Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 708   709   710   711   712   713   714   715   716  717   718   719   720   721   722   723   724   725   726  » »»

управит, писать царю; тогда десятиннику быть  от  царя  в  великой  опале  и
взятое  напрасно  доправляется  с  него  втрое.  Десятинники  могут   давать
обвиненного  на  поруку  только  тред  поповскими  старостами  и  десятскими
священниками или перед  земскими  старостами  и  целовальниками,  причем  от
поруки и поклонного не берут  ничего;  обыски  пишут  дьячки  церковные  или
земские перед десятскими, старостами и целовальниками.  Святительскую  дань,
десятильничьи пошлины, корм, заезд и  венечную  пошлину  должны  собирать  и
доставлять владыке старосты земские и поповские и десятские  священники,  по
книгам, которые пришлет к ним владыка; венечной пошлины  сбирать  с  первого
брака алтын, со второго два, с третьего три (четыре).
   Относительно беспорядков в богадельных избах собор  отвечал:  да  повелит
благочестивый царь всех больных  и  престарелых  описать  по  всем  городам,
отдельно от здоровых строев, и в каждом городе устроить богадельни мужские и
женские, где больных,  престарелых  и  не  имущих  куда  голову  подклонить,
довольствовать пищею и одеждою, а боголюбцы пусть милостыню и все  потребное
им приносят, да приставить к ним здоровых строев  и  баб  стряпчих,  сколько
будет пригоже; священникам добрым, целовальникам или городским людям  добрым
смотреть, чтоб им насильства и обиды от стряпчих не было; священники  должны
приходить к ним в богадельни, поучать их страху божию, чтоб жили в чистоте и
покаянии, и совершать все требы. Чтоб здоровые строи с женами по богадельням
не жили, а питались бы от боголюбцев,  ходя  по  дворам;  которые  же  могут
работать, работали бы.
   О выкупе пленных собор отвечал: которых окупят царские послы в  ордах,  в
Царе-граде, в Крыму, в Казани или Астрахани, или в Кафе, или сами откупятся,
тех всех пленных окупать из царской казны. А  которых  пленных  православных
христиан окупят греки, турки, армяне или другие гости и приведут в Москву, а
из Москвы захотят их опять с собою повести, то этого им не позволять, за  то
стоять крепко и пленных окупать из царской же казны, и сколько  этого  окупа
из царской казны разойдется, и то раскинуть  на  сохи  по  всей  земле,  чей
кто-нибудь-всем  ровно,  потому  что  такое  искупление   общею   милостынею
называется. Но когда статьи соборного постановления были посланы в  Троицкий
Сергиев  монастырь  к  бывшему  митрополиту  Иоасафу,  бывшему   ростовскому
архиепископу Алексию,  бывшему  чудовскому  архимандриту  Вассиану,  бывшему
троицкому игумену Ионе и всем соборным старцам, то они, утвердив все статьи,
о выкупе пленных написали: "Окуп брать не с сох, а с архиереев и монастырей.
Крестьянам, царь государь, и так много тягости; в своих  податях,  государь,
покажи им милость".
   Затретив   остальные   беспорядки,   указанные   царем,   без   особенных
подробностей, собор обратил внимание еще на некоторые бесчинства и суеверия:
на свадьбах играют скоморохи, и, как в церкви венчаться поедут, священник  с
крестом едет, а перед ним скоморохи с  играми  бесовскими  рыщут.  Некоторые
тяжутся не прямо и, поклепав, крест целуют или образа святых, на поле бьются
и кровь проливают: и в то время волхвы и чародеи помощь им оказывают, кудесы
бьют, в Аристотелевы врата и в рафли смотрят, по звездам и планетам  глядят,
смотрят дней и часов и, на такие чародейства надеясь, поклепца и ябедник  не
мирятся, крест целуют и на поле  бьются  и  убивают.  Запрещено  мужчинам  и
женщинам, монахам и монахиням мыться в  бане  в  одном  месте:  этот  обычай
указан во Пскове. По дальним сторонам ходят скоморохи,  собравшись  большими
ватагами до 60, 70 и до 100 человек, по деревням у  крестьян  силою  едят  и
пьют, из клетей имение грабят, а по дорогам людей разбивают. Дети боярские и
люди боярские и всякие бражники зернью играют и пропиваются,  ни  службы  не
служат, не промышляют, и от них всякое зло делается: крадут  и  разбивают  и
души губят. По погостам и селам ходят  лживые  пророки,  мужики,  женщины  и
девицы и старые бабы, нагие и 6осые, волосы отрастив и распустя, трясутся  и
убиваются, и говорят, что им является св. Пятница и св. Анастасия и велят им
заповедать христианам кануны завечивать; они же  заповедовают  христианам  в
среду и пятницу ручного дела не делать, женщинам не прясть, платья не  мыть,
каменей не разжигать. Собор  запрещает  заниматься  злыми  ересями,  которые
перечисляются: рафли, шестокрыл,  воронограй,  острономия,  задей,  алманах,
звездочетьи, Аристотель,  Аристотелевы  врата  и  иные  cocтавы  и  мудрости
еретические и коби бесовские; вооружается против известных уже нам суеверий,
которым предавался народ в Троицкую субботу, Иванов день, Великий  четверток
и проч.
   Мы видели, какого рода насилия позволяли себе сильные над слабыми в  быту
помещичьем и  крестьянском;  челобитная  царю  игумена  Кирилло-Белозерского
монастыря и братии на старца Александра показывает, что мог  позволять  себе
тогда дерзкий человек даже в монастыре: "Живет, государь, тот  Александр  не
по чину монастырскому: в церковь не ходит, а строит  пустыню,  где  и  живет
больше, чем в монастыре; монастырь опустошает, из казны, погребов, с  сушила
всякие запасы, из мельниц муку и солод, из сел всякий хлеб берет и  отсылает
к себе в пустыню; приехавши в монастырь, игумена и старцев  соборных  бранит
б........ детьми, а других старцев из собору  выметал  и  к  морю  разослал;
прочую братию служебников  и  клирошан  колет  остном  и  бьет  плетми,  без
игуменского и старческого совета, и на цепь и в железа сажает. Строителем он
был в Москве без малого семь лет, а отчета  в  монастырской  казне  не  дал.
После ефимона на погребе пьет силою с теми людьми, которых берет с  собою  в
пустыню; братии грозит, хочет на цепь и в железа сажать на  смерть,  и  тебе
же, государю, хочет оговаривать ложью старцев и всю братию,  и  от  тех  его
побой и гроз братия бегут розно. Православный царь государь! Укажи нам,  как
с Александром прожить;  а  про  пустыню,  про  его  строенье  вели  сыскать.
Общежительство Кирилловское он разоряет, слуг и  лошадей  держит  особенных,
саадаки, сабли и ружницы возит с собою, солью торгует на себя, лодки у  него
ходят отдельно от монастырских". Царь Иоанн с своей стороны упрекал монахов,
что они обращают слишком много внимания на знатных постриженников,  в  угоду
им нарушают древние строгие уставы монастырские; в знаменитом послании своем
в Кириллов-Белозерский монастырь он пишет: "Подобает вам усердно последовать
великому чудотворцу Кириллу, предание его крепко держать,  о  истине  крепко
подвизаться, а не быть бегунами, не бросать щита: возьмите вся оружия  божия
и не предавайте чудотворцева предания  ради  сластолюбия,  как  Иуда  предал
Христа ради серебра. Есть у вас Анна и Каиафа, Шереметев и Хабаров,  есть  и
Пилат, Варлаам  Собакин,  и  есть  Христос  распинаем-чудотворцево  предание
презренное. Отцы святые! В малом допустите  ослабу-большое  зло  произойдет.
Так, от послабления  Шереметеву  и  Хабарову  чудотворцево  предание  у  вас
нарушено. Если нам благоволит бог у вас постричься, то монастыря уже  у  вас
не будет, а вместо него будет царский двор! Но тогда зачем идти  в  чернецы,
зачем говорить "отрицаюсь от мира и от всего, что в мире!" Постригаемый дает
обет: повиноваться игумену, слушаться всей братии и любить ее: по Шереметеву
как назвать монахов братиею? У него и десятый холоп, что в келье живет,  ест
лучше братий, которые в трапезе едят. Великие светильники-Сергий  и  Кирилл,
Варлаам, Димитрий, Пафнутий и многие преподобные в Русской земле  установили

Страницы: «« « 708   709   710   711   712   713   714   715   716  717   718   719   720   721   722   723   724   725   726  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен