Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 92   93   94   95   96   97   98   99   100  101   102   103   104   105   106   107   108   109   110  » »»

законодательная власть, обладая  соответствующей компетенцией,  тем не менее
бездействует.  Здесь  создание  судами   норм   федерального   общего  права
допускаются  лишь  в  порядке  исключения.  Тем не  менее это  происходит  в
некоторых областях, в частности в морском праве.
     380. Важное значение права штатов и различия между ними.  Таким образом
к общему праву, как и к законодательному праву США,  применим  один и тот же
принцип: компетенция не федеральных властей, а каждого из штатов.
     Между  правом  разных  штатов  немало  различий,  подчас  значительных,
которые  большей  частью  связаны с законодательными решениями, но  бывают и
следствием   толкования  общего  права.   Судебная   система  и  организация
управления  меняются  от штата к штату,  равно как гражданский  и  уголовный
процесс. Различны основания и  условия  развода, и в одних штатах установлен
режим  общности  имущества  супругов,  а  в  других  --  раздельный   режим.
Несовпадением норм отмечены право товариществ и фискальное право. От штата к
штату меняется список наказаний, предусмотренных уголовным законом.
     Как ни значимо федеральное право, в повседневной  жизни наиболее важным
для граждан и  юристов остается  право штатов. При этом необходимо  знать не
только право штатов, но и возможные расхождения между ними.
     381. Основа права США -- его единство. Очень  важно отдавать себе отчет
в том, что при  всех возможных различиях в праве штатов в основе своей право
США  едино.   Это   фундаментальное  единство   обусловлено  рядом  факторов
институционного  характера, но прежде всего  оно  результат  состояния  умов
американского населения и юристов.
     382.  Институционные  факторы.   Остановимся   на  тех   институционных
факторах,  которые  не  позволяют  различиям между  правом  штатов  нарушить
единство американского права.
     Первый из  них--воздействие федерального права.  С  первого  взгляда  в
распределении  компетенции,  установленном  Конституцией  США  в  1787 году,
произошло   мало   изменений.  Эта   Конституция,   ограничившая  полномочия
федеральных властей, не претерпела значительных модификаций. К ней добавлено
26 поправок,  из них десять  первых (Билль  о правах) в 1789 году и поправки
XIII,  XIV,  XV сразу  же  после Гражданской  войны. Именно  эти  пятнадцать
поправок интересуют нас в рассматриваемой связи, ибо они сделали федеральные
суды защитниками  гражданских прав и свобод от федеральных властей,  с одной
стороны (поправки I--X), и от  властей штатов--с другой (поправки XIII, XIV,
XV).
     Однако,  помимо  этих  поправок,  конституционное разделение полномочий
между  федерацией и штатами было  существенно изменено Верховным  судом  США
путем  толкования,  данного формулам конституционного  текста и поправкам. В
итоге этой интерпретации (к  которой  мы еще вернемся ниже),  штаты  обязали
уважать  некоторые  общие  принципы,  что  отразилось  и  в  праве  судебной
практики, и  в  законодательном праве. Были предприняты и другие инициативы,
направленные  на то, чтобы обеспечить в разных  сферах  единообразие законов
штатов.  К  этому вопросу мы  вернемся ниже, при  рассмотрении места  закона
среди источников права США.
     383.  Мышление юристов. Еще  более важно,  чем институционные  факторы,
мышление, которое господствует у американских юристов.  Они охотно признают,
что  законы  разных  штатов   в   рамках  некоторых  общих  принципов  могут
различаться.  Однако  они решительно не согласны с  тем, что  общее  право в
разных  местах  может интерпретироваться  по-разному.  Формула  "федеральное
общее  право  не   существует"   означает   лишь,  что   федеральные  органы
неправомочны создавать такую систему  и при  отсутствии федерального  закона
должны  применять  право штата. Но она  не означает, что право  одного штата
полностью автономно и  чуждо праву других штатов.  В США действует постулат,
согласно которому единство  является  фундаментальной основой права страны и
лишь на этой основе возможны  варианты,  вводимые  законодателями  различных
штатов.  Этот столь  существенный  постулат мышления юристов  находит разные
формы выражения.
     Юридические труды,  публикуемые  в США,  лишь в  очень  редких  случаях
посвящены  праву   какого-то  одного  штата.  Сборники  судебной   практики,
энциклопедии, учебники, юридические журналы  говорят,  как правило, о "праве
США", причем даже тогда,  когда речь  идет о  таких аспектах права, которые,
согласно теории, могут иметь место только на уровне штата.
     Во  многих  случаях  с  правом  штата  трудно  ознакомиться  или  же  в
подлежащем  применению   общем  праве   штата   отсутствует  соответствующий
прецедент.  В  подобных  случаях  американский  юрист,  вполне  естественно,
учитывает  решения, ранее принятые в других штатах. Они помогают ему увидеть
нечто  большее,   чем  наиболее  разумно  возможное  разрешение  спора.  Они
позволяют ему увидеть решение, которое  должно  быть  дано спору,  кроме тех
случаев, когда имеются особые обстоятельства, которые влекут исключения.
     Как изучаются те или иные вопросы в американской школе права? Базой для
такого изучения  являются  решения, принятые  в  отдельных  штатах. Проблема
заключается в  том, чтобы  сгладить  и  примирить  имеющиеся  расхождения  и
сблизить решения. Никто никогда не относился к этой работе как к бесполезной
и не считал, что достаточно  констатировать необходимость  применять в одном
случае общее  право  штата  Нью-Йорк, а  в  другом  -- штата Огайо.  Эти две
системы могут быть  и  теоретически, и по Конституции различны; американский
юрист  исходит из постулата  их общности. Если два решения противоречат друг
другу  настолько, что не могут быть примирены,  то в  данном противоречии не
только видят  показатель разницы, существующий между  системами общего права
соответствующих  штатов, но и  приходят к выводу (по крайней  мере в школах,
так как суды более сдержанны), что одно из этих решений  вынесено правильно,
а второе неправильно и его  обоснование не должно иметь  места  в будущем не
только  в  других штатах, но  и  в  том штате,  где  оно в  настоящее  время
представляет позитивное право.
     384. Вывод.  В итоге можно сказать, что в  США нет  федерального общего
права. Однако надо скорректировать  это  положение. 50  систем общего права,
имеющиеся  в 50 штатах, теоретически  действительно  различны,  но давно уже
считается, что они  стали  или должны стать идентичными. Эта идентичность не
создает концепции  федерального общего  права, но, так как большого различия
между  50  системами  права   отдельных   штатов   нет   и   они   считаются
единообразными,   тем  самым   признается  единое  право,  по  сфере  своего
применения являющееся федеральным правом.
     В  конце концов  все,  что  было решено по делу компании "Эрие"  против
Томпкинса, сводится к  тому, что  направление судебной практики, необходимое
для восстановления гармоничного  единства  общего права  в  США, должно быть
делом не  федеральных  судебных  органов,  а  штатов. Именно  на суды штатов
возложена задача  уточнения  и развития американского  общего  права  по тем
вопросам,  которые  не   входят  в  законодательную  компетенцию  конгресса.
Унификация  американского  общего  права  должна   осуществляться   в  форме

Страницы: «« « 92   93   94   95   96   97   98   99   100  101   102   103   104   105   106   107   108   109   110  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности