|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 » »» разными лицами нередко встречаем выходки против иезуита. Так, в письме его к
Збаражскому читаем: "Я было думал, что по окончании мирных переговоров
Москва уверует в Поссевина и образ его поставит подле Николы или Пречистой в
Пещерах, но они и в перемирном листе писать его не хотят". В одном письме к
королю Замойский говорит: "Есть люди, которые всех иезуитов называют
плутами, - это, конечно, несправедливо; но, кто этого одного так назовет,
тот, к несчастию, пожалуй не ошибется". Замойский обвиняет Поссевина, что
тот посредством общих выражений, умалчиваний в договоре о разных уступаемых
с обеих сторон местностях дружил московскому царю. Но если бы Поссевин
дружил царю, то ему стоило бы только отписать в Москву о печальном состоянии
польского войска под Псковом. 15 января Замойский писал комиссарам, ведшим
переговоры о мире, чтоб поскорей оканчивали дело, потому что более осьми
дней не может ни удерживать войско под Псковом, ни вести дальше в землю
неприятельскую, а принужден будет отступить назад со стыдом и большою
потерею, потому что венгры все опустошили и войско на обратном пути будет
помирать с голоду. Замойский сильно боялся войны со шведами и даже советовал
королю в случае этой войны заключить союз с Москвою и уступить ей морской
берег в устьях Невы (Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию,
изд. М. Коялович, 1867 года Россию (осада Пскова) и дипломатическая переписка того времени, относящаяся
главным образом к заключению Запольского мира (1581-1582 гг.), изд. М.
Коялович. СПб, 1867.
Сергей Михайлович СОЛОВЬЕВ
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН
ТОМ 7
ONLINE БИБЛИОТЕКА http://www.bestlibrary.ru
Глава 1
ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВРЕМЕНА ИОАННА IV
Титул царский. - Обычаи нового царского двора. - Состав двора. -
Знатнейшие фамилии. - Княжеские отчины. - Уменьшительные имена. -
Местничество. - Кормление и служба. - Стрельцы, пушкари, иноземцы. -
Продовольствие войска. - Посоха. - Станичная и сторожевая служба. - Шляхта в
Западной России. - Козаки. - Финансы. - Областное управление. - Города. -
Села. - Холопи. - Инородцы. - Промышленность. - Торговля. - Физические
бедствия. - Города в Западной России, крестьяне, промышленность, торговля. -
Церковь в Восточной и Западной России. - Новый судебник в Восточной России.
- Новый статут в Западной. - Народное право. - Нравы и обычаи в Восточной и
Западной России. - Литература. - Книгопечатание.
Если, по словам Герберштейна, еще великий князь Василий Иоаннович кончил
то, что начато было отцом его, и властию своею над подданными превосходил
всех монархов в целом свете, то сын Василиев вследствие изложенных выше
обстоятельств сознал вполне свое значение, сознал свое отличие от тех
государей, которые выбраны многомятежною волею народною или к которым земля
приписывается. Это сознание Иоанна высказалось прежде всего в принятии
титула царя и самодержца, во введении его в постоянное употребление как
внутри, так и вне, в старании оправдать это принятие, утвердить его на
исторических основах средствами, какие употреблялись в то время. Для
придания титулу большей торжественности Иоанн в начале его стал употреблять
так называемое богословие: "Троице пресущественная и пребожественная и
преблагая праве верующим в тя истинным хрестьяном, дателю премудрости,
преневедомый и пресветлий крайний верх! Направи нас на истину твою и настави
нас на повеления твоя, да возглаголем о людех твоих по воле твоей. Сего убо
бога нашего, в троице славимого, милостию и хотением удрьжахом скипетр
Российского царствия мы, великий государь, царь и великий князь Иван
Васильевич всея Русии самодержец, владимерский, московский, новгородский,
царь казанский, царь астраханский, государь псковский и великий князь
смоленский, тверский, югорский, пермьский, вятцкий, болгарский и иных,
государь и великий князь Новгорода Низовские земли, черниговский, резанский,
полотцкий, ростовский, ярославский, белоозерский, удорский, обдорский,
кондинский, и всея Сибирские земли и Северные страны повелитель, и государь
отчинный земли Лифлянские и иных многих земель государь". Иоанну нравились
пышные выражения грамот, которые присылались ему восточными владетелями, и
некоторые из этих выражений мы встречаем в его грамотах.
Что касается до обычаев нового царского двора, то обряды царской свадьбы
при Иоанне ничем не отличаются от обряда, который мы видели при свадьбе отца
Иоаннова; замечательно, что на третьей и на последней свадьбе царя на
большом месте, или вместо отца (посаженным отцом), был у Иоанна меньшой сын,
царевич Феодор, а не старший, Иоанн, который был тысяцким: по всем
вероятностям, причина заключалась в семейных отношениях царевича Иоанна; во
время третьей свадьбы отцовой он был сам женихом, в последнюю свадьбу уже не
был мужем первой жены, а мы видели, что при обручении великой княжны Елены
старший посол литовский не мог занимать место жениха, потому что был женат
на другой жене. В 1573 году была в Новгороде свадьба нареченного
лифляндского короля Магнуса, который женился на племяннице царской, дочери
князя Владимира Андреевича, Марии; жених был протестант, и потому при
описании этой свадьбы читаем: "Венчаться королю на Пробойной улице, на
Славнове, у Дмитрия святого, а с королем ехать римскому попу: а княжну
обручать и венчать дмитровскому попу; приехав к венчанью, княжне идти в
церковь, а королю стать на паперти, и венчать короля по его закону, а княжну
по христианскому закону".
Совершеннолетие сына и наследника Иоанна в случае своей смерти царь
назначил в двадцать лет. Восприемниками при крещении младенцев царского дома
по-прежнему были духовные лица: так, восприемником царевича Иоанна был
митрополит Макарий; крещение происходило в Чудове монастыре у мощей св.
Алексия; крещение царевны Анны происходило в Новодевичьем монастыре: и как
родилась царевна, Иоанн приехал в Новодевичий монастырь и обложил храм св.
Иоакима и Анны, тут слушал всенощную и заутреню, утром церковь освещал и
дочь свою крестил; восприемниками были два старца: Адриан из Андросовой
пустыни и Геннадий из Сарайской; о крестных матерях не говорится. Когда у
князя Владимира Андреевича родилась дочь, то на его радости на другой день
Страницы: «« « 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |