|
Главная - Наука - История
Замыслов Валерий - Иван Болотников Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 124 Размер файла: 672 Кб Страницы: «« « 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 » »» - Духовный отец наш Паисий помре, осиротил Угожи, ушел ко
господу. Неможно приходу без попа. Кому ныне о душе скорбящей
поведать, кому справлять в храме требы?
- Неможно, Арефий. Скорбим! - дружно воскликнули старцы.
Арефий поднялся с лавки, ткнул перед собой посохом, ступил на шаг
к Васюте.
- Тебя, чадо, просим. Возлюби мир, стань отцом духовным.
Васюта опешил, попятился к двери.
- Да вы что?! Какой из меня пастырь?.. Не, я к озеру. Мне невод
тянуть.
Но тут его ухватил за полу сермяги тиун.
- Погодь, Васютка. Мекай, что старцы сказывают. Храму батюшка
надобен.
- Не пойду!.. Ишь, чего вздумали.
- Угомонись. Выслушай меня, чадо, - Арефий возложил трясущуюся
руку на плечо Васюты. - Ты хоть и млад, но разумен. Добролик, книжен,
один на все Угожи грамоте горазд. Богу ты будешь угоден, и владыка
святейший благословит тебя на приход. Ступай к нему и возвернись в
сане духовном. (В XVI веке специальных духовных учебных заведений, где
бы готовились священники не существовало. Обычно, по смерти попа, мир
снаряжал к патриарху (митрополиту) грамотного человека, который мог бы
читать богослужебные книги. Человек этот, после благополучных смотрин,
"благословлялся на приход".)
- Нет, отцы, не пойду!
Арефий повернулся к тиуну.
- Скликай мир, Истома.
И мир порешил: идти Васюте в стольный град к святейшему.
Поехал с обозом. Везли в царев дворец дощатые десятиведерные чаны
с рыбой. В Ростове Великом пристали к другим оброчным подводам.
- Скопом-то повадней. Чу, Багрей шалит по дороге. Зверь -
ватаман, - гудел подле Васюты возница, с опаской поглядывая на темный
бор.
- Бог не выдаст, свинья не съест. Проскочим, - подбадривал мужика
Васюта. Страх тогда был ему неведом. Другое заботило: как-то встретит
его владыка, не посмеется ли не прогонит ли с патриаршего двора?
"Чудят старцы. Иного не могли сыскать?"
На миру шумели, бородами трясли, посохом стучали.
"Нету иного! Не пошлешь малоумка. Бессребренник, ликом
благообразен. Пущай несет в мир божье слово".
Много кричали. Мужики согласились. Одни лишь парни были против,
шапки оземь:
"Куды ему в батюшки?! Нельзя Васюту до храма, молод. Барабошка
он, рот до ушей. Не пойдем в храм!"
Но старцы их словам не вняли.
"Веселье не грех, остепенится".
Ехал хмурый, в попы не хотелось. Вздыхал дорогой:
"И что это за радость - на девок не погляди, с парнями не
поозоруй. Докука!"
Чем дальше от Ростова, тем глуше и сумрачнее тянулись леса.
Возницы сидели хмурые, настороженные, зорко вглядываясь в пугающую
темень бора. Хоть и топор да рогатина подле, но на них надежа плохая.
У Багрея ватага немалая, не успеешь и глазом моргнуть, как под
разбойный кистень угодишь. Хуже нет на Москву ехать, кругом смута,
шиши да тати. Лихое время! (Шиш - вор, грабитель.)
- Помоги, осподи! - истово крестился возница и тихо ворчал. -
Худо живем, паря, маятно. Куды ни кинь - всюду клин. На барщине спину
разогнуть неколи. Приказчик шибко лютует. Чуть что - и кнут, а то и в
железа посадит.
Возница тяжко вздохнул и надолго замолчал. Чуть повеселел, когда
лес поредел, раздвинулся и обоз выехал к небольшой деревеньке.
- Петровка. Тут, поди, и заночуем. Вон и Егор, большак наш, машет
на постой. К мужикам пойдем кормиться.
В деревеньке тихо, уныло. Утонули в бурьяне курные избенки под
соломенной крышей. Меж дворов бродит тощая лохматая собака.
- Экое безлюдье, - хмыкнул возница. - Куда народ подевался?
Бывало, тут с мужиками торговались. Реки-то у них нет, леща брали.
Обозники распрягли лошадей и пошли по избами. Но всюду было
пусто, лишь у церквушки увидели дряхлого старика в ветхом рубище. Тот
стоял пред вратами на коленях и о чем-то тихо молился.
- Здорово жили, отец, - прервал его молитву Егор.
Старик подслеповато, подставив сухую ладошку к седеньким бровям,
глянул на мужика.
- Здорово, родимый... Подыми-ка меня, мочи нет.
Мужики подхватили деда за руки, подняли.
- Не держат ноги-то, помру завтре. Вы тут, чу, на ночлег станете.
Похороните, родимые, а я за вас богу помолюсь. Не задолго, до солнышка
уберусь. Вот тут, за храмом, и положите.
- Пожил бы, отец. Успеешь к богу-то, - молвил большак.
- Не, родимые, на покой пора.
- А где ж народ, отец?
- Сошли. Кто в леса, а кто в земли окрайные. От Микиты Пупка
сошли, озоровал осударь наш, шибко озоровал. От бессытицы и сбегли.
Старик закашлялся, изо рта его пошла сукровица. Мужики внесли
деда в ближнюю избу, положили на лавку. Когда тот отдышался, Васюта
протянул ему ломоть хлеба.
- Пожуй, отец.
Старик вяло отмахнулся.
- Не, сынок. Нутро не принимает.
- Плох дед. Знать и впрямь помрет, - перекрестился большак и
повелел скликать мужиков.
Растопили печь, сварили уху. Ели споро: рано подыматься.
- Дни погожие, как бы тухлец не завелся, - степенно ронял за ухой
Егор. - Тогда хлебнешь горя. На царевом дворе за таку рыбу не
пожалуют. Либо кнутом попотчуют, либо в темницу сволокут. При государе
Иване Васильевиче знакомца моего, из Ростова, на дыбе растянули.
Доставил на Кормовой двор десять чанов, а один подыспортился. Царев
повар съел рыбину да и слег - животом занедужил. Может, чем и другим
объелся, но указал на большака. Схватили - и на дыбу, пытать зачали.
Пошто-де, государя умыслил извести? Не кинул ли в бочку зелья
отравного? Так и загубили человека.
Страницы: «« « 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |