Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Бандурин В.В. - Управление госсобственностью в условиях перех. экономик

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 57
Размер файла: 307 Кб
Страницы: «« « 13   14   15   16   17   18   19   20   21  22   23   24   25   26   27   28   29   30   31  » »»

находящихся в распоряжении владельца правовых возможностей:
            предприятия.
   Если государство является владельцем или совладельцем предприятия,  то  в
рамках управления госдолями должны достигаться дополнительные  специфические
государственные цели. Таковыми являются:
   уплаты налогов, законодательства по защите окружающей среды и т. д.;
   сотрудников, в особенности;
      исследований и разработок, а  также  стимулирование  необходимых  для  этого
квалифицированных кадров;
   предприятиях-поставщиках   без   угрозы    для    конкурентоспособности    и
рентабельности предприятия.
   Организация управления госдолями
   Управление  госдолями  должно  быть  принципиально   организовано   таким
образом,  чтобы  государство  как  собственник   предприятия   предоставляло
менеджменту  по  возможности  большую   самостоятельность   в   практическом
управлении  предприятием  С  другой  стороны,   государство   должно   иметь
достаточную  возможность  влиять  на  то,  чтобы  предприятие  было  обязано
добиваться достижения указанных целей государства и  чтобы  исполнение  этих
обязательств контролировалось.
   В организационном отношении это предполагает, что в министерстве и /  или
в его региональных административных звеньях создается  аппарат,  который  по
своему кадровому составу и квалификации сотрудников  в  состоянии  взять  на
себя задачи по управлению и контролю  предприятиями,  получающими  бюджетные
кредиты.  Для  этого  государство  должно  располагать  достаточно   большим
потенциалом  квалифицированных  кадров  с   опытом   работы   в   управлении
предприятиями,  которые  будут   работать   по   поручению   государства   в
наблюдательных  органах  предприятий  (наблюдательных  советах).  Они  будут
стремиться не вмешиваться в оперативное управление предприятиями, но в то же
время обеспечивать следование государственной стратегии.
   Должен быть дополнительно создан контрольный  орган  в  министерстве,  не
вовлеченный непосредственно в инвестиционное управление, который мог  бы  по
возможности оперативно проверять, выполняют ли инвестиционное  управление  и
представители государства в наблюдательном совете согласованно свои задачи.
   Для  организации  инвестиционного  управления  ведомство  по   управлению
государственной собственностью в Германии, которое на  первом  этапе  должно
было  управлять   9000   предприятиями,   выработало   относительно   хорошо
действующее решение Ведомство по управлению  государственной  собственностью
имело в Берлине свою центральную  резиденцию  и  15  филиалов  в  крупнейших
окружных городах Восточной  Германии  (в  среднем  один  филиал  на  миллион
жителей).
   Центральный орган был ответственен за  примерно  25%  предприятий  от  их
общего количества Это были большие предприятия с числом занятых  свыше  1500
человек в каждом.  Они  давали  примерно  65%  общего  объема  производства.
Филиалы были ответственными за  оставшиеся  75%  предприятий,  которые  были
соответственно меньше и давали в целом 35% общего объема производства.
   Каждое  предприятие  было  подчинено   или   конкретному   филиалу,   или
центральному  органу.  Изменения  ответственности  были  возможны  только  в
исключительных  случаях  и  требовали  особого  процесса  согласования,  при
котором изменение ответственности разрешалось и принималось к сведению всеми
заинтересованными органами.
   Существенной составной частью этой организации было  то,  что  филиалы  в
своей повседневной деятельности обладали высокой  автономией  и  большинство
решений  могли  принимать  сами,  но  в  целом  во  всем   диапазоне   общих
согласований, а также в особо важных отдельных  случаях  были  неограниченно
подчинены центральному органу в Берлине.
   Федеральные органы были вовлечены в эту систему  таким  образом,  что,  с
одной стороны, они были представлены в Административном совете Ведомства  по
управлению государственной собственностью и имели там примерно одну четверть
мест, а с другой стороны каждый региональный филиал имел совещательный совет
из представителей общественности.
   Руководство филиала  было  подотчетно  этому  совету.  Совет  имел  право
обсуждать происходящие процессы и высказывать свои рекомендации, но не  имел
никакого распорядительного права  по  отношению  руководства  филиала  Таким
правом обладало центральное управление в Берлине.
   Для эффективного управления госдолями потребность  в  кадрах  была  очень
значительна.
   Сотрудники,  управлявшие  собственностью,  были  заняты  исключительно  в
центральном аппарате и в его филиалах.  При  управлении  средними  и  малыми
предприятиями  оптимальной  интенсивностью  кураторства  считалась  нагрузка
порядка десяти-двенадцати предприятий на  одного  сотрудника  Потребность  в
кадрах для больших предприятий должна  рассматриваться  в  каждом  отдельном
случае.
   Штатные  менеджеры  предприятий  должны  выбираться  только  по  критерию
соответствия  их  квалификации  конкретным  задачам  Они  не  должны   иметь
обязательств ни по интересам государства, ни по интересам других акционеров.
   По-другому это обстоит с членами наблюдательного совета как  контрольного
органа Государство должно использовать  здесь  персонал,  который,  с  одной
стороны, готов четко представлять интересы государства, как владельца,  а  с
другой  стороны,  располагает  необходимыми   знаниями,   чтобы   эффективно
выполнять эти задачи в наблюдательном совете.
   Как показала практика, рациональным оказалось то, что в каждом  случае  в
наблюдательный орган  делегировался  штатный  инвестиционный  куратор.  Если
государство располагает дополнительными местами в наблюдательном органе,  то
оно  должно  направлять  туда   специалистов   из   коммерческих   структур,
преимущественно не чиновников из министерств.
   Этими  специалистами   могут   быть,   например,   штатные   руководители
предприятий с государственным участием, которые имеют специфические знания в
соответствующей отрасли, но такое выдвижение не должно приводить к конфликту
интересов с их собственными предприятиями. Выдвижение в наблюдательный совет
или же предложение о выборе в  наблюдательный  совет  должны  проводиться  в
каждом  случае  на  основе  формального  соглашения   между   инвестиционным

Страницы: «« « 13   14   15   16   17   18   19   20   21  22   23   24   25   26   27   28   29   30   31  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Бандурин В.В., Управление госсобственностью в условиях перех. экономик