Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Бандурин В.В. - Управление госсобственностью в условиях перех. экономик

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 57
Размер файла: 307 Кб
Страницы: «« « 8   9   10   11   12   13   14   15   16  17   18   19   20   21   22   23   24   25   26  » »»

   Правительство  заявило,  что  оно  ускорит  темпы  приватизации,  но  его
сдерживает относительная незрелость  местных  рынков  капитала  и  небольшое
число держателей акций среди широких слоев населения. В конце июня  1996  г.
кабинет одобрил программу массовой распродажи ГП для  того,  чтобы  погасить
национальный долг Испании, он же стал инициатором  проведения  всеобъемлющей
реструктуризации убыточных предприятий.
   Из предприятий, ожидающих приватизации, можно назвать такие, как нефтяной
гигант Репсойл, банковская группа  Аргентария,  телекоммуникационная  группа
Телефоника де Еспанья, компания Табакалера, на  52  процента  находящаяся  в
государственной собственности, компания по снабжению электроэнергией Эмпреса
Насьональ де Электрисидад, авиалиния Иберия и другие.
   Стратегия правительства заключается в том, чтобы приватизировать  крупные
государственные активы через  выпуск  акций,  а  более  мелкие  предприятия,
нуждающиеся в реструктуризации  и  специальной  технологии,  методом  прямых
частных продаж.
   Новая Зеландия
   В ходе  приватизации  в  Новой  Зеландии  уже  приватизировано  более  30
государственных предприятий. Начиная с 1988  года  общая  сумма  доходов  от
приватизации составила 9 млрд. долларов.  Основным  методом  передачи  права
собственности были прямые точечные продажи, тогда как  предложение  акций  в
широкую продажу использовалось довольно редко. Широкое владение  акциями  не
было основной целью  программы  приватизации,  являющейся  частью  программы
коренной перестройки новозеландской экономики за последние 15 лет.
   Благодаря мерам, принятым правительством Новой Зеландии,  поступления  от
приватизации составили почти 14% от годового  ВВП.  Власти  страны  обращают
особое    внимание    на    регулирование    деятельности    монополий     в
постприватизационный период (Приложение 3).
   Была введена золотая  правительственная  акция  ("акция  Киви"),  которая
устанавливает директивы по перебалансировке  тарифов  и  общих  положений  о
предоставлении услуг. Например, приватизированный  гигант  Телеком  согласно
договоренности в рамках  "акции  Киви"  не  может  увеличивать  свои  тарифы
быстрее, чем идет рост инфляции цен на товары народного потребления.
   Аргентина
   С момента начала программы приватизации в 1989 г. правительство Аргентины
получило около 20 млрд. долларов, сократив тем самым свой внешний долг более
чем на 11 млрд. долларов путем операций типа "своп", т. е. обмена  облигаций
на акции, получив при этом 8  млрд.  долларов  от  продаж.  Оно  передало  в
частный  сектор  большинство  предприятий   по   производству   и   передаче
электроэнергии, все предприятия, занимающиеся распределением электроэнергии,
все  газопроводные  и  транспортные  компании,   большинство   своих   акций
нефтегазового сектора и всю национальную нефтяную компанию YPF. В 1994 г.  в
Аргентине была введена система частных пенсионных фондов, в  целях  широкого
развития внутреннего рынка капитала. Акции YPF и Телеком  стали  "любимцами"
брокеров  на  международных  рынках  капитала.  От   их   продажи   получено
соответственно 17 и 50 процентов всего дохода, полученного от приватизации.
   Однако  существуют  еще  проблемы  с  качеством  услуг  приватизированных
предприятий.  В  некоторых  случаях  уровень  инвестиций  и  качество  услуг
находятся  гораздо  ниже,  чем  это  было  предусмотрено   в   контракте   о
приватизации, результатом чего явилось применение санкций против  нескольких
приватизированных    компаний.    От    повышения     цен,     практикуемого
приватизированными монополиями и  олигополиями,  страдают  потребители.  Это
происходит потому, что государство недостаточно регулирует их  деятельность.
Например, в случае с Телеком нормативные правила были разработаны уже  после
того, как приватизация компании была завершена.
   В общем и целом, аргентинская программа приватизации с  финансовой  точки
зрения прошла успешно. Она  помогла  правительству  урезать  свой  бюджетный
дефицит до менее 0,5 процента в 1995 г., а также погасить  40  процентов  от
общей суммы своего долга  коммерческим  банкам,  остававшегося  после  плана
Брейди (после 1989 г). Процесс  приватизации  YPF  -  Аргентинской  нефтяной
компании, а также уроки  приватизации  Аргентинской  сталелитейной  компании
рассмотрены в Приложении 4.
   Чили
   В Чили начали программу массовой приватизации еще в 1974 году,  и  первые
ее результаты были удовлетворительными. В ходе  первой  стадии  приватизации
правительство сосредоточило  внимание  на  передаче  прав  собственности  на
крупные финансово-промышленные холдинговые группы. Во  время  экономического
кризиса  1982  года  в  Латинской  Америке  эти   группы   начали   пытаться
провоцировать системный кризис в финансовом секторе. Правительству  пришлось
вмешаться в деятельность многих этих групп и реприватизировать их  активы  в
ходе второй стадии приватизации.
   Однако в середине 80-х годов началась еще одна  широкая  приватизационная
кампания, но уже с рассмотрением каждого отдельного  случая  приватизации  и
использованием различных методов продаж. В период с 1974  по  1996  г.  было
приватизировано более 550 госпредприятий (90%), что принесло в бюджет страны
чуть меньше 3  млрд.  долларов.  Проводя  политику  приватизации  и  жесткую
финансовую политику, в последние  годы  Чили  удалось  превратить  бюджетный
дефицит в превышение доходов над  расходами  и  сократить  внешний  долг  до
контролируемого уровня путем проведения свопа - обмена долговых обязательств
на акции.
   Марокко
   В  Марокко  одним  из  наиболее  ярких   примеров   эффективной   продажи
государственного пакета является приватизация  Марокканского  банка  внешней
торговли  (МБВТ)  путем  смешанной  продажи.  Суть  проекта  заключалась   в
следующем.
   К моменту начала приватизации, МБВТ  являлся  вторым  банком  Марокко  по
величине активов. Его баланс составлял 18,7% общего объема  кредитов  и  17%
общего объема  депозитов  национальной  банковской  системы.  Банк  имел  17
филиалов по всей стране и 2778 сотрудников.  Относительная  небольшая  часть
акционерного капитала котировалась на фондовой бирже Касабланки. Государству
- прямо или косвенно -  принадлежало  50,01%  акций  банка,  а  председатель
правления  и  директор  банка   имели   статус   государственных   служащих.
Иностранным коммерческим банкам принадлежало 12,55% акций, в  то  время  как
остальные акции (37,44%) принадлежали  частным  марокканским  инвесторам.  В
1994 году чистая прибыль составила 29,5 миллионов долларов США.
   Приватизационная сделка была осуществлена в  период  с  декабря  1994  по
февраль 1995 года в форме смешанной продажи, сочетавшей  в  себе  проведение
открытого тендера на  26%  акционерного  капитала  банка  и  управленческого
контроля, вторичное предложение 14% акционерного капитала на фондовом  рынке
для мелких инвесторов и паевых инвестиционных фондов и размещение  3%  акций
среди  коллектива  банка.  В  руках  государства  осталось  7%  акционерного

Страницы: «« « 8   9   10   11   12   13   14   15   16  17   18   19   20   21   22   23   24   25   26  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Бандурин В.В., Управление госсобственностью в условиях перех. экономик