Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Томилов В.В. - Маркетинг рабочей силы

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 80
Размер файла: 377 Кб
Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25   26   27   28   29  » »»

здесь особую роль играет учет тех факторов, которые влияют на деятельность
предприятия сегодня или окажут доминирующее воздействие в перспективе.

Таким образом, сегментация рынка труда представляет собой процесс разбивки
предложения рабочей силы и спроса на нее на группы, выражающие
совокупности, которые одинаково реагируют на один и тот же побудительный
мотив занятости.

Объектами сегментирования на рынке труда выступают как работодатели, так и
наемные работники. Сегментация рынка с позиции работодателей позволяет
оценить их потребности и наилучшим образом к ним адаптироваться. В тех
случаях, когда объектом сегментации выступают наемные работники,
формируется представление о тех группах, которые характеризуют их
совокупность (по качественным и количественным характеристикам,
поведенческим функциям и т.п.). Так, с позиции качества рабочих мест в
самом общем виде рынок труда можно представить в виде двух основных его
сегментов: рынка квалифицированных и низкоквалифицированных рабочих мест. В
первом сегменте сосредоточены рабочие места, требующие квалифицированной
подготовки определенного уровня. На них, как правило, заняты работники,
имеющие высшее и специальное среднее образование. Они представляют
административно-управленческий персонал, инженерно-технических работников,
работников с высокой и средней квалификацией. Данная группа имеет
относительно высокий уровень заработной платы и определенные стабильные
гарантии занятости. Второй сегмент состоит из рабочих мест, занятость на
которых не требует специальной подготовки и высокой квалификации. В него
входят рабочие места, рассчитанные на квалифицированных рабочих, работников
сферы обслуживания, служащих. Для этого сегмента характерны более низкий
уровень оплаты труда и меньшие гарантии занятости.

Сегментацию же профессиональной структуры предложения рабочей силы можно
провести по следующим группам:

  
    профессии высококвалифицированного, творческого и интеллектуального
    труда, спрос на которые растет;

  
    массовые сквозные профессии межотраслевого применения стабильного
    спроса: потребность производства в этих работниках определяется
    тенденциями экономики;

  
    непривлекательные профессии тяжелого, малоквалифицированного ручного и
    вредного труда, не соответствующие социально-культурным и
    психофизическим требованиям современной рабочей силы. До сих пор они
    характеризовались острым дефицитом кадров и низким качеством трудового
    потенциала;

  
    профессии, потребность производства в которых падает в результате
    структурной и технологической перестройки, и высвобождающиеся работники
    должны пройти переподготовку и переквалификацию;

  
    непристижные и малооплачиваемые профессии.

Большинство исследователей приходят к выводу о двойственности современного
рынка труда, где функционируют по крайней мере два неконкурирующих друг с
другом рынка труда, или два сегмента единого рынка труда. Наиболее
упрощенная формула этой сегментации - наличие рынков: а) первичных
(независимых и подчиненных) и б) вторичных рабочих мест и групп рабочей
силы.

Первичные независимые рабочие места занимают специалисты с высшим и средним
специальным образованием, управляющие и администраторы всех звеньев и
высококвалифицированные рабочие. Это высокооплачиваемые группы рабочей
силы, имеющие высокий уровень квалификации, надежные гарантии занятости.
Первичные подчиненные рабочие места занимают техники,
административно-вспомогательный персонал и рабочие средней квалификации.
Здесь также относительно высоки уровень заработной платы и гарантии
занятости. Вторичные рабочие места, как правило, не требуют специальной
подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания,
неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Они концентрируются
преимущественно в небольших фирмах и на второстепенных предприятиях.

Однако можно констатировать появление в наиболее развитых странах нового
типа сегментации рынка труда:

а) рынок, охватывающий быстрорастущие наукоемкие производства и отрасли
сферы услуг с гораздо меньшим средним уровнем концентрации и смешанной в
квалификационном отношении рабочей силой;

б) рынок в старых, традиционных секторах экономики, бывших в недавнем
прошлом главными.

Новые структурные сдвиги в экономике и совокупной рабочей силе
обуславливают изменение традиционных подходов к выделению сегментов рынка
труда. Адекватный меняющимся условиям тип сегментации будет охватывать
быстрорастущее наукоемкое производство, развивающиеся отрасли сферы услуг
со смешанной в профессинально-квалификационном отношении структурой
занятости и меньшей концентрацией рабочей силы и сегмент рынка с
традиционными формами занятости. Особый сегмент рынка формируется в связи с
использованием высококвалифицированных специалистов (научных работников,
системных аналитиков, профессионалов в области информации и др.). Важной
особенностью этого сегмента является то, что часть его работников может

Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25   26   27   28   29  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Томилов В.В., Маркетинг рабочей силы