Главная - Наука - История
Замыслов Валерий - Иван Болотников Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 124 Размер файла: 672 Кб Страницы: «« « 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 » »» Иванка вспомнил, что в день Вознесения мужики из Богородского шли в лес; несли с собой дрочену, блины, лесенки, пироги с зеленым луком. Пировали там до перетемок, а затем раскидывали печево: дрочену и пироги - на снедь Христу, блины - Христу на онучи, а лесенки - чтоб мирянину взойти на небо. Девки в этот день завивали березки. Было поверье: если венок не завянет до Пятидесятницы, то тот, на кого береза завита, проживет без беды весь год, а девка выйдет замуж. (Пятидесятница - Духов день.) Дошли до березняка, поклонились миру. - Здорово жили, мужики. Мужики мотнули бородами, а потом обернулись к дряхлому кудлатому старику в чистой белой рубахе. Тот поднял голову, глянул на парней из-под ладони и слегка повел немощной трясущейся рукой. - Здорово, сынки. Поснедайте с нами. Мужики налили из яндовы по ковшу пива. - Чем богаты, тем и рады. Угощайтесь, молодцы. Парни перекрестили лбы, выпили и вновь поясно поклонились. Трапеза была скудной: ни блинов, ни дрочены, ни пирогов с луком, одни лишь длинные тощие лесенки из мучных высевок, хлеб с отрубями, капуста да пиво. - Знать, и у вас худо, - проронил Иванка. - Сколь деревень повидал, и всюду бессытица. - Маятно живем, паря, - горестно вздохнул один из мужиков. - Почитай, седьмой год голодуем. - А что ране - с хлебом были? - С хлебом не с хлебом, а в такой затуге не были. Ране-то общиной жили, един оброк на царя платили. А тут нас государь владыке Варлааму пожаловал. Вконец забедовали. Владычные старцы барщиной да поборами замучили. Теперь кажный двор митрополита кормит. - И помногу берет? - Креста нет, парень. Четь хлеба, четь ячменя да четь овса. Окромя того барана дай, овчину да короб яиц. Попробуй, наберись. А по весне, на Николу вешнего, владычную землю пашем. И оброк плати и сохой ковыряй. Лютует владыка. Вот и выходит: худое охапками, доброе щепотью. - Нет счастья на Руси, - поддакнул Васюта. - Э-ва, - усмехнулся мужик. - О счастье вспомнил. Да его испокон веков не было. Счастье, милок, не конь: хомута не наденешь. И опосля его не будет. Сколь дней у бога напереди, столь и напастей. - Верно, Ерема. Не будет для мужика счастья. Так и будем на господ спину гнуть, - угрюмо изрек старик. - Счастье добыть надо. Его поклоном не получишь,- сказал Болотников. - Добыть? - протянул Ерема, мужик невысокий, но плотный. - Это те не зайца в силок заманить. Куды не ступи - всюду нужда и горе. Продыху нет. - Уж чего-чего, а лиха хватает. Мужичьего горя и топоры не секут, - ввернул лысоватый селянин в дерюжке, подпоясанной мочальной веревкой. - А ежели топоры повернуть? - Энта куды, паря? Болотников окинул взглядом мужиков - хмурых, забитых - и в глазах его полыхнул огонь. - Ведомо куда. От кого лихо терпим? Вот по нам и ударить. Да без робости, во всю силу. - Вон ты куда, парень... дерзкий, - молвил старик. И непонятно было: то ли по нраву ему речь Болотникова, то ли нелюба. Ерема уставился на Иванку вприщур, как будто увидел перед собой нечто диковинное. - Чудно, паря. Нешто разбоем счастье добывать? - Разбоем тать промышляет. - Все едино чудно. Мыслимо ли на господ с топором? - А боярские неправды терпеть мыслимо? Они народ силят, голодом морят - и все молчи? Да ежели им поддаться, и вовсе ноги протянешь. Нет, мужики, так нужды не избыть. - Истинно, парень. Доколь на господ спину ломать? Не хочу подыхать е голоду! У меня вон семь ртов, - закипел ражий горбоносый мужик, заросший до ушей сивой нечесаной бородой. - Не ершись, Сидорка, - строго вмешался пожилой кривоглазый крестьянин с косматыми, щетинистыми бровями. - Так богом заведено. Хмель в тебе бродит. - Пущай речет, Демидка. Тошно! - вскричал длинношеий, с испитым худым лицом крестьянин. Мужики загалдели, затрясли бородами: - Бог-то к боярам милостив! - Задавили поборами! Ребятенки мрут! - А владыке что? На погосте места всем хватит. - Старцы владычные свирепствуют! - В железа сажают. А за что? Чать, не лихие. - Гнать старцев с деревеньки! - Гнать! Мужики все шумели, размахивали руками, а Болотникову вдруг неожиданно подумалось: "Нет, скитник Назарий, неправедна твоя вера. Взываешь ты к молитве и терпению, а мужики вон как поднялись. Покажись тут владычный приказчик - не побоятся огневить, прогонят его с деревеньки. Не хочет народ терпеть, Назарий. Не хочет!" И от этих мыслей на душе посветлело. Мужики роптали долго, но вскоре на рощицу набежал ветер, небо затянулось тучами, и посеял дождь. Селяне поднялись с лужайки, разбросали по обычаю хлебные лесенки и побрели по избам. Сидорка подошел к парням. - Идем ко мне ночевать. Лицо его было смуро, с него не сошла еще озлобленность, однако о прохожих он не забыл. Сидорка привел парней к обширному двору на две избы. Одна была черная, без печной трубы; дым выходил из маленьких окон, вырубленных близ самого потолка. Против курной избы стояла на подклете изба белая, связанная с черной общей крышей и сенями. - Добрые у тебя хоромы, - крутнув головой, проговорил Васюта. Страницы: «« « 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |