|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 » »» ты бы, господин, отец наш, государей наших великих князей просил, чтоб
велели училища устроить; а мой совет таков, что учить в училище сперва
азбуке, а потом псалтири с следованием накрепко; когда это выучат, то могут
читать всякие книги. А вот мужики невежды учат ребят, только речь им портят:
прежде выучат вечерню и за это мастеру принесет кашу да гривну денег, за
заутреню то же или еще и больше, за часы особенно, да подарки еще несет
кроме условной платы; а от мастера отойдет - ничего не умеет, только бредет
по книге, о церковном же порядке понятия не имеет. Если государь прикажет
учить и цену назначит, что брать за ученье, то учащимся будет легко, а
противиться никто не посмеет; да чтоб и попов ставленых велел учить, потому
что нераденье в землю вошло. Вот теперь у меня побежали четверо ставленников
- Максимка, да Куземка, да Афанаська, да Емельянка мясник; этот и с неделю
не поучился - побежал; православны ли такие будут! По мне таких нельзя
ставить в попы; о них бог сказал чрез пророка: ты разум мой отверже, аз же
отрину тебя, да не будеши мне служитель".
В 1503 году митрополит Симон вместе с Геннадием и с шестью другими
епископами на соборе определили: так как найдено, что многие вдовые
священники и дьяконы после жен держали у себя наложниц, не переставая
священнодействовать, то вперед вдовым попам и дьяконам не служить; которые
из них уличены в держании наложниц, тем наложниц отпустить, жить в миру,
волос своих не растить, платье носить мирское и дань давать вместе с
мирскими людьми и никаких священнических служб не отправлять; а кто из них с
наложницею уйдет в дальние места и начнет служить, тех предавать гражданским
судьям; на которых же вдовых попов и дьяконов дурной молвы нет и сами
говорят, что живут после жен чисто, тем стоять в церкви на крилосах, держать
дома епитрахили и приобщаться св. тайн в епитрахилях, а дьяконам - в
стихарях и орарях, но не служить, а пользоваться четвертою частию всех
церковных доходов. Чернецам и черницам в одном монастыре вместе не жить: в
мужском монастыре служить игумену, а в женском - белому священнику. Если поп
или дьякон в который день напьется пьян, то на другой день ему обедни не
служить. На том же соборе было постановлено: митрополиту, архиепископам и
епископам от поставления духовных лиц всяких степеней не брать ничего; также
от ставленых грамот, печатнику от печати и дьяку от подписи не брать ничего;
ставить в священники не раньше тридцати лет, в дьяконы - не раньше 25, в
поддьяконы - не раньше 20. За нарушение этих правил собор определил лишение
сана; и кто же первый был обвинен в нарушении этих правил, и кто первый
подвергся наказанию, определенному собором? Геннадий Новгородский! Под
следующим же, 1504 годом читаем в летописях: Геннадий, архиепископ Великого
Новгорода и Пскова, оставил престол свой неволею: приехавши из Москвы после
собора, начал мзду брать с священников за ставление и еще больше прежнего
вопреки обещанию, данному на соборе, по совету любимца своего, дьяка Михайлы
Гостенкова; великий князь и митрополит, обыскавши, свели его с престола в
Москву, где он был помещен в Чудове монастыре. Догадываются, что свержение
Геннадия было делом еретиков.
В монастыри старались вводить общежительные уставы; общее житие в
митрополичьих уставных грамотах называется богорадным; по этим грамотам
архимандрит должен был иметь одну трапезу с братиею, мог иметь особую
трапезу только в случае прихода великих гостей; всякий приход монастырский
архимандрит ведает по слову и по совету со всею братиею; нужно будет избрать
кого-нибудь из братий для ведания монастырского прихода и церковного
строения, келаря, купчину, нужно будет послать кого на монастырскую службу -
архимандрит избирает и поставляет с ведома всей братии, кого братья изберут
и по его благословению; также иноков приходящих архимандрит принимает с
согласия всей братии; без благословения архимандрита иноки не выходят из
монастыря; доходы с земель монастырских делятся так: архимандриту -
половина, священникам, дьяконам и чернецам - другая; последняя делится опять
на две части: одна - священникам и дьяконам, другая - чернецам; таким же
образом поднимаются дань митрополичья и проезды; что же касается до годовых
дач или сорокоустов, вписов, молебнов, то этими доходами архимандрит делится
пополам с священниками и дьяконами: одна половина - архимандриту, другая -
священникам и дьяконам с просвирником и пономарем; а чернецы в эти доходы не
вступаются. По завещанию преподобного Евфросина Псковского чернецы в его
монастыре не должны были есть по келиям, кроме праздника или пиршества
какого-нибудь, не должны были носить немецкого платья, также шуб с пухом,
держать баню, позволять женщинам входить в монастырь. Иосиф Волоцкий
запрещает иноку разговаривать во время службы церковной и на трепезе; на
трапезе брать у брата кушанье и ставить перед ним свое; есть и пить больше
других; ходить в деревню за каким-либо делом; из церкви и из трапезы брать
книги без благословения пономаря; если инок увидит в книге какую-нибудь
погрешность, то не смеет переписывать или вырезывать, а должен сказать
настоятелю и по другой книге исправить, а не по своему домышлению; если
случится согрешить словом или делом, или помышлением, то просить прощения у
настоятеля в тот же день, а не откладывать до утра. Тот же Иосиф запретил
инокам своего монастыря под страхом бесчестного изгнания принимать в келию
мед, вино, пиво, квас медвяный, брагу. Мы видели уже, что Иосиф прежде всего
старался воскресить предание о строгости монастырской жизни. В этом
отношении очень важно для нас сочинение его "Сказание о святых отцах
монастырей русских", где сочинитель представляет нам борьбу хранителей
древнего предания с его нарушителями и постоянно высказывает свою любимую
мысль о необходимости строгих мер для поддержания строгости иноческой жизни.
"Святой Сергий и другие святые, - говорит Иосиф, - такое старание имели о
пастве, что не пропускали ни малейшего небрежения или преслушания; они были
милостивы, где следовало, и были строги, где настояла потребность,
согрешавших обличали и понуждали к добру, ослушникам же не позволяли
своевольничать, но отлучали их от церкви и от трапезы. Между ними
господствовала такая нищета, такое отсутствие любостяжания, что в обители
св. Сергия и самые книги писали не на пергамене, а на берестах; сам же св.
Сергий носил такое бедное платье, что приходящие часто не узнавали его и
думали, что это один из просителей. О святом же Кирилле что мне писать? По
кончине его и учеников его в наше время был в его монастыре настоятель из
другого монастыря и начал нарушать некоторые предания и постановления св.
Кирилла; но в то же время был в монастыре старец святой, именем Досифей
Неведомицын, и другие старцы, любившие предания св. Кирилла; они не стали
молчать, видя нарушение древнего устава, и за это страдали от нового
настоятеля, блаженный же Досифей много раз бывал бит от него. Однажды
игумен, рассердившись на Досифея за увещания не развращать предания,
столкнул блаженного старца с трапезного места так, что тот упал, как
мертвый, на землю; выздоровевши, Досифей пришел к игумену и сказал: "Хоть
убей меня до смерти, а я не перестану говорить тебе об уставе". Этот игумен
ушел; выбрали нового, также из другого монастыря, и этот опять начал
Страницы: «« « 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |