|
Главная - Наука - История
Замыслов Валерий - Иван Болотников Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 124 Размер файла: 672 Кб Страницы: «« « 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 » »» - Слаб Назарий. Все его били, а он терпел. Нет, я волю свою на
молитвы и вериги не променяю. Нельзя нам, друже, со смирением под
господским кнутом ходить.
- Вот ты каков, - хмыкнул Васюта, - старцу об этом не сказывай.
Обидишь Назария.
Иванка ничего ему не ответил, но после вступил с Назарием в спор.
- А что же ты, старче, обидчику своему простил? Он девушку твою
осрамил, из пистоля тебя поранил, а ты за его злодеяния - в чернецы.
Пошто смирился?
- Не простил, сыне. Но божия заповедь глаголит - не убий. Все от
господа, и я покорился его повелению.
- Покориться злу и неправде?
- Зло не от бога - от темноты людской. Ежели бы все ведали и с
молитвой выполняли божии заповеди, то не стало бы зла и насилия, а все
люди были братьями.
- Но когда то будет?
- Не ведаю, сыне, - глухо отозвался скитник. - Поди, никогда.
Человек греховен, властолюбив и злокорыстен.
- Вот видишь, старче! А ты призываешь к смирению. Но ужель всю
жизнь уповать на одну молитву?
- Токмо в службе создателю спасение человека.
- А богатеи пусть насилуют и отправляют на плаху?
- Они покаются в своих грехах, но кары божией им не миновать.
- Да что нам от их покаяния! Возрадоваться каре божьей на том
свете? Не велика утеха. Нам радость здесь нужна, на земле.
- В чем радость свою видишь, сыне?
- Чтоб вольным быть, старче. И чтоб ниву пахать на себя, а не
боярину. И чтоб не было сирых и убогих. В том вижу радость, Назарий.
Ты же в пустынь призываешь. Худо то, старче, худо терпение твое.
- Но что может раб пред господином?
- Многое, старче!
Болотников поднялся, шагнул к отшельнику, в глазах его блеснул
огонь.
- Господ - горсть, а мужиков да холопов полна Русь. Вот кабы
поднять тяглецов да ударить по боярам. Тут им и конец, и пойдет тогда
жизнь вольготная, без обид и притеснений.
- Побить бояр?.. Христианину поднять меч на христианина? Пролить
реки крови?
- Так, Назарий! Поднять меч и побить. Иначе - неволя.
Отшельник истово закрестился.
- Предерзок ты, сыне. Крамолен. Имей в сердце страх божий, не то
попадешь под гнев всемогущего. Дьявол в тебя вселился. Молись царю
небесному и знай, как многомилостив человеколюбец бог. Мы, люди,
грешны и смертны, а ежели кто нам сделает зло, то мы готовы его
истребить и кровь пролить. Господь же наш, владыка жизни и смерти,
терпит грехи наши, в которых мы погрязли, но он показал, как победить
врага нашего - дьявола. Тремя добрыми делами можно от него избавиться
и одолеть его: покаянием, терпением, милостыней...
- Не хочу! Не хочу безропотно боярские обиды сносить! - выкрикнул
Болотников, и кровь прилила к его щекам.
Скитник стукнул посохом.
- Закинь гордыню, чадо! Никогда зло не приносило добра, а насилие
породит лишь новые злодеяния. Так богом создано, чтоб жил раб и
господин, жил с Христом в душе и без кровопролитий. Иного не будет в
этом мире. То гиль и безбожие.
- Будет, старче! Будет сермяжная Русь вольной! Не все властвовать
боярам. Сметет их народ в твое змеиное болото.
- Замолчи, молодший! Не гневи бога!
- Бог твой лишь к господам милостив, а на мужика-смерда он сквозь
боярское решето взирает.
- Не богохульствуй! Сгинь с очей моих! Не оскверняй сей обители.
ГЛАВА 8
ХРИСТОВЫ ОНУЧИ
Весь день и всю длинную ночь, отказавшись от трапезы, облачившись
в тяжкую власяницу, старец молился. (Власяница - грубая одежда в виде
длинной рубашки из верблюжьей или какой-либо другой шерсти, которую
носили аскеты на голом теле.)
Иванка лежал в сенцах; по кровле тихо сеял дождь, навевая покой и
дрему, на сон долго не приходил: голову будоражили мысли.
"Русь не боярином - народом сильна. Не мужик ли от татар Русь
защитил? Кто с Мамаем на Куликовом поле ратоборствовал? Все тот же
пахарь да слобожанин. А старец - не убий, не поднимай меча, смирись и
терпи. Худо речешь, Назарий, изверился ты в народе, в силе его. Да
ежели народную рать собрать и вольное слово кликнуть - конец боярским
неправдам..."
Из-за неплотно прикрытой двери невнятно доносилось:
- Прости его, господи... Млад, неразумен... Дьявол смущает...
Тяжек грех, но ты ж милостив, владыка небесный... Прости раба
дерзкого. Наставь его, господи!..
"Старец о душе моей печется. Не будет в сердце моем покаяния.
Никогда не смирюсь! Скорее бы в Дикое Поле. Там простор и братство
вольное".
Поутру чинили с Васютой кровлю. Старец же, казалось, не замечал
стука топора он отрешенно лежал на лавке и что-то скорбно бормотал,
поглаживая высохшей рукой длинную бороду.
На другой день, как и предсказывал Назарий, дождь кончился, и
сквозь поредевшие тучи проглядывало солнце. Подновив кровлю, Иванка
вошел в избушку.
- Спасибо тебе за приют, Назарий. Пора нам.
- Провожу, чада, - согласно мотнул головой отшельник. Взял посох
и повел к болоту. Когда вышли на сухмень, скитник указал в сторону
бора.
- Зрите ли ель высоку? Вон та, на холме?
- Зрим, старче.
- К ней и ступайте. А как дойдете, поверните от древа вправо.
Минуете с полверсты - и предстанет вам дорога. На закат пойдете - то к
царевой Москве, на восход - к Ярославу городу... А теперь благословляю
вас. Да храни вас господь, молодшие.
Страницы: «« « 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |