|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 » »» невольной грамоте Геннадия на избрание преемника Зосиме, троицкого игумена
Симона, читаем: "Что ми есте (епископы) прислали грамоту, возвещая нашему
смирению, что отец Зосима митрополит своей ради немощи оставил стол русской
митрополии и, пришед в святую великую соборную церковь, пред всеми омофор
свой на престол положил, и свидетеля на то господа бога нарицая, яко
невозможно ему к тому святительская действовати, ни митрополитом нарицатися,
и отойде в монастырь в смиренноиноческое жительство". В летописях же
говорится, что Зосима оставил митрополию не своею волею, но был удален за
страсть к вину и за нерадение о церкви. Если в Зосиме действительно открылся
означенный порок, то это было достаточною причиною к его удалению как в
глазах православных, так и еретиков, которым он мог сильно вредить своим
поведением.
Удаление Зосимы нисколько не ослабило значения еретиков в Москве; но им
нужно было поднять его в Новгороде, где благодаря деятельности Геннадия
ересь ослабела значительно, и вот по старанию Федора Курицына в новгородский
Юрьев монастырь назначен был архимандритом монах Кассиан, державшийся ереси.
В Кассиане новгородские еретики должны были найти и действительно нашли
могущественную опору: в его кельях держали они свои тайные собрания.
Геннадий, однако, нашел их и тут и заставил бежать в Литву и к немцам. Но в
Москве могла ли ересь ослабеть, когда невестка великого князя Елена была на
ее стороне, а на стороне Елены были самые могущественные вельможи, которые
достигли наконец того, что Иоанн торжественно объявил сына Еленина,
Димитрия, наследником стола великокняжеского. Мы видели, однако, что это
торжество Елены и ее приверженцев было непродолжительно, что скоро София
восторжествовала в свою очередь, казнь и пострижение были участью
Ряполовских и Патрикеевых, удаление и, наконец, тесное заключение - участью
Елены и ее сына. Мы не знаем, какое было значение Иосифа в этих переворотах;
но, видя тесную связь волоколамского игумена и его учеников с великим князем
Василием, сыном Софии, видя в то же время сильную ненависть Курбского к этим
осифлянам, "подобным великому князю Василию, скорым помощникам его и во всем
потаковникам и подражателям", - как говорит Курбский, - видя такие
отношения, мы необходимо должны заключить, что связь Иосифа с Василием и его
матерью началась и укрепилась во время борьбы с ересью: действуя против
еретиков, следовательно, против Елены, Иосиф, естественно, должен был стать
на сторону Софии и ее сына. Понятно, как торжество последних облегчило
Иосифу борьбу с ересью: он нашел доступ к великому князю, начал упрашивать
его о принятии строгих мер против еретиков; тот обещал исполнить его
желание, открыл, что знал об ереси, которую держал протопоп Алексей и Федор
Курицын, что и Елена была вовлечена в ересь, раскаивался, что прежде слабо
поступал с еретиками; Иосиф требовал раскаяния на деле. "Государь, - говорил
он Иоанну, - подвинься только на нынешних еретиков, и за прежних тебя бог
простит". Но строгие решительные меры, которые должно было употребить против
еретиков по требованию Иосифа, могли заставить задуматься великого князя,
слышавшего, с другой стороны, сильный ропот на ревность волоколамского
игумена; Геннадий Новгородский был лишен архиепископии по причинам, о
которых будет речь ниже; наконец, в это время летописцы говорят, что
здоровье Иоанна начало расстраиваться после смерти Софии; все это могло
содействовать замедлению собора на еретиков. Иосиф между тем не
успокаивался: он обратился к духовнику великокняжескому, андрониковскому
архимандриту Митрофану, с просьбою действовать на Иоанна; наконец его
желание исполнилось: в конце 1504 года созван был собор на еретиков; они
защищали свое учение, Иосиф был обличителем; следствием собора было то, что
Волк Курицын, Димитрий Коноплев, Иван Максимов, архимандрит юрьевский
Кассиан с братом и многие другие еретики были сожжены; Некрасу Рукавову
сперва отрезали язык и потом сожгли в Новгороде; иных разослали в заточение,
других - по монастырям. Некоторые из еретиков, приговоренных к смертной
казни, объявили, что раскаиваются; но их раскаяние не было принято, ибо
Иосиф представил, что раскаяние, вынужденное страхом, не есть искреннее.
Удар, нанесенный ереси собором 1504 года, был силен, но не был
окончательным; мы еще должны будем обратиться к этому предмету в рассказе о
делах преемника Иоаннова.
Кроме важного дела о ереси жидовской церковные соборы Иоаннова времени
занимались не менее важным делом улучшения нравственности духовенства. В
1468 году псковичи отлучили от службы вдовых священников и дьяконов по всей
Псковской волости, не спросившись ни митрополита, ни епископов; архиепископ
новгородский Иона хотел наложить на них за это неблагословение, но
митрополит Феодосий запретил ему это делать. Феодосий знаменит в истории
русской церкви как жертва святой ревности к улучшению нравов духовенства;
он, говорит летописец, хотел священников и дьяконов силою навести на божий
путь: начал их каждое воскресенье созывать и учить по святым правилам,
вдовым дьяконам и священникам приказывал постригаться в монахи; у кого из
них были наложницы, тех наказывал без милости, снимал с них священство,
налагал пени; церквей наставили много, и вот всякий, кому не хотелось
работать, шел в священники, не оставляя плотских страстей, потому что шел не
богу служить, а тело свое льготить. Когда вследствие мер Феодосия
недостойные священнослужители были удалены, то многие церкви остались без
священников; люди начали тужить об этом и порицать митрополита. Это так
огорчило Феодосия, что он заболел, и когда выздоровел, то уже не хотел более
оставаться митрополитом, удалился в Чудов монастырь, взял к себе в келью
расслабленного старца, стал служить ему, омывать струпы.
Вопрос, поднятый псковичами и Феодосием в начале княжения Иоаннова, был
потом возобновлен известным уже нам своею деятельностию Геннадием
Новгородским, который вписал свое имя в историю русского просвещения тем,
что первый начал говорить о необходимости училищ для духовных. "Бил я челом,
- пишет Геннадий к митрополиту Симону, - государю великому князю, чтоб велел
училища устроить: ведь я своему государю напоминаю об этом для его же чести
и спасения, а нам бы простор был; когда приведут ко мне ставленника
грамотного, то я велю ему ектению выучить да и ставлю его и отпускаю тотчас
же, научив, как божественную службу совершать; и такие на меня не ропщут. Но
вот приведут ко мне мужика: я велю ему апостол дать читать, а он и ступить
не умеет, велю дать псалтирь - он и потому едва бредет; я ему откажу, а они
кричат: земля, господин, такая, не можем добыть человека, кто бы грамоте
умел; но ведь это всей земле позор, будто нет в земле человека, кого бы
можно в попы поставить. Бьют мне челом: пожалуй, господин, вели учить! Вот я
прикажу учить его ектениям, а он и к слову не может пристать: ты говоришь
ему то, а он совсем другое; велю учить азбуке, а он, поучившись немного, да
просится прочь, не хочет учиться; а иной и учится, но не усердно и потому
живет долго. Вот такие-то меня и бранят, а мне что же делать? Не могу, не
учивши их, поставить. Для того-то я и бью челом государю, чтоб велел училища
устроить: его разумом и грозою, а твоим благословением это дело исправится;
Страницы: «« « 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |