|
Главная - Наука - Экономика
Томилов В.В. - Маркетинг рабочей силы Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 80 Размер файла: 377 Кб Страницы: «« « 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 » »» здесь особую роль играет учет тех факторов, которые влияют на деятельность
предприятия сегодня или окажут доминирующее воздействие в перспективе.
Таким образом, сегментация рынка труда представляет собой процесс разбивки
предложения рабочей силы и спроса на нее на группы, выражающие
совокупности, которые одинаково реагируют на один и тот же побудительный
мотив занятости.
Объектами сегментирования на рынке труда выступают как работодатели, так и
наемные работники. Сегментация рынка с позиции работодателей позволяет
оценить их потребности и наилучшим образом к ним адаптироваться. В тех
случаях, когда объектом сегментации выступают наемные работники,
формируется представление о тех группах, которые характеризуют их
совокупность (по качественным и количественным характеристикам,
поведенческим функциям и т.п.). Так, с позиции качества рабочих мест в
самом общем виде рынок труда можно представить в виде двух основных его
сегментов: рынка квалифицированных и низкоквалифицированных рабочих мест. В
первом сегменте сосредоточены рабочие места, требующие квалифицированной
подготовки определенного уровня. На них, как правило, заняты работники,
имеющие высшее и специальное среднее образование. Они представляют
административно-управленческий персонал, инженерно-технических работников,
работников с высокой и средней квалификацией. Данная группа имеет
относительно высокий уровень заработной платы и определенные стабильные
гарантии занятости. Второй сегмент состоит из рабочих мест, занятость на
которых не требует специальной подготовки и высокой квалификации. В него
входят рабочие места, рассчитанные на квалифицированных рабочих, работников
сферы обслуживания, служащих. Для этого сегмента характерны более низкий
уровень оплаты труда и меньшие гарантии занятости.
Сегментацию же профессиональной структуры предложения рабочей силы можно
провести по следующим группам:
профессии высококвалифицированного, творческого и интеллектуального
труда, спрос на которые растет;
массовые сквозные профессии межотраслевого применения стабильного
спроса: потребность производства в этих работниках определяется
тенденциями экономики;
непривлекательные профессии тяжелого, малоквалифицированного ручного и
вредного труда, не соответствующие социально-культурным и
психофизическим требованиям современной рабочей силы. До сих пор они
характеризовались острым дефицитом кадров и низким качеством трудового
потенциала;
профессии, потребность производства в которых падает в результате
структурной и технологической перестройки, и высвобождающиеся работники
должны пройти переподготовку и переквалификацию;
непристижные и малооплачиваемые профессии.
Большинство исследователей приходят к выводу о двойственности современного
рынка труда, где функционируют по крайней мере два неконкурирующих друг с
другом рынка труда, или два сегмента единого рынка труда. Наиболее
упрощенная формула этой сегментации - наличие рынков: а) первичных
(независимых и подчиненных) и б) вторичных рабочих мест и групп рабочей
силы.
Первичные независимые рабочие места занимают специалисты с высшим и средним
специальным образованием, управляющие и администраторы всех звеньев и
высококвалифицированные рабочие. Это высокооплачиваемые группы рабочей
силы, имеющие высокий уровень квалификации, надежные гарантии занятости.
Первичные подчиненные рабочие места занимают техники,
административно-вспомогательный персонал и рабочие средней квалификации.
Здесь также относительно высоки уровень заработной платы и гарантии
занятости. Вторичные рабочие места, как правило, не требуют специальной
подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания,
неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Они концентрируются
преимущественно в небольших фирмах и на второстепенных предприятиях.
Однако можно констатировать появление в наиболее развитых странах нового
типа сегментации рынка труда:
а) рынок, охватывающий быстрорастущие наукоемкие производства и отрасли
сферы услуг с гораздо меньшим средним уровнем концентрации и смешанной в
квалификационном отношении рабочей силой;
б) рынок в старых, традиционных секторах экономики, бывших в недавнем
прошлом главными.
Новые структурные сдвиги в экономике и совокупной рабочей силе
обуславливают изменение традиционных подходов к выделению сегментов рынка
труда. Адекватный меняющимся условиям тип сегментации будет охватывать
быстрорастущее наукоемкое производство, развивающиеся отрасли сферы услуг
со смешанной в профессинально-квалификационном отношении структурой
занятости и меньшей концентрацией рабочей силы и сегмент рынка с
традиционными формами занятости. Особый сегмент рынка формируется в связи с
использованием высококвалифицированных специалистов (научных работников,
системных аналитиков, профессионалов в области информации и др.). Важной
особенностью этого сегмента является то, что часть его работников может
Страницы: «« « 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |