|
Главная - Наука - История
Замыслов Валерий - Иван Болотников Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 124 Размер файла: 672 Кб Страницы: «« « 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 » »» Иванка вспомнил, что в день Вознесения мужики из Богородского шли
в лес; несли с собой дрочену, блины, лесенки, пироги с зеленым луком.
Пировали там до перетемок, а затем раскидывали печево: дрочену и
пироги - на снедь Христу, блины - Христу на онучи, а лесенки - чтоб
мирянину взойти на небо. Девки в этот день завивали березки. Было
поверье: если венок не завянет до Пятидесятницы, то тот, на кого
береза завита, проживет без беды весь год, а девка выйдет замуж.
(Пятидесятница - Духов день.)
Дошли до березняка, поклонились миру.
- Здорово жили, мужики.
Мужики мотнули бородами, а потом обернулись к дряхлому кудлатому
старику в чистой белой рубахе. Тот поднял голову, глянул на парней
из-под ладони и слегка повел немощной трясущейся рукой.
- Здорово, сынки. Поснедайте с нами.
Мужики налили из яндовы по ковшу пива.
- Чем богаты, тем и рады. Угощайтесь, молодцы.
Парни перекрестили лбы, выпили и вновь поясно поклонились.
Трапеза была скудной: ни блинов, ни дрочены, ни пирогов с луком, одни
лишь длинные тощие лесенки из мучных высевок, хлеб с отрубями, капуста
да пиво.
- Знать, и у вас худо, - проронил Иванка. - Сколь деревень
повидал, и всюду бессытица.
- Маятно живем, паря, - горестно вздохнул один из мужиков. -
Почитай, седьмой год голодуем.
- А что ране - с хлебом были?
- С хлебом не с хлебом, а в такой затуге не были. Ране-то общиной
жили, един оброк на царя платили. А тут нас государь владыке Варлааму
пожаловал. Вконец забедовали. Владычные старцы барщиной да поборами
замучили. Теперь кажный двор митрополита кормит.
- И помногу берет?
- Креста нет, парень. Четь хлеба, четь ячменя да четь овса.
Окромя того барана дай, овчину да короб яиц. Попробуй, наберись. А по
весне, на Николу вешнего, владычную землю пашем. И оброк плати и сохой
ковыряй. Лютует владыка. Вот и выходит: худое охапками, доброе
щепотью.
- Нет счастья на Руси, - поддакнул Васюта.
- Э-ва, - усмехнулся мужик. - О счастье вспомнил. Да его испокон
веков не было. Счастье, милок, не конь: хомута не наденешь. И опосля
его не будет. Сколь дней у бога напереди, столь и напастей.
- Верно, Ерема. Не будет для мужика счастья. Так и будем на
господ спину гнуть, - угрюмо изрек старик.
- Счастье добыть надо. Его поклоном не получишь,- сказал
Болотников.
- Добыть? - протянул Ерема, мужик невысокий, но плотный.
- Это те не зайца в силок заманить. Куды не ступи - всюду нужда и
горе. Продыху нет.
- Уж чего-чего, а лиха хватает. Мужичьего горя и топоры не секут,
- ввернул лысоватый селянин в дерюжке, подпоясанной мочальной
веревкой.
- А ежели топоры повернуть?
- Энта куды, паря?
Болотников окинул взглядом мужиков - хмурых, забитых - и в глазах
его полыхнул огонь.
- Ведомо куда. От кого лихо терпим? Вот по нам и ударить. Да без
робости, во всю силу.
- Вон ты куда, парень... дерзкий, - молвил старик. И непонятно
было: то ли по нраву ему речь Болотникова, то ли нелюба.
Ерема уставился на Иванку вприщур, как будто увидел перед собой
нечто диковинное.
- Чудно, паря. Нешто разбоем счастье добывать?
- Разбоем тать промышляет.
- Все едино чудно. Мыслимо ли на господ с топором?
- А боярские неправды терпеть мыслимо? Они народ силят, голодом
морят - и все молчи? Да ежели им поддаться, и вовсе ноги протянешь.
Нет, мужики, так нужды не избыть.
- Истинно, парень. Доколь на господ спину ломать? Не хочу
подыхать е голоду! У меня вон семь ртов, - закипел ражий горбоносый
мужик, заросший до ушей сивой нечесаной бородой.
- Не ершись, Сидорка, - строго вмешался пожилой кривоглазый
крестьянин с косматыми, щетинистыми бровями. - Так богом заведено.
Хмель в тебе бродит.
- Пущай речет, Демидка. Тошно! - вскричал длинношеий, с испитым
худым лицом крестьянин.
Мужики загалдели, затрясли бородами:
- Бог-то к боярам милостив!
- Задавили поборами! Ребятенки мрут!
- А владыке что? На погосте места всем хватит.
- Старцы владычные свирепствуют!
- В железа сажают. А за что? Чать, не лихие.
- Гнать старцев с деревеньки!
- Гнать!
Мужики все шумели, размахивали руками, а Болотникову вдруг
неожиданно подумалось:
"Нет, скитник Назарий, неправедна твоя вера. Взываешь ты к
молитве и терпению, а мужики вон как поднялись. Покажись тут владычный
приказчик - не побоятся огневить, прогонят его с деревеньки. Не хочет
народ терпеть, Назарий. Не хочет!"
И от этих мыслей на душе посветлело.
Мужики роптали долго, но вскоре на рощицу набежал ветер, небо
затянулось тучами, и посеял дождь. Селяне поднялись с лужайки,
разбросали по обычаю хлебные лесенки и побрели по избам.
Сидорка подошел к парням.
- Идем ко мне ночевать.
Лицо его было смуро, с него не сошла еще озлобленность, однако о
прохожих он не забыл.
Сидорка привел парней к обширному двору на две избы. Одна была
черная, без печной трубы; дым выходил из маленьких окон, вырубленных
близ самого потолка. Против курной избы стояла на подклете изба белая,
связанная с черной общей крышей и сенями.
- Добрые у тебя хоромы, - крутнув головой, проговорил Васюта.
Страницы: «« « 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |