|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 » »» Так ли покоряются прегордые царства! Сколько потом ни было походов в
Казанскую землю, когда вы ходили без понуждения, охотно? Когда бог покорил
христианству этот варварский народ, и тогда вы не хотели воевать, и тогда с
нами не было больше пятнадцати тысяч по вашему нехотению. Во время осады
всегда вы подавали дурные советы: когда запасы перетонули, то вы, простоявши
три дня, хотели домой возвратиться! Никогда не хотели вы подождать
благоприятного времени; вам и голов своих не было жаль, и о победе мало
заботились; победить или потерпеть поражение только бы поскорее домой
возвратиться. Для этого скорого возвращения войну вы оставили, и от этого
после много было пролития христианской крови. На приступе если б я вас не
удержал, то вы хотели погубить православное воинство, начавши дело не
вовремя". Как согласить эти слова: "Я посылал, если б я вас не удержал" - со
словами: "Вы государились, а я ничем не владел"? Эти несогласия показывают
нам ясно, с какого рода памятником мы имеем дело и как мы им должны
пользоваться.
Важное значение Сильвестра и Адашева, проистекавшее из полной
доверенности к ним Иоанна в известное время, бесспорно, явственно из всех
источников; но вместе явно также, что Иоанн никогда не был слепым орудием в
руках этих близких к нему людей. Война Ливонская была предпринята вопреки их
советам, они советовали покорить Крым. После взятия Казани, говорит
Курбский, все мудрые и разумные (т. е. сторона Сильвестра) советовали царю
остаться еще несколько времени в Казани, дабы совершенно окончить покорение
страны; но царь "совета мудрых воевод своих не послушал, послушал совета
шурей своих". Следовательно, Иоанн имел полную свободу поступать по совету
тех или других, не находясь под исключительным влиянием какой-нибудь одной
стороны. Когда в 1555 году царь выступил против крымского хана и пришла к
нему весть, что один русский отряд уже разбит татарами, то многие советовали
ему возвратиться, но храбрые настаивали на том, чтоб встретить татар, и царь
склонился на совет последних, т. е. на совет приверженцев Сильвестра, потому
что когда Курбский хвалит, то хвалит своих. Таким образом, мы видим, что
Иоанн в одном случае действует по совету одних, в другом - других, в
некоторых же случаях следует независимо своей мысли, выдерживая за нее
борьбу с советниками. О могущественном влиянии Сильвестра говорят
единогласно все источники; но мы имеем возможность не преувеличивать этого
влияния, установить для него настоящую меру, ибо до нас дошел любопытный
памятник, в котором очень ясно можно видеть отношения Сильвестра и к
митрополиту и к царю. Это послание Сильвестра к митрополиту Макарию по
поводу дела о ереси Башкина: "Государю преосвященному Макарию, митрополиту
всея Русии, и всему освященному собору благовещенский поп Селивестришко
челом бьет. Писал тебе, государю, Иван Висковатый: Башкин с Артемьем и
Семеном в совете, а поп Семен Башкину отец духовный и дела их хвалит; да
писал, что я, Сильвестр, из Благовещенья образа старинные выносил, а новые,
своего мудрования поставил; государь святый митрополит! Священник Семен про
Матюшу мне сказывал в Петров пост на заутрени; пришел на меня сын духовный
необычен и многие вопросы мне предлагает недоуменные. И как государь из
Кириллова приехал, то я с Семеном царю-государю все сказали про Башкина;
Андрей-протопоп и Алексей Адашев то слышали ж. Да Семен же сказывал, что
Матюша спрашивает толкованья многих вещей в Апостоле и сам толкует, только
не по существу, развратно, и мы то государю сказали ж. И государь велел
Семену говорить Матюше, чтоб он все свои речи в Апостоле изметил; но тогда
царь и государь скоро в Коломну поехал и то дело позалеглось. А про Артемья,
бывшего троицкого игумена, сказывает Иван, что мне с ним совет был; но до
троицкого игуменства я его вовсе не знал; а как избирали к Троице игумена,
то Артемья привезли из пустыни; государь велел ему побыть в Чудове, а мне
велел к нему приходить и к себе велел его призывать и смотреть в нем всякого
нрава и духовной пользы. В то же время ученик его Порфирий приходил к
благовещенскому священнику Семену и вел с ним многие беседы пользы ради;
Семен мне пересказывал все, что с ним говорил Порфирий; я усумнился, позвал
Порфирия к себе, дважды, трижды беседовал с ним довольно о пользе духовной и
все пересказал царю-государю. Тогда царь-государь богом дарованным своим
разумом и богорассудным смыслом ошибочное Порфириево учение и в учителе его,
Артемии, начал примечать". Здесь, с одной стороны, видна высокая степень
доверия, которою пользовался Сильвестр: его посылал царь к Артемию испытать,
годится ли последний занять место троицкого игумена; но, с другой стороны,
ясно видно, что Сильвестр должен был обо всем докладывать Иоанну и тот сам
распоряжался, как вести дело, сам вникал в него и своим разумом и смыслом
подмечал то, чего не мог заметить Сильвестр; когда Иоанн уезжал из Москвы,
дела останавливались. Как же после этого можно буквально принимать слова
Иоанна и думать, что Сильвестр владел государством, оставляя ему одно имя
царя? Всего страннее предполагать, чтоб человека с таким характером, какой
был у Иоанна, можно было держать в удалении от дел! Наконец, мы считаем за
нужное сказать несколько слов о поведении Иоанна относительно крымского хана
после сожжения Москвы Девлет-Гиреем, потом относительно короля шведского и
особенно относительно Батория; неприятно поражает нас этот скорый переход от
гордости к унижению; мы готовы и по своим понятиям имеем право видеть здесь
робость. Но мы не должны забывать разности понятий, в каких воспитываемся мы
и в каких воспитывались предки наши XVI века; мы не должны забывать, как
воспитание в известных правилах, образованность укрепляют нас теперь, не
позволяют нам обнаруживать этих резких переходов, хотя бы они и происходили
внутри нас. Но люди веков предшествовавших не знали этих искусственных
укреплений и сдерживаний и потому не стыдились резких переходов от одного
чувства к другому, противоположному; эту резкость переходов мы легко можем
подметить и теперь в людях, которые по степени образования своего более
приближаются к предкам. Притом относительно Иоанна IV мы не должны забывать,
что это был внук Иоанна III, потомок Всеволода III; если некоторые историки
заблагорассудили представить его вначале героем, покорителем царств, а потом
человеком постыдно робким, то он нисколько в этом не виноват. Он предпринял
поход под Казань по убеждению в его необходимости, подкреплялся в своем
намерении религиозным одушевлением, сознанием, что поход предпринят для
избавления христиан от неверных, но вовсе не вел себя Ахиллесом: сцена в
церкви на рассвете, когда уже войска пошли на приступ, сцена, так просто и
подробно рассказанная летописцем, дает самое верное понятие об Иоанне,
который является здесь вовсе не героем. Иоанн сам предпринимал поход под
Казань, потом под Полоцк, в Ливонию по убеждению в необходимости этих
походов, в возможности счастливого их окончания, и тот же самый Иоанн спешил
как можно скорее прекратить войну с Баторием, ибо видел недостаточность
своих средств для ее успешного ведения: точно так как дед его, Иоанн III,
сам ходил с войском под Новгород, под Тверь, рассчитывая на успех
предприятия, и обнаружил сильное нежелание сразиться с Ахматом, потому что
успех был вовсе неверен. Таковы были все эти московские или вообще северные
Страницы: «« « 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |