Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 680   681   682   683   684   685   686   687   688  689   690   691   692   693   694   695   696   697   698  » »»

разными лицами нередко встречаем выходки против иезуита. Так, в письме его к
Збаражскому читаем: "Я было  думал,  что  по  окончании  мирных  переговоров
Москва уверует в Поссевина и образ его поставит подле Николы или Пречистой в
Пещерах, но они и в перемирном листе писать его не хотят". В одном письме  к
королю  Замойский  говорит:  "Есть  люди,  которые  всех  иезуитов  называют
плутами, - это, конечно, несправедливо; но, кто этого  одного  так  назовет,
тот, к несчастию, пожалуй не ошибется". Замойский  обвиняет  Поссевина,  что
тот посредством общих выражений, умалчиваний в договоре о разных  уступаемых
с обеих сторон местностях дружил  московскому  царю.  Но  если  бы  Поссевин
дружил царю, то ему стоило бы только отписать в Москву о печальном состоянии
польского войска под Псковом. 15 января Замойский писал  комиссарам,  ведшим
переговоры о мире, чтоб поскорей оканчивали дело,  потому  что  более  осьми
дней не может ни удерживать войско под Псковом,  ни  вести  дальше  в  землю
неприятельскую, а принужден  будет  отступить  назад  со  стыдом  и  большою
потерею, потому что венгры все опустошили и войско на  обратном  пути  будет
помирать с голоду. Замойский сильно боялся войны со шведами и даже советовал
королю в случае этой войны заключить союз с Москвою и  уступить  ей  морской
берег в устьях Невы (Дневник последнего похода Стефана  Батория  на  Россию,
изд. М. Коялович, 1867 года Россию (осада Пскова) и дипломатическая переписка того времени,  относящаяся
главным образом к заключению  Запольского  мира  (1581-1582  гг.),  изд.  М.
Коялович. СПб, 1867.


    Сергей Михайлович СОЛОВЬЕВ
    ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН
    ТОМ 7



    ONLINE БИБЛИОТЕКА   http://www.bestlibrary.ru


Глава 1

ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВРЕМЕНА ИОАННА IV

   Титул царский.  -  Обычаи  нового  царского  двора.  -  Состав  двора.  -
Знатнейшие  фамилии.  -  Княжеские  отчины.  -   Уменьшительные   имена.   -
Местничество. -  Кормление  и  служба.  -  Стрельцы,  пушкари,  иноземцы.  -
Продовольствие войска. - Посоха. - Станичная и сторожевая служба. - Шляхта в
Западной России. - Козаки. - Финансы. - Областное управление.  -  Города.  -
Села. - Холопи. - Инородцы.  -  Промышленность.  -  Торговля.  -  Физические
бедствия. - Города в Западной России, крестьяне, промышленность, торговля. -
Церковь в Восточной и Западной России. - Новый судебник в Восточной  России.
- Новый статут в Западной. - Народное право. - Нравы и обычаи в Восточной  и
Западной России. - Литература. - Книгопечатание.
   Если, по словам Герберштейна, еще великий князь Василий Иоаннович  кончил
то, что начато было отцом его, и властию своею  над  подданными  превосходил
всех монархов в целом свете, то  сын  Василиев  вследствие  изложенных  выше
обстоятельств сознал вполне  свое  значение,  сознал  свое  отличие  от  тех
государей, которые выбраны многомятежною волею народною или к которым  земля
приписывается. Это сознание  Иоанна  высказалось  прежде  всего  в  принятии
титула царя и самодержца, во введении  его  в  постоянное  употребление  как
внутри, так и вне, в старании  оправдать  это  принятие,  утвердить  его  на
исторических  основах  средствами,  какие  употреблялись  в  то  время.  Для
придания титулу большей торжественности Иоанн в начале его стал  употреблять
так называемое  богословие:  "Троице  пресущественная  и  пребожественная  и
преблагая праве верующим  в  тя  истинным  хрестьяном,  дателю  премудрости,
преневедомый и пресветлий крайний верх! Направи нас на истину твою и настави
нас на повеления твоя, да возглаголем о людех твоих по воле твоей. Сего  убо
бога нашего, в троице  славимого,  милостию  и  хотением  удрьжахом  скипетр
Российского царствия  мы,  великий  государь,  царь  и  великий  князь  Иван
Васильевич всея Русии самодержец,  владимерский,  московский,  новгородский,
царь казанский,  царь  астраханский,  государь  псковский  и  великий  князь
смоленский, тверский,  югорский,  пермьский,  вятцкий,  болгарский  и  иных,
государь и великий князь Новгорода Низовские земли, черниговский, резанский,
полотцкий,  ростовский,  ярославский,  белоозерский,  удорский,   обдорский,
кондинский, и всея Сибирские земли и Северные страны повелитель, и  государь
отчинный земли Лифлянские и иных многих земель государь".  Иоанну  нравились
пышные выражения грамот, которые присылались ему восточными  владетелями,  и
некоторые из этих выражений мы встречаем в его грамотах.
   Что касается до обычаев нового царского двора, то обряды царской  свадьбы
при Иоанне ничем не отличаются от обряда, который мы видели при свадьбе отца
Иоаннова; замечательно, что на  третьей  и  на  последней  свадьбе  царя  на
большом месте, или вместо отца (посаженным отцом), был у Иоанна меньшой сын,
царевич  Феодор,  а  не  старший,  Иоанн,  который  был  тысяцким:  по  всем
вероятностям, причина заключалась в семейных отношениях царевича Иоанна;  во
время третьей свадьбы отцовой он был сам женихом, в последнюю свадьбу уже не
был мужем первой жены, а мы видели, что при обручении великой  княжны  Елены
старший посол литовский не мог занимать место жениха, потому что  был  женат
на  другой  жене.  В  1573  году  была  в  Новгороде   свадьба   нареченного
лифляндского короля Магнуса, который женился на племяннице  царской,  дочери
князя Владимира Андреевича,  Марии;  жених  был  протестант,  и  потому  при
описании этой свадьбы читаем:  "Венчаться  королю  на  Пробойной  улице,  на
Славнове, у Дмитрия святого, а с  королем  ехать  римскому  попу:  а  княжну
обручать и венчать дмитровскому попу; приехав  к  венчанью,  княжне  идти  в
церковь, а королю стать на паперти, и венчать короля по его закону, а княжну
по христианскому закону".
   Совершеннолетие сына и наследника  Иоанна  в  случае  своей  смерти  царь
назначил в двадцать лет. Восприемниками при крещении младенцев царского дома
по-прежнему были духовные  лица:  так,  восприемником  царевича  Иоанна  был
митрополит Макарий; крещение происходило в  Чудове  монастыре  у  мощей  св.
Алексия; крещение царевны Анны происходило в Новодевичьем монастыре:  и  как
родилась царевна, Иоанн приехал в Новодевичий монастырь и обложил  храм  св.
Иоакима и Анны, тут слушал всенощную и заутреню,  утром  церковь  освещал  и
дочь свою крестил; восприемниками были  два  старца:  Адриан  из  Андросовой
пустыни и Геннадий из Сарайской; о крестных матерях не  говорится.  Когда  у
князя Владимира Андреевича родилась дочь, то на его радости на  другой  день

Страницы: «« « 680   681   682   683   684   685   686   687   688  689   690   691   692   693   694   695   696   697   698  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен