Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 493   494   495   496   497   498   499   500   501  502   503   504   505   506   507   508   509   510   511  » »»

призвавши к себе войта и старших мещан (если дело  будет  касаться  города),
послов принимает и  отправляет,  как  было  в  старину.  Бояре  имеют  право
спускать в Ригу по Двине собственное жито, крупу, золу и смолу, не перекупая
ни у кого; золу  и  смолу  они  должны  добывать  в  своих  пущах,  а  не  в
великокняжеских и не в городских. Если мещанину или путнику  будет  дело  до
боярина или до его человека, то судит наместник в городе с боярами городским
правом, а войт  и  мещане  должны  быть  при  суде;  если  же  боярину,  или
великокняжескому человеку, или боярскому человеку будет дело до мещанина или
до путников, кроме споров о земле, то судит войт в ратуше правом немецким, а
наместник с великокняжеским человеком посылает судью;  если  великокняжеский
или боярский человек будет виноват, то пеня с него идет его господарю.  Люди
боярские, живущие в городе  и  на  посаде  (на  месте)  на  своих  землях  и
занимающиеся торговлей, должны вместе с мещанами платить все подати, но войт
и мещане не должны их судить и в право немецкое писать; также войт и  мещане
не должны принимать к себе крепостных людей боярских и  судить  их  немецким
правом: судит их наместник городским  правом.  В  следующем  году  Александр
почел за нужное исключить из магдебургского права сельских путников и отдать
их в  ведение  наместника,  потому  что  уменьшение  числа  пригонных  людей
оказалось вредным для полоцкого замка; но  тут  же  было  подтверждено,  что
люди,  принадлежащие  духовенству  и  боярам,  также  ремесленники  и  люди,
заложившиеся  за  наместника,   духовных   лиц   и   бояр,   принадлежат   к
магдебургскому праву.
     В 1499 году получил и Минск магдебургское право с обязанностью  платить
ежегодно в казну великокняжескую по  шестидесяти  коп  грошей;  сравнив  эту
сумму с суммою, платимою Полоцком (400 коп), увидим всю разницу в  богатстве
двух городов. В 1503 году князья, бояре и  слуги,  войт  и  мещане  и  земля
Витебская били челом великому князю Александру и объявили ему, что приходили
злодеи из Великого Новгорода, покрали у них церковь Богородицы  и  вместе  с
другими вещами украли и жалованную грамоту  (привилей),  полученную  ими  от
короля  Казимира.  Александр  дал  им  новую  жалованную  грамоту,  подобную
прежней; по ней Александр обязался не вступаться в  домы  церковные,  купли,
безадщины и отмерщины витебские; жен силою замуж  не  выдавать;  в  духовные
завещания не вступаться; на подводы коней у городских  людей  и  у  сельских
путников не  брать;  холопу  и  рабе  не  верить;  судов  предков  своих  не
посуживать; без  исследования  дела  видблянина  не  казнить;  своих  судных
приговоров не переменять; казнить по вине; челобитья у видблян принимать, не
сажая их через поруку в железа и не подвергая их никакой муке; отчин  у  них
не отнимать, в села купленные и поля не вступаться;  заочному  обвинению  не
верить; кто станет на них доносить, того имя объявить,  а  в  заставу  нигде
видблян не сажать;  на  войну  быть  всем  видблянам  готовыми;  по  волости
Витебской воеводе великокняжескому не ездить; поедет на  охоту,  то  его  по
станам не дарить; сябров городских в пригон великокняжеский не гнать,  ни  в
подводы,  ни  на  охоту;  в  весы  витебские  и  локоть  великому  князю  не
вступаться, а кто провинится на весах или на  локте,  того  видблянам  самим
казнить по своему праву; у кого из видблян забракуют (загудят) воск в Риге и
приедет он в Витебск, то видблянам самим казнить виноватого; великому  князю
видблян не дарить никому;  они  освобождаются  от  мыта  по  всем  владениям
литовским; воеводу давать им по старине, по их воле: который  воевода  будет
им нелюб и обвинят они его  перед  великим  князем,  то  последний  дает  им
другого воеводу по их воле; в первый день приезда своего в  Витебск  воевода
целует крест видблянам, что без суда не  будет  казнить  их  ни  за  что  по
наговорам. Видбляне живут в Витебске  добровольно,  пока  хотят,  а  кто  не
захочет, того силою не удерживать, путь ему чист, куда хочет; поедет прочь в
великокняжескую отчину, в Литву, не тайно, св. Благовещенью челом  ударивши,
объявившись воеводе и своим братьям, мужам видблянам, будучи волен  во  всем
своем имуществе: может продать его пли отказать; если видблянин, приехавши в
Литву к великому князю, пожалуется на видблянина, то великий князь без истца
децкого из Литвы на обвиненного  не  шлет,  хотя  бы  дело  шло  о  смертном
убийстве, но дает жалобщику лист  к  воеводе,  который  судит  по  крестному
целованию, рассмотревши дело с князьями, боярами и  мещанами,  а,  осудивши,
казнит в Витебске по тамошнему праву. Великий князь не отнимает выслуженного
имущества у князей, бояр, слуг и мещан,  местичей  витебских  из  города  не
выводит вон. Кто из литовцев или поляков был крещен  в  Витебске  в  русскую
веру и оставил потомков, тех не трогать, права их христианского ни в чем  не
нарушать. - Сравнивши эту грамоту с грамотами  новгородскими,  увидим  общие
черты быта городов старой Руси.  При  Александре  же  получил  магдебургское
право  Волковыйск,  Высокий,  Бельск  в  земле  Дрогочинской;  войтовство  в
последнем городе отдано было в потомственное владение  данцигскому  мещанину
Гоппену.
     В 1500 году по просьбе старосты  смоленского  и  всех  мещан  Александр
освободил их от мыта на пятнадцать лет; а в 1502 освободил их на  шесть  лет
от серебщизны, ордынщины и других  податей  вследствие  разорения  мещан  от
гарнизона; встречаем разные льготные грамоты, данные и  другим  городам.  Мы
видели,  как  псковичи  редко  уживались  с  наместниками   великого   князя
московского; видим и жалобы западных русских городов,  имевших  формы  быта,
подобные  псковским,  на  наместников  и  других  урядников  великого  князя
литовского; так, жители Витебска жаловались на своего наместника, что  когда
кто-нибудь из них, купивши мед пресный, жито и рыбу, привезет  в  Витебск  в
свой дом, то слуги наместничьи, отбивая замки, силою  берут  эти  товары  на
наместника и денег за них не дают, а которые хозяева брать не позволяют, тем
наместник запрещает продавать эти товары на месте и таким  образом  разоряет
их; от каждого струга, отправляющегося в Ригу, берет по десяти грошей; когда
шлет свою золу в Ригу и велит там менять ее на соль, то на каждый  мещанский
струг накладывает по меху своей соли, а кто из мещан не захочет  брать  этой
соли, с того берет по десяти  рублей  грошей.  Издавна  мостили  мостовую  -
каждый человек перед своим двором с пяти топорищ; так хотя бы мостовая  была
и нова, слуги наместничьи, ходя ночью, вздирают мостницы и за то  с  каждого
двора берут по грошу. Колоду новую наместник устроил, и слуги его  за  малые
вины сажают жителей в эту колоду, а на поруки не отпускают. Мещане  содержат
стражу в городе: слуги наместничьи заставляют этих сторожей вместо  крепости
сторожить свои домы. Наместник полоцкий  Станислав  Глебович  стал  нарушать
магдебургское право, данное полочанам, на том основании, что при этом  праве
ему нечем поживиться: присуды с мещан все отошли; великий князь запретил ему
нарушать магдебургское право, но дал ему для  поживы  сельскигх  путников  в
городской присуд.
     Относительно внешнего вида русские города вообще (кроме столицы Москвы)
не  изменились;  встречаем  известие  о  постройке  деревянных  и   каменных
укреплений; деревянные города,  или  крепости,  получили  Владимир,  Великие
Луки; мы  упоминали  уже  о  построении  каменной  крепости  Иван-города  на
ливонской границе; Новгород после падения своего  старого  быта  не  потерял

Страницы: «« « 493   494   495   496   497   498   499   500   501  502   503   504   505   506   507   508   509   510   511  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен