|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 » »» мест, заехав, по тогдашнему выражению, старинные роды боярские, не долго
удерживают за собою первенствующее положение, кроме титула, скоро ничем
более не отличаются от остальных членов служилого сословия, и многие из них
даже забывают свои наименования по волостям и сохраняют только имена, от
личных прозвищ происходящие. Все это объясняет нам, почему в малолетство
Иоанна IV мы видим только борьбу известных отдельных родов за первенство,
почему служилое сословие так долго и упорно держалось за обычай
местничества: в глубине жизни народной коренилось начало родовое; изгонится
оно из одной сферы - с большею силою и упругостию обнаружится в другой.
Древнее начало было сильно, вело упорную борьбу; но уже государству
пошел седьмой век, оно объединилось, старое с новым начало сводить последние
счеты: не мудрено, что появилось много важных вопросов, важных требований.
Вторая половина XVI века, царствование Иоанна IV, характеризуется
преимущественно этим поднятием важных вопросов в государственной жизни,
наибольшею выставкою этих вопросов, если начали подниматься они и прежде,
ибо в истории ничто не делается вдруг. Так, опричнина, с одной стороны, была
следствием враждебного отношения царя к своим старым боярам, по, с другой
стороны, в этом учреждении высказался вопрос об отношении старых служилых
родов, ревниво берегущих свою родовую честь и вместе свою исключительность
посредством местничества, к многочисленному служилому сословию, день ото дня
увеличивавшемуся вследствие государственных требований и вследствие
свободного доступа в него отовсюду; подле личных стремлений Иоанна видим
стремления целого разряда людей, которым было выгодно враждебное отношение
царя к старшей дружине. Мы видели, что сам Иоанн в завещании сыновьям
смотрел на опричнину как на вопрос, как на первый опыт. После мы увидим, как
будет решаться этот важный вопрос об отношениях младшей дружины к старшей.
Государство складывалось, новое сводило счеты со старым; понятно, что должен
был явиться и громко высказаться вопрос о необходимых переменах в управлении
о недостаточности прежних средств, о злоупотреблениях, от них происходящих,
являются попытки к решению вопроса - губные грамоты, новое положение дьяков
относительно воевод и т. д. Понятно, что в то же время должен был возникнуть
вопрос первой важности - вопрос о необходимости приобретения средств
государственного благосостояния, которыми обладали другие европейские
народы; и вот видим первую попытку относительно Ливонии. Век задавал важные
вопросы, а во главе государства стоял человек, по характеру своему способный
приступать немедленно к их решению.
К сказанному прежде об этом характере, о его образовании и постепенном
развитии нам не нужно было бы прибавлять ничего более, если б в нашей
исторической литературе не высказывались об нем мнения, совершенно
противоположные. В то время как одни, преклоняясь пред его величием,
старались оправдать Иоанна в тех поступках, которые назывались и должны
называться своими очень нелестными именами, другие хотели отнять у него
всякое участие в событиях, которые дают его царствованию беспрекословно
важное значение. Эти два противоположных мнения проистекли из обычного
стремления дать единство характерам исторических лиц; ум человеческий не
любит живого многообразия, ибо трудно ему при этом многообразии уловить и
указать единство, да и сердце человеческое не любит находить недостатков в
предмете любимом, достоинств в предмете, возбудившем отвращение.
Прославилось известное историческое лицо добром, и вот повествователи о
делах его не хотят допустить ни одного поступка, который бы нарушал это
господствующее представление об историческом лице; если источники указывают
на подобный поступок, то повествователи стараются во что бы то ни стало
оправдать своего героя; и наоборот, в лице, оставившем по себе дурную славу,
не хотят признать никакого достоинства.
Так случилось и с Иоанном IV: явилось мнение, по которому у Иоанна
должна быть отнята вся слава важных дел, совершенных в его царствование, ибо
при их совершении царь был только слепым, бессознательным орудием в руках
мудрых советников своих - Сильвестра и Адашева. Мнение это основывается на
тех местах в переписке с Курбским, где Иоанн, по-видимому, сам признается,
что при Сильвестре он не имел никакой власти. Но, читая эту знаменитую
переписку, мы не должны забывать, что оба, как Иоанн, так и Курбский, пишут
под влиянием страсти и потому оба преувеличивают, впадают в противоречия.
Если основная мысль Курбского состоит в том, что царь должен слушаться
советников, то основная мысль Иоанна состоит в том, что подданные должны
повиноваться царю, а не стремиться к подчинению царской воли воле
собственной; такое стремление в глазах Иоанна есть величайшее из
преступлений, и всею тяжестию его он хочет обременить Сильвестра и его
приверженцев; вот почему он приписывает им самое преступное злоупотребление
его доверенностию, самовольство, самоуправство, говорит, что вместо него они
владели царством, тогда как он сам облек их неограниченною своею
доверенностию; вот эти знаменитые места: "Вы ль растленны или я? Что я хотел
вами владеть, а вы не хотели под моею властию быть, и я за то на вас
гневался? Больше вы растленны, что не только не хотели быть мне повинны и
послушны, но и мною владели и всю власть с меня сняли; я был государь только
на словах, а на деле ничем не владел". В другом месте Иоанн, щеголявший
остроумием, ловкостию в словопрении, низлагает Курбского следующею уверткою,
не думая, что после можно будет употребить его адвокатскую тонкость против
него же самого: "Ты говоришь, что для военных отлучек мало видал мать свою,
мало жил с женою, отечество покидал, всегда в городах против врагов
ополчался, претерпевал естественные болезни и ранами покрывался от
варварских рук и сокрушенно уже ранами все тело имеешь, но все это случилось
с тобою тогда, когда вы с попом и Алексеем владели. Если это вам было не
угодно, то зачем же так делали? Если же делали, то зачем, своею властию
сделавши, на нас вину вскладываете!" Приводят еще третье место в
доказательство, что поход на Казань предпринят не Иоанном, что приверженцы
Сильвестра везли туда насильно царя: "Когда мы с крестоносною хоругвию всего
православного христианского воинства двинулись на безбожный язык казанский
и, получив неизреченным божиим милосердием победу, возвращались домой, то
какое доброхотство к себе испытали мы от людей, которых ты называешь
мучениками? Как пленника, посадивши в судно, везли с ничтожным отрядом чрез
безбожную и неверную землю". Но здесь нет ни малейшего указания на невольный
поход, ибо Иоанн прямо говорит: "Когда мы двинулись"; потом Иоанн говорит
ясно, что не заботились о его безопасности, везли, как пленника, уже на
возвратном пути, по взятии Казани. Курбский обвиняет Иоанна в недостатке
храбрости во время казанского похода, в желании поскорее возвратиться в
Москву; Иоанн возвращает ему все эти обвинения и так описывает свое
поведение и поведение бояр в казанских войнах: "Когда мы посылали на
Казанскую землю воеводу своего, князя Сем. Ив. Микулинского, с товарищами,
то что вы говорили? Вы говорили, что мы послали их в опале своей, желая их
казнить, а не для своего дела! Неужели это храбрость счужбу ставить в опалу?
Страницы: «« « 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |