|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 » »» московского. Грамоты полные и докладные пишет только ямской дьяк сына моего
Василия. Города и волости, доставшиеся в уделы меньшим сыновьям моим, но
прежде тянувшие душегубством к городу Москве, и теперь тянут туда же по
старине". В ордынские выходы: в Крым, Казань, Астрахань, Царевичев городок
(Касимов), для других царей и царевичей, которые будут в Московской земле,
на послов татарских назначена тысяча рублей в год; из этой суммы 717 рублей
платит великий князь, остальное доплачивают удельные. Иоанн III в своей
духовной окончательно решает вопрос о выморочных уделах: "Если кто-нибудь из
сыновей моих умрет, не оставив ни сына, ни внука, то удел его весь к
Московской земле и Тверской сыну моему Василию; меньшие братья у него в этот
удел не вступаются; если же останутся у покойного дочери, то сын мой
Василий, наделив, выдает их замуж, а что покойный даст своей жене - волости,
села и казну, в это сын мой Василий не вступается до ее смерти".
Новый порядок престолонаследия, по которому дядья должны были
отказываться от прав на старшинство в пользу племянников от старшего брата,
был подтвержден тем, что Иоанн еще при жизни своей велел старшему сыну
Василию заключить договор с следующим за ним братом, Юрием; по этому
договору последний обязался держать великого князя господином и братом
старшим, держать честно и грозно без обиды; здесь выражение держать
господином употреблено в первый раз; в первый раз в договоре между родными
братьями младший обязывается держать княжение старшего честно и грозно.
Относительно главного условия Василий говорит Юрию: "Придет воля божия,
возьмет бог меня, великого князя, и останутся после меня дети, то сына
моего, которого я благословлю великими княжествами, тебе держать в мое место
своего господина и брата старшего, великих княжеств под ним, под моею
великою княгинею и под нашими детьми блюсти и не обидеть, ни вступаться, ни
подыскиваться никаким способом". Любопытно, что здесь отец выговаривает себе
право благословлять великими княжествами сына, которого хочет, не упоминая
ни слова о старшинстве; это право, как мы видели, было ясно высказано
Иоанном III в ответе его псковичам: "Разве я не волен в своем внуке и в
своих детях? Кому хочу, тому и дам княжество". Хотя в княжение Иоанна III
некоторые слабые удельные князья, как, например, Михаил Андреевич Верейский
и сын Бориса Васильевича Волоцкого, и решились в духовных грамотах своих
назвать великого князя государем, однако сам Иоанн не решился еще заставить
младшего сына, Юрия, назвать государем старшего брата, Василия: так еще
сильны были понятия о родовом равенстве между князьями! И хотя на деле это
равенство уже исчезло, но на словах трудно было еще выразить это
исчезновение; отца своего князь Юрий называет государем, но старшего брата
назвать так не хочет, хотя и повторяет старинное родовое выражение, что
старший брат ему вместо отца.
В грамотах Иоанна Калиты, сколько нам известно, впервые встречаем
название великого князя всея Руси. Но это название не употреблялось в
сношениях с литовским двором до времен Иоанна III, который после смерти
Казимира впервые употребил в сношениях с Александром литовским выражение:
"Иоанн (вместо прежнего Иван), божьею милостию государь всея Руси и великий
князь владимирский, и московский, и новгородский, и псковский, и тверской, и
югорский, и пермский, и болгарский, и иных". Против титула отца своего Иоанн
прибавил название великого князя владимирского, псковского, тверского,
вятского и болгарского, выключив название ростовского. В сношениях с
Ливониею и мелкими владениями немецкими Иоанн принимает название царя всея
Руси; потом на подписи грамоты эрцгерцога Филиппа, сына Максимилианова,
Иоанн и сын его Василий названы царями Владимира, Москвы и проч.; то же
название видим и в списке речей посла Гартингера; в грамоте датского короля
Иоанн назван императором; в грамотах к крымскому жиду Захарии Иоанн называет
себя царем всея Руси, также великим государем Русской земли. Митрополит в
речи своей во время венчания внука Димитрия называет Иоанна царем и
самодержцем; летописец говорит, что Иоанн благословил сына своего Василия
самодержцем всея Руси. Царем и самодержцем называет Иоанна митрополит Симон
в послании к пермичам. Бояре и другие служилые люди в отписках своих к
великому князю употребляли такое обращение: "Государю великому князю Ивану
Васильевичу всея Руси холоп твой такой-то челом бьет". Знатнейшие люди
называются в этих отписках обыкновенными именами, другие - уменьшительными;
встречаем - Алексеец, Феодорец, Васюк, но не Алешка, Федька, Васька, как
после. Любопытно, что служилые люди из греков употребляют более
распространенные обращения в отписках к великому князю; так, Димитрий Ларев
Палеолог пишет: "Наияснейшему и вышнейшему господу, господу Ивану
Васильевичу, царю всея Руси и великому князю" (следует титул).
К договорной грамоте тверского князя Михаила Борисовича с Иоанном III,
заключенной в начале княжения последнего, привешены печати: на печати
великого князя московского на одной стороне изображение льва, раздирающего
змею, на другой - изображение двух людей: один, с крыльями, держит венок,
другой, без крыльев, держит поднятый кверху меч; на печати же тверского
князя изображен всадник, скачущий с поднятым кверху мечом и попирающий
дракона, что является здесь впервые. К другим грамотам Иоанна III до 1497
года привешены печати с разными изображениями, между которыми нет
изображения всадника, попирающего дракона: к меновой грамоте Иоанна с
племянниками, сыновьями Бориса Васильевича Волоцкого, написанной в 1497
году, привешена большая печать, на которой с одной стороны впервые видим
изображение двуглавого коронованного орла с распростертыми крыльями и
когтями, а на другой - изображение всадника, попирающего дракона и копьем
прободающего ему горло; подпись вокруг: "Иоанн, божьею милостию господарь
всея Руси и великий князь владимирский, и московский, и новгородский, и
псковский, и тверской, и угорский, и вятский, и пермский, и болгарский". Мы
видели, что Иоанн первый ввел обряд царского венчания, совершенного им над
внуком Димитрием.
Если выходы в Большую Орду начали уменьшаться и даже совсем
прекращаться еще в княжение Василия Димитриевича и Василия Темного, то
усобицы в княжение последнего и тяжкий окуп казанский должны были истощать
казну великокняжескую. В других обстоятельствах находился Иоанн III. Нельзя
думать, чтоб во время мирных сношений с Ахматом он посылал ему значительные
выходы, ибо в противном случае хану не для чего было бы находиться в почти
постоянно враждебных отношениях к Москве; расходы на Крым, Казань,
Астрахань, на содержание служилых царевичей татарских, оцененные в 1000
рублей, не могли равняться с прежними выходами в пять и семь тысяч; при этом
сомнительно, что вся эта тысяча выходила на татарские издержки, и если б
даже выходила, то не должно забывать, какие обширные земельные приобретения
сделаны были при Иоанне III. Таким образом, в княжение последнего главные
расходы прежнего времени, расходы ордынские, уменьшились, а доходы
вследствие приобретения обширных и богатых областей увеличились не в меру
против прежнего. Отсюда понятно, что Иоанн располагал большими денежными
Страницы: «« « 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |