Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Поршнев Б.Ф. - О начале человеческой истории

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 168
Размер файла: 1043 Кб
Страницы: «« « 42   43   44   45   46   47   48   49   50  51   52   53   54   55   56   57   58   59   60  » »»

Выше говорилось о зрительном восприятии, но ту же тенденцию развития науки
можно было бы показать, скажем, на исследованиях слухового восприятия.
Опять-таки именно для советской школы (работы А. Н. Леонтьева и других)
характерно все более полное раскрытие в экспериментах и обобщениях
подчиненности механизмов человеческого слуха задачам, которые к нему
предъявляет данная человеческая среда, а тем самым руководящей роли речи в
его формировании, воспитании, ориентировании. То же вскрывается шаг за
шагом и в исследовании всех других сфер восприятия. Это -- генеральная
линия развития психологии восприятия. Всякое восприятие оказывается
проверкой на "узнавание", т. е. на включение объекта в наличную систему
названий, наименований, слов, понятий. Так, при зрительном восприятии
движения глаз ограничиваются минимумом, подчас одной "информативной
точкой", одним признаком, если предмет знаком, но, если он не знаком,
рассматривание носит более развернутый характер. У маленького ребенка с его
ограниченным развитием речи нащупывающие движения руки при восприятии
предмета на ощупь или движения глаз при зрительном восприятии носят
длительный характер, тогда как у ребенка старшего возраста движения органов
чувств сокращаются вместе с обогащением второй сигнальной системы.

Зрительное восприятие, как и любой вид восприятии вообще, у человека
управляется с помощью тех вполне определенных областей коры мозга, которые
в филогенезе возникли только у человека и которые в самостоятельно
сформированном виде не присущи даже и ближайшим эволюционным предкам Homo
sapiens, т. е. всем представителям семейства Troglodytidae. Эти области
коры, преимущественно верхнепередние лобные формации, следует считать
составной, и притом первостепенной анатомо-функциональной, частью аппарата
второй сигнальной системы -- они служат посредствующим звеном между
корковыми очагами собственно приемно-передающей речевой системы и всеми
прочими отделами коры головного мозга, ведающими и восприятием (опросом
среды), и ответной активностью -- действиями. Эти зоны лобной коры,
повторим, выделившиеся как самостоятельное образование в филогенезе только
у человека, в онтогенезе созревают у ребенка позднее всех остальных зон
коры. Больные с очаговыми поражениями в нижнетеменной области испытывают
затруднения не только в восприятии пространственных отношений предметов, но
и в операциях с системой чисел или сложных логико-грамматических категорий,
-- как легко видеть, локализация восприятия физических явлений и речевых
действий в этом случае частично взаимосвязаны . Но еще значительнее роль
фронтальной области, т. е. лобных долей, в осуществлении доминирования
второсигнальных импульсов над восприятием. В случае поражений этих мозговых
структур, например массивных опухолей в лобных долях, человек утрачивает
способность следовать словесной инструкции экспериментатора, а это
означает, как мы уже знаем, большие или меньшие разрушения механизма
второсигнального управления восприятием.

IV. Речь и деятельность

От психологического "входа", т. е. рецепции и перцепции, как и высших
психических функций, перейдем к "выходу" -- действию, деятельности. И в
этой сфере психологические исследования, в частности в советской школе,
далеко продвинули экспериментальное обоснование тезиса, что активные
произвольные действия человека отличаются от двигательных рефлексов
животного второсигнальным регулированием.

Чтобы не ходить за новыми примерами, возьмем другие главы цитированной
книги Н. И. Чуприковой. Были проведены серии экспериментов по воздействию
словесных инструкций на протекание произвольных двигательных реакций
человека. Анализ полученных данных привел исследовательницу к заключению,
что благодаря второсигнальным управляющим импульсам в непосредственных
корковых проекциях двигательных органов вперед заготавливаются сдвиги
возбудимости, предшествующие действию непосредственных пусковых сигналов.
Эти "заранее заготовленные сдвиги" возбудимости создаются в соответствии с
требованиями словесных инструкций (или в соответствии с аутоинструкциями) и
создают систему, в которой одни эфферентные пути находятся уже до
поступления в мозг положительного раздражения в состоянии повышенной
возбудимости, другие же, напротив, не пропускают тормозных сигналов,
которые могли бы противодействовать данному двигательному акту. Эти
подготовительные сдвиги возбудимости должны рассматриваться как тот
реальный физиологический механизм, посредством которого словесные отделы
коры управляют течением возбуждений по сенсомоторным нервным путям и могут
увеличивать скорость и точность произвольных двигательных реакций .

Однако от частных экспериментальных методик и результатов перешагнем здесь
сразу к общей теоретической постановке вопроса об отличии психических
механизмов деятельности человека от механизмов действий животного. Ведь
многим авторам, как мы уже отмечали, кажется подлинно материалистической
только такая психология или антропология, которая начинает с девиза "в
начале было дело". Однако эта формула зачастую берет за исходный пункт
деятельность отдельного, изолированного первобытного человека. Отсюда
анализу никогда не перейти к специфике человеческого "дела" -- его
социальной детерминированности, не совершая сальто-мортале, не допуская
втихомолку, что это было уже одухотворенное, небывалое в природе "дело".

Нет, единственно материалистическим и будет объяснение того, что же такое
"слово", т. е. специфическое общение людей, определяющее их "дела". Только
на этом пути возможен прогресс того направления в психологии, которое
устремлено к выяснению социальной детерминированности человеческой психики.
В статье К. А. Абульхановой-Славской находим зрелые, продуманные
формулировки этой магистральной задачи марксистской психологической науки.
Да простит мне читатель несколько выписок из этой статьи, так как я не
сумел бы сказать лучше.

Прежде всего -- критика мнений, ходячих в антропологии и в старомодной
психологии. Сущность их в общих чертах определяется тем, что индивиду
"единолично" приписывается то, что на самом деле возникает только во
взаимодействии людей. "Известно, что один из больших разделов психологии
составляет сопоставительный анализ развития психики животных и человека.
Чрезвычайно существенные и необходимые в плане этого анализа особенности
рода "человек" проецируются на отдельно взятого индивида, который, таким
образом, в своей единичности выступает как субъект целесообразной
деятельности, творец, преобразователь природы и т. д. Именно потому, что

Страницы: «« « 42   43   44   45   46   47   48   49   50  51   52   53   54   55   56   57   58   59   60  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Поршнев Б.Ф., О начале человеческой истории