|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 » »» призвавши к себе войта и старших мещан (если дело будет касаться города),
послов принимает и отправляет, как было в старину. Бояре имеют право
спускать в Ригу по Двине собственное жито, крупу, золу и смолу, не перекупая
ни у кого; золу и смолу они должны добывать в своих пущах, а не в
великокняжеских и не в городских. Если мещанину или путнику будет дело до
боярина или до его человека, то судит наместник в городе с боярами городским
правом, а войт и мещане должны быть при суде; если же боярину, или
великокняжескому человеку, или боярскому человеку будет дело до мещанина или
до путников, кроме споров о земле, то судит войт в ратуше правом немецким, а
наместник с великокняжеским человеком посылает судью; если великокняжеский
или боярский человек будет виноват, то пеня с него идет его господарю. Люди
боярские, живущие в городе и на посаде (на месте) на своих землях и
занимающиеся торговлей, должны вместе с мещанами платить все подати, но войт
и мещане не должны их судить и в право немецкое писать; также войт и мещане
не должны принимать к себе крепостных людей боярских и судить их немецким
правом: судит их наместник городским правом. В следующем году Александр
почел за нужное исключить из магдебургского права сельских путников и отдать
их в ведение наместника, потому что уменьшение числа пригонных людей
оказалось вредным для полоцкого замка; но тут же было подтверждено, что
люди, принадлежащие духовенству и боярам, также ремесленники и люди,
заложившиеся за наместника, духовных лиц и бояр, принадлежат к
магдебургскому праву.
В 1499 году получил и Минск магдебургское право с обязанностью платить
ежегодно в казну великокняжескую по шестидесяти коп грошей; сравнив эту
сумму с суммою, платимою Полоцком (400 коп), увидим всю разницу в богатстве
двух городов. В 1503 году князья, бояре и слуги, войт и мещане и земля
Витебская били челом великому князю Александру и объявили ему, что приходили
злодеи из Великого Новгорода, покрали у них церковь Богородицы и вместе с
другими вещами украли и жалованную грамоту (привилей), полученную ими от
короля Казимира. Александр дал им новую жалованную грамоту, подобную
прежней; по ней Александр обязался не вступаться в домы церковные, купли,
безадщины и отмерщины витебские; жен силою замуж не выдавать; в духовные
завещания не вступаться; на подводы коней у городских людей и у сельских
путников не брать; холопу и рабе не верить; судов предков своих не
посуживать; без исследования дела видблянина не казнить; своих судных
приговоров не переменять; казнить по вине; челобитья у видблян принимать, не
сажая их через поруку в железа и не подвергая их никакой муке; отчин у них
не отнимать, в села купленные и поля не вступаться; заочному обвинению не
верить; кто станет на них доносить, того имя объявить, а в заставу нигде
видблян не сажать; на войну быть всем видблянам готовыми; по волости
Витебской воеводе великокняжескому не ездить; поедет на охоту, то его по
станам не дарить; сябров городских в пригон великокняжеский не гнать, ни в
подводы, ни на охоту; в весы витебские и локоть великому князю не
вступаться, а кто провинится на весах или на локте, того видблянам самим
казнить по своему праву; у кого из видблян забракуют (загудят) воск в Риге и
приедет он в Витебск, то видблянам самим казнить виноватого; великому князю
видблян не дарить никому; они освобождаются от мыта по всем владениям
литовским; воеводу давать им по старине, по их воле: который воевода будет
им нелюб и обвинят они его перед великим князем, то последний дает им
другого воеводу по их воле; в первый день приезда своего в Витебск воевода
целует крест видблянам, что без суда не будет казнить их ни за что по
наговорам. Видбляне живут в Витебске добровольно, пока хотят, а кто не
захочет, того силою не удерживать, путь ему чист, куда хочет; поедет прочь в
великокняжескую отчину, в Литву, не тайно, св. Благовещенью челом ударивши,
объявившись воеводе и своим братьям, мужам видблянам, будучи волен во всем
своем имуществе: может продать его пли отказать; если видблянин, приехавши в
Литву к великому князю, пожалуется на видблянина, то великий князь без истца
децкого из Литвы на обвиненного не шлет, хотя бы дело шло о смертном
убийстве, но дает жалобщику лист к воеводе, который судит по крестному
целованию, рассмотревши дело с князьями, боярами и мещанами, а, осудивши,
казнит в Витебске по тамошнему праву. Великий князь не отнимает выслуженного
имущества у князей, бояр, слуг и мещан, местичей витебских из города не
выводит вон. Кто из литовцев или поляков был крещен в Витебске в русскую
веру и оставил потомков, тех не трогать, права их христианского ни в чем не
нарушать. - Сравнивши эту грамоту с грамотами новгородскими, увидим общие
черты быта городов старой Руси. При Александре же получил магдебургское
право Волковыйск, Высокий, Бельск в земле Дрогочинской; войтовство в
последнем городе отдано было в потомственное владение данцигскому мещанину
Гоппену.
В 1500 году по просьбе старосты смоленского и всех мещан Александр
освободил их от мыта на пятнадцать лет; а в 1502 освободил их на шесть лет
от серебщизны, ордынщины и других податей вследствие разорения мещан от
гарнизона; встречаем разные льготные грамоты, данные и другим городам. Мы
видели, как псковичи редко уживались с наместниками великого князя
московского; видим и жалобы западных русских городов, имевших формы быта,
подобные псковским, на наместников и других урядников великого князя
литовского; так, жители Витебска жаловались на своего наместника, что когда
кто-нибудь из них, купивши мед пресный, жито и рыбу, привезет в Витебск в
свой дом, то слуги наместничьи, отбивая замки, силою берут эти товары на
наместника и денег за них не дают, а которые хозяева брать не позволяют, тем
наместник запрещает продавать эти товары на месте и таким образом разоряет
их; от каждого струга, отправляющегося в Ригу, берет по десяти грошей; когда
шлет свою золу в Ригу и велит там менять ее на соль, то на каждый мещанский
струг накладывает по меху своей соли, а кто из мещан не захочет брать этой
соли, с того берет по десяти рублей грошей. Издавна мостили мостовую -
каждый человек перед своим двором с пяти топорищ; так хотя бы мостовая была
и нова, слуги наместничьи, ходя ночью, вздирают мостницы и за то с каждого
двора берут по грошу. Колоду новую наместник устроил, и слуги его за малые
вины сажают жителей в эту колоду, а на поруки не отпускают. Мещане содержат
стражу в городе: слуги наместничьи заставляют этих сторожей вместо крепости
сторожить свои домы. Наместник полоцкий Станислав Глебович стал нарушать
магдебургское право, данное полочанам, на том основании, что при этом праве
ему нечем поживиться: присуды с мещан все отошли; великий князь запретил ему
нарушать магдебургское право, но дал ему для поживы сельскигх путников в
городской присуд.
Относительно внешнего вида русские города вообще (кроме столицы Москвы)
не изменились; встречаем известие о постройке деревянных и каменных
укреплений; деревянные города, или крепости, получили Владимир, Великие
Луки; мы упоминали уже о построении каменной крепости Иван-города на
ливонской границе; Новгород после падения своего старого быта не потерял
Страницы: «« « 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |