Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 689   690   691   692   693   694   695   696   697  698   699   700   701   702   703   704   705   706   707  » »»

   Мы рассмотрели в своем месте устав откупщикам тамги и пятна на Белеозере,
данный Иоанном III; при Иоанне IV,  в  1551  году,  дана  была  туда  же  на
Белоозеро таможенная грамота, которая  относительно  сбора  тамги  ничем  не
рознится от грамоты Иоанна III; но в ней прибавлен устав о сборе померной  и
дворовой пошлины: померное брать со пшеницы, ржи, ячменя, солоду,  конопель,
гречи, гороху, заспы толокна, репы и со всякого жита, с хмелю, также с  рыбы
сухой, и с вандышев и с хохолков - брать  с  продавца  с  четырех  четвертей
деньга, а тамги с жита и сухой рыбы не брать. А  кто  продаст  всякого  жита
воза два или три без меры или кто купит не в их пятенную  меру,  то  с  него
заповеди два рубля: рубль - наместнику и рубль - померщикам; а  кто  продаст
всякого жита четыре четверти московских или кто станет покупать и  продавать
не в их пятенную меру, то с него заповеди  рубль:  полтина  -  наместнику  и
полтина - померщикам. Дворовая  пошлина  на  гостиных  дворах:  кто  приедет
товару купить на гостином дворе, дворники берут поворотной  с  тысячи  белки
шувайской или устюжской по 4 деньги с тысячи, а с кляземской белки  -  по  2
деньги с тысячи; с сорока соболей берут по тому ж расчету,  как  и  с  белки
шувайской, с куницы с сорока по деньге; с десяти  бобров  берут  по  тому  ж
расчету, как с 1000 белки шувайской, с постава сукна ипского или лунского  -
по три деньги, а с новогонского и трекунского - по деньге, с меду с кади  от
7 до 10 пудов - по деньге, будет кадь  меньше  семи  пуд,  и  они  берут  по
расчету; кто купит перцу больше рубля или меньше, берут по тому ж расчету; с
бочки сельдей - по деньге, с лукна икры - по  деньге,  с  бочки  слив  -  по
полуденьге, с круга воску - по 4 деньги, с стопы бумаги - по полуденьге. Кто
приедет на Белоозеро с мясом или с каким-нибудь товаром, а на гостином дворе
не станет, станет у кого-нибудь и дворники уличат его пред наместником,  что
стал не на гостином дворе, у них не просясь, то наместник, обыскав, берет на
себя заповеди полполтины на том, у кого во дворе тот купец стал, а  с  купца
взять дворникам полполтины же, на нем же наместничью приставу взять хоженого
четыре деньги. Кто привезет товару ценою меньше двух рублей, станет прямо на
торгу и ночует тут, с того дворникам не брать ничего;  кто  привезет  товару
больше (кажется, должно читать меньше),  чем  на  два  рубля,  и  станет  на
чьем-нибудь дворе, а не на гостином, то дворникам брать у  него  поворотное,
смотря по товару: с амбарного брать на  неделю  по  четыре  деньги.  Кто  не
поедет с возами на гостиный двор стоять, а товару будет у него  больше  двух
рублей, то дворники ставят его на  гостином  дворе;  если  же  не  послушает
дворников, не поедет к ним, то дворники ставят его у  себя  за  наместничьим
приставом, который берет хоженого по четыре деньги.
   В таможенной грамоте,  данной  в  1563  году  в  принадлежавшее  Симонову
монастырю  село  Весьегонское,  в  Городецком  стану  Бежецкого   Верха,   с
иногородных купцов, московских, тверских, новгородских и  псковских,  велено
брать тамги с рубля по четыре деньги; с людей своего  уезда  -  с  рубля  по
полторы деньги; если торговые люди приедут  рекою  Мологою  в  судах,  то  с
товару тамга берется с  них  по  таможенной  грамоте,  а  с  судна  брать  с
полубленного и неполубленного, с набои, прикольного и поводцового по алтыну,
а со струга - по три деньги.  Если  же  приедет  в  село  Весь  рязанец  или
казанец, или какой-нибудь другой иноземец, то у них брать с  рубля  по  семи
денег. Тамга и все таможенные пошлины (то есть пятно, померное  и  проч.)  в
селе Веси отдавались  на  откуп  бежичанам,  городецким  посадским  людям  и
сельским крестьянам; но в 1563 году Симонов монастырь, жалуясь, что от этого
его людям и крестьянам чинятся обиды и продажи великие, выпросил откуп себе,
обязавшись платить ежегодно по 38 рублей, впрок, без наддачи.
   В 1571 году дана была таможенная новгородская грамота о сборе, пошлин  на
Торговой стороне,  в  государевой  опричнине.  И  здесь,  как  в  предыдущих
грамотах, начиная с грамоты новгородского князя Всеволода церкви св.  Иоанна
на  Опоках,  новгородцу  дается  преимущество  пред   пригородскими   людьми
Новгородской земли и. сельскими людьми, также пред жителями других областей:
новгородец платил тамги с рубля московского по полторы  московки,  остальные
все - по четыре московки; но если приедут новгородцы с Софийской  стороны  с
товаром в государеву опричнину,  на  Торговую  сторону,  то  платят  пошлины
наравне с пригородскими и волостными людьми Новгородской земли. Новгородские
мясники не смели покупать коров на дорогах у нутников (погонщиков),  нутники
должны были гнать коров на продажу в Новгород или  же  к  Ивану  святому  на
Опоке; кто же за городом или на  дороге  купит  коров,  на  том  заповеди  -
половина на купце и половина на продавце. При вывозе  товаров  из  Новгорода
новгородскими городецкими людьми, по взятии тамги, таможенники давали узолки
за своею печатью. Мы видели, что новгородский князь Всеволод Мстиславич  дал
церкви св. Иоанна на Опоках вес вощаной.  В  описываемое  время  по-прежнему
весили товар у Ивана св., но пошлины, как видно, шли прямо в казну  царскую;
в грамоте Иоанна IV читаем: воск, мед, олово, свинец, квасцы, ладон,  темьян
весить по старине, на крюк, у Ивана св. под церковью, на Пятрятине  дворище,
а таможникам в это не вступаться. Далее грамота говорит: без весу меду, икры
и соли не продавать; а кто продаст или купит какой-нибудь весный  товар  без
весу на рубль или больше рубля,  то  на  них  заповеди  рубль  новгородский,
половина - на купце, а другая - на продавце; если покупка меньше  рубля,  то
заповеди брать столько же, на сколько продано товару; если  же  меньше  пяти
алтын, то пудовщики весчего и заповеди не берут. Пуда у себя никто не  смеет
держать, а кого в том уличат, тот платит заповеди два  рубля.  Брать  тамгу,
пуд и все пошлины с товаров царских, митрополичьих, владычних, наместничьих,
боярских,  с  сельчан  царских,  митрополичьих,   владычних,   монастырских,
боярских, с грамотчиков и со  всех  без  исключения.  Если  купцы  иноземные
привезут бархаты, камки, всякое узорочье, лошадей, то эти товары не  прежде,
пускать в продажу, как после выбора из  них  пригодных  государю.  Таможники
должны беречь накрепко, чтоб всякие торговые люди и иноземцы не вывозили  из
Новгорода в Литву и к немцам денег,  серебра  и  золота,  сосудов,  пуговиц,
серебряных и золотых, в сундуках, коробьях и ящиках.  Таможеники  же  должны
были брать поплашную пошлину по берегам реки Волхова, с судов  и  плотов,  с
плавного весу. Тамга и все таможенные пошлины собирались гостями  и  купцами
московскими и новгородскими на веру, в котором году кого в головы поставят и
целовальников выберут наместники новгородские и дьяк. В 1577 году дана  была
грамота целовальникам на Торговой стороне, как им  брать  пошлину  с  дворов
гостиных и лавок: брать у гостей за один амбар на неделю, если гостей много,
по три деньги, если мало, то по две, а иногда и по  одной;  за  избу  особый
наем. Поворотная пошлина в Новгороде  дворниками  не  бралась;  целовальники
должны были жить на гостиных дворах, но жен не могли на них держать. Тамга и
весчая пошлина у Ивана св. на  Опоках  отдавалась  на  откуп;  в  1556  году
откупщики весчей пошлины отказались, потому что воск и сало перестали идти к
немцам и они не могли набрать откупной суммы,  за  что  стояли  на  правеже;
тогда царь велел дьякам выбрать людей (не определено каких)  и  поручить  им
сбор весчей пошлины с тем, чтоб они собрали в год ту же самую  сумму,  какую
прежде платили откупщики, именно 233 рубля 13 алтын, а если соберут  больше,

Страницы: «« « 689   690   691   692   693   694   695   696   697  698   699   700   701   702   703   704   705   706   707  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен