Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 484   485   486   487   488   489   490   491   492  493   494   495   496   497   498   499   500   501   502  » »»

московского. Грамоты полные и докладные пишет только ямской дьяк сына  моего
Василия. Города и волости, доставшиеся в уделы  меньшим  сыновьям  моим,  но
прежде тянувшие душегубством к городу Москве, и  теперь  тянут  туда  же  по
старине". В ордынские выходы: в Крым, Казань, Астрахань,  Царевичев  городок
(Касимов), для других царей и царевичей, которые будут в  Московской  земле,
на послов татарских назначена тысяча рублей в год; из этой суммы 717  рублей
платит великий князь, остальное доплачивают  удельные.  Иоанн  III  в  своей
духовной окончательно решает вопрос о выморочных уделах: "Если кто-нибудь из
сыновей моих умрет, не оставив ни  сына,  ни  внука,  то  удел  его  весь  к
Московской земле и Тверской сыну моему Василию; меньшие братья у него в этот
удел не вступаются; если  же  останутся  у  покойного  дочери,  то  сын  мой
Василий, наделив, выдает их замуж, а что покойный даст своей жене - волости,
села и казну, в это сын мой Василий не вступается до ее смерти".
     Новый  порядок  престолонаследия,  по  которому   дядья   должны   были
отказываться от прав на старшинство в пользу племянников от старшего  брата,
был подтвержден тем, что Иоанн еще  при  жизни  своей  велел  старшему  сыну
Василию заключить договор  с  следующим  за  ним  братом,  Юрием;  по  этому
договору последний обязался  держать  великого  князя  господином  и  братом
старшим,  держать  честно  и  грозно  без  обиды;  здесь  выражение  держать
господином употреблено в первый раз; в первый раз в договоре  между  родными
братьями младший обязывается держать  княжение  старшего  честно  и  грозно.
Относительно главного условия Василий  говорит  Юрию:  "Придет  воля  божия,
возьмет бог меня, великого князя, и  останутся  после  меня  дети,  то  сына
моего, которого я благословлю великими княжествами, тебе держать в мое место
своего господина и брата  старшего,  великих  княжеств  под  ним,  под  моею
великою княгинею и под нашими детьми блюсти и не обидеть, ни вступаться,  ни
подыскиваться никаким способом". Любопытно, что здесь отец выговаривает себе
право благословлять великими княжествами сына, которого хочет,  не  упоминая
ни слова о старшинстве; это  право,  как  мы  видели,  было  ясно  высказано
Иоанном III в ответе его псковичам: "Разве я не волен  в  своем  внуке  и  в
своих детях? Кому хочу, тому и дам княжество". Хотя в  княжение  Иоанна  III
некоторые слабые удельные князья, как, например, Михаил Андреевич  Верейский
и сын Бориса Васильевича Волоцкого, и решились  в  духовных  грамотах  своих
назвать великого князя государем, однако сам Иоанн не решился еще  заставить
младшего сына, Юрия, назвать государем  старшего  брата,  Василия:  так  еще
сильны были понятия о родовом равенстве между князьями! И хотя на  деле  это
равенство  уже  исчезло,  но  на  словах  трудно  было  еще   выразить   это
исчезновение; отца своего князь Юрий называет государем, но  старшего  брата
назвать так не хочет, хотя и  повторяет  старинное  родовое  выражение,  что
старший брат ему вместо отца.
     В грамотах Иоанна  Калиты,  сколько  нам  известно,  впервые  встречаем
название великого князя всея  Руси.  Но  это  название  не  употреблялось  в
сношениях с литовским двором до времен  Иоанна  III,  который  после  смерти
Казимира впервые употребил в сношениях с  Александром  литовским  выражение:
"Иоанн (вместо прежнего Иван), божьею милостию государь всея Руси и  великий
князь владимирский, и московский, и новгородский, и псковский, и тверской, и
югорский, и пермский, и болгарский, и иных". Против титула отца своего Иоанн
прибавил  название  великого  князя  владимирского,  псковского,  тверского,
вятского  и  болгарского,  выключив  название  ростовского.  В  сношениях  с
Ливониею и мелкими владениями немецкими Иоанн принимает название  царя  всея
Руси; потом на подписи  грамоты  эрцгерцога  Филиппа,  сына  Максимилианова,
Иоанн и сын его Василий названы царями Владимира,  Москвы  и  проч.;  то  же
название видим и в списке речей посла Гартингера; в грамоте датского  короля
Иоанн назван императором; в грамотах к крымскому жиду Захарии Иоанн называет
себя царем всея Руси, также великим государем Русской  земли.  Митрополит  в
речи своей  во  время  венчания  внука  Димитрия  называет  Иоанна  царем  и
самодержцем; летописец говорит, что Иоанн благословил  сына  своего  Василия
самодержцем всея Руси. Царем и самодержцем называет Иоанна митрополит  Симон
в послании к пермичам. Бояре и другие  служилые  люди  в  отписках  своих  к
великому князю употребляли такое обращение: "Государю великому  князю  Ивану
Васильевичу всея Руси холоп  твой  такой-то  челом  бьет".  Знатнейшие  люди
называются в этих отписках обыкновенными именами, другие -  уменьшительными;
встречаем - Алексеец, Феодорец, Васюк, но не  Алешка,  Федька,  Васька,  как
после.  Любопытно,  что  служилые   люди   из   греков   употребляют   более
распространенные обращения в отписках к великому князю; так, Димитрий  Ларев
Палеолог  пишет:  "Наияснейшему  и   вышнейшему   господу,   господу   Ивану
Васильевичу, царю всея Руси и великому князю" (следует титул).
     К договорной грамоте тверского князя Михаила Борисовича с Иоанном  III,
заключенной в  начале  княжения  последнего,  привешены  печати:  на  печати
великого князя московского на одной стороне изображение  льва,  раздирающего
змею, на другой - изображение двух людей: один, с  крыльями,  держит  венок,
другой, без крыльев, держит поднятый кверху  меч;  на  печати  же  тверского
князя изображен всадник, скачущий  с  поднятым  кверху  мечом  и  попирающий
дракона, что является здесь впервые. К другим грамотам Иоанна  III  до  1497
года  привешены  печати  с  разными  изображениями,   между   которыми   нет
изображения всадника,  попирающего  дракона:  к  меновой  грамоте  Иоанна  с
племянниками, сыновьями Бориса  Васильевича  Волоцкого,  написанной  в  1497
году, привешена большая печать, на которой с  одной  стороны  впервые  видим
изображение  двуглавого  коронованного  орла  с  распростертыми  крыльями  и
когтями, а на другой - изображение всадника, попирающего  дракона  и  копьем
прободающего ему горло; подпись вокруг: "Иоанн,  божьею  милостию  господарь
всея Руси и великий князь владимирский,  и  московский,  и  новгородский,  и
псковский, и тверской, и угорский, и вятский, и пермский, и болгарский".  Мы
видели, что Иоанн первый ввел обряд царского венчания, совершенного  им  над
внуком Димитрием.
     Если  выходы  в  Большую  Орду  начали  уменьшаться   и   даже   совсем
прекращаться еще в княжение  Василия  Димитриевича  и  Василия  Темного,  то
усобицы в княжение последнего и тяжкий окуп казанский должны  были  истощать
казну великокняжескую. В других обстоятельствах находился Иоанн III.  Нельзя
думать, чтоб во время мирных сношений с Ахматом он посылал ему  значительные
выходы, ибо в противном случае хану не для чего было бы находиться  в  почти
постоянно  враждебных  отношениях  к  Москве;  расходы  на   Крым,   Казань,
Астрахань, на содержание служилых  царевичей  татарских,  оцененные  в  1000
рублей, не могли равняться с прежними выходами в пять и семь тысяч; при этом
сомнительно, что вся эта тысяча выходила на татарские  издержки,  и  если  б
даже выходила, то не должно забывать, какие обширные земельные  приобретения
сделаны были при Иоанне III. Таким образом, в  княжение  последнего  главные
расходы  прежнего  времени,  расходы  ордынские,   уменьшились,   а   доходы
вследствие приобретения обширных и богатых областей увеличились  не  в  меру
против прежнего. Отсюда понятно, что  Иоанн  располагал  большими  денежными

Страницы: «« « 484   485   486   487   488   489   490   491   492  493   494   495   496   497   498   499   500   501   502  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен