; кто продаст свой жребий, а сам пойдет  за  волость,
на том брать похоромное сполна, а с купца брать порядное, смотря по земле  и
по угодью; кому не поживется и захочет пойти из волости вон, а купца на  его
жребий не будет, на том брать похоромное сполна, а его выпускать по сроку".
   В  1564  году  старосты  и  целовальники,  и  все  волощане  монастырской
Соловецкой волости Сумы, и крестьяне деревенские, и все козаки  волостные  и
деревенские били челом св. Филиппу, что у них в Суме  между  собою  смущение
живет великое относительно разрубов  (раскладки  податей)  и  всяких  тягол.
Игумен, посоветовавшись с братнею, написал им такой указ:  "Как  случится  у
вас разруб в волости, то вы бы  выбрали  из  больших  из  лучших  людей  два
человека, из средних два, из меньших два, из козаков два,  и  те  бы  восемь
человек сидели у вас в окладе и складывали земских людей и козаков  в  божию
правду, кого чем пригоже, кто чего достоин, другу б не дружили,  недругу  не
мстили, и посулов бы эти выборные люди окладчики не  брали;  а  кто  из  них
возьмет посул или не захочет быть окладчиком, того давать на крепкие  поруки
и назначать им срок становиться на суд перед ними в монастыре. Кого  земских
людей и козаков окладчики  обложат,  и  те  бы  люди  платили  безо  всякого
перевода, а кто заупрямится, не станет платить, и  вы  бы  у  тиуна  просили
доводчика и велели на  тех  ослушниках  доправлять  бессрочно.  Придется  по
царской грамоте платить примет, обежные  деньги,  и  вы  бы,  земские  люди,
платили по обжам, а не по животам и не по головам,  а  козаки  бы  этого  не
платили; а придет служба ратчина, и вы бы платили по  обжам  и  животам,  по
промыслам и головам, земские люди и козаки все без отмены,  по  рассуждению,
кто чего стоит. В приметных же отписях пишутся разные  деньги:  наместничьи,
дьяческие, старост городовых, целовальнические, пленным на окуп,  пищальные,
посошные, в городовое дело, в мостовщину, хлебные: то вы бы земские  люди  и
козаки все эти разные деньги платили по рассуждению, по животам, промыслам и
головам в тот год,  когда  службы  ратчины  нет;  если  же  случится  служба
ратчина, то все эти разные деньги платят земские  люди  по  обжам,  животам,
промыслам и головам, а козаки в этот год этих денег не платят,  платят  одну
ратчину. Если таможные деньги возьмут на землю, то  земские  люди  и  козаки
платят их по торгам и головам, а не по  животам:  кто  больше  торгует,  тот
больше и дает. Выгоозерского волостеля корм платится  с  обеж;  а  прогонные
деньги,  подводы  разрубали  бы  земские  люди  по  обжам   и   цренам   (по
соловарению). У которых козаков дворы свои, лошадей и коров держат,  на  тех
бы вы клали выть не целую, по рассуждению, кто чего стоит. У которых земских
людей есть дети или племянники взрослые, которые могут зверя бить,  птицу  и
рыбу ловить, ягоды и грибы брать, то вы бы на них клали  против  козаков  по
рассуждению, кто чего достоин.  По  грехам  случится  головщина,  то  вы  бы
разрубали по головам, земские люди и козаки, по  рассуждению.  О  цренах  мы
уложили во всех наших деревнях цреном варить зимою и летом 160  ночей,  дров
на црену сечь на год 600 сажен, запасать дров только на один год, не больше,
а кто станет прибылые ночи варить или лишние дрова сечь, или запасать  более
чем на год, с таких брать  пеню  на  монастырь".  Далее  в  грамоте  следуют
определения,  что  крестьяне  должны  платить  тиуну,  доводчику,  старосте,
биричу. Старосте и биричу все, и  земские  люди  и  козаки,  должны  платить
поголовно по московке, исключая тех, кому меньше 15 лет.  В  селе  Соболеве,
принадлежавшем Троицкому Сергиеву монастырю, крестьяне платили  монастырю  с
выти по три рубля в год, да прикащику давали со всей волости по 20 четвертей
ржи, столько же овса, четыре раза в  год-на  Велик  день,  на  Петров  день,
осенью и на Рождество Христово по алтыну с выти, потом с  целой  волости  по
рублю денег ежегодно и обязаны были накашивать ему 60  копен  сена.  Стоглав
определил: архимандритам,  игуменам  и  строителям  в  объезд  не  ездить  и
чернецов в посельские не посылать, посылать в посельские слуг добрых: а  для

Страницы: «« « 712   713   714   715   716   717   718   719   720  721   722   723   724   725   726   727   728   729   730  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен