Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 837   838   839   840   841   842   843   844   845  846   847   848   849   850   851   852   853   854   855  » »»

не забывают, как самую жестокую  обиду.  И  кто  же  был  обманут,  кто  был
недоволен? Масса людей  умеренных,  спокойных,  самая  могущественная  часть
народонаселения, которая дает прочный успех всякому делу. Согласие  немногих
людей отважных, скоп, заговор может дать мгновенный успех делу, но прочность
его зависит от "да" или "нет" умеренной,  спокойной  массы  народонаселения.
Вот почему 17 мая 1606 года в Москве не было ознаменовано  тем  одушевленным
ликованием, какое обыкновенно бывает по совершении  общего  дела.  Некоторые
радовались гибели друга еретиков, но не смели для  принесения  благодарности
богу созвать в  храмы  толпы  людей,  хмельных  от  вина  и  крови.  Недолго
раздавались по улицам клики заговорщиков, недолго слышалось  хвастовство  их
легкою победою: этим кликам не было отзыва, рассказам о кровавых подвигах не
было сочувствия, и Москва  скоро  успокоилась,  ночью  царствовала  глубокая
тишина: смущенное, оробевшее общество притаилось, гнетомое тяжелою  думою  о
прошедшем и будущем.
   Были, однако, люди, которые осмелились забыть прошедшее для  честолюбивых
замыслов о будущем, которые осмеливались думать, что и другие также  забудут
прошедшее. Мы видели, что бояре, составляя заговор против  Лжедимитрия,  уже
думали о том, как поступать, когда один из них сделается царем. Виднее  всех
бояр московских по уму, энергии, знатности рода, по уменью сохранять родовые
предания, быть им верными  были  два  князя  -  Василий  Шуйский  и  Василий
Голицын: они-то и были главами заговора, они-то и должны были думать о  том,
как бы прежде других воспользоваться его успехом. Оба  князя  имели  сильные
стороны, но мог ли Голицын успешно бороться с Шуйским? Род Шуйских давно уже
гораздо больше выдавался вперед, чем род Голицыных, ибо  о  Патрикеевых  уже
забыли; сам Шуйский гораздо больше выдавался вперед, чем Голицын, особенно в
последнее время. Он первый поднялся против самозванца,  был  страдальцем  за
правду для тех, которые были убеждены в самозванстве бывшего царя; он был на
первом месте в заговоре, в его доме собирались заговорщики, его  речам,  его
увещаниям внимали, за ним шли в Кремль  губить  злого  еретика;  для  людей,
совершивших дело убийства Лжедимитриева, кто мог быть лучшим царем,  как  не
вождь их в этом деле? Но это дело было чисто московское,  и  далеко  не  все
москвичи его одобряли, а что скажут советные люди, выборные  из  городов  по
всей России? Годунов при избрании своем имел все причины требовать  созвания
выборных изо всех городов Российского царства: он долгое время  был  хорошим
правителем, и это знала вся земля; дурное о  Годунове  было  преимущественно
известно в Москве, хорошее - в областях; притом за  Годунова  был  патриарх,
долженствовавший иметь самое сильное влияние на выборных. В другом положении
находился Шуйский: его хорошо  знали  только  в  Москве,  но  мало  знали  в
областях, так что для советных людей,  присланных  из  Галича  или  Вологды,
Шуйский был известен не более чем  Голицын  или  Воротынский;  патриарха  не
было, ибо Игнатия, как потаковника Лжедимитриева,  тотчас  же  свергнули,  и
потому советные люди могли легко  подчиниться  влиянию  людей,  не  хотевших
Шуйского, людей, не одобрявших его последнего, самого видного поступка.  Вот
почему Шуйскому опасно было дожидаться  выборных  из  городов.  "По  убиении
расстриги, - говорит летописец, - бояре начали думать, как бы согласиться со
всею землею, чтобы приехали из городов в Москву всякие люди, чтобы  выбрать,
по совету, государя такого, который бы всем был люб. Но богу не угодно  было
нас помиловать  по  грехам  нашим:  чтобы  не  унялась  кровь  христианская,
немногие люди, по совету князя Василия  Шуйского,  умыслили  выбрать  его  в
цари".
   19 мая, в 6 часов  утра,  купцы,  разнощики,  ремесленники  толпились  на
Красной площади точно так же,  как  и  17  числа;  бояре,  чины  придворные,
духовенство вышли также на площадь и предложили избрать  патриарха,  который
должен был стоять во главе временного  правления  и  разослать  грамоты  для
созвания советных людей из городов: но понятно, как  страшно  было  Шуйскому
избрание патриарха, если бы избрали человека к нему  равнодушного,  а  может
быть, даже и не расположенного. На предложение бояр в толпе  закричали,  что
царь нужнее патриарха, а царем должен быть князь Василий  Иванович  Шуйский.
Этому провозглашению толпы, только что ознаменовавшей свою силу истреблением
Лжедимитрия, никто не осмелился противодействовать, и Шуйскйй был не  скажем
избран, но выкрикнут царем. Он сделался царем точно так  же,  следовательно,
как был свергнут, погублен Лжедимитрий, скопом,  заговором,  не  только  без
согласия всей земли, но даже без согласия всех  жителей  Москвы;  умеренная,
спокойная, охранительная масса народонаселения  не  была  довольна  в  обоих
случаях, не сказала своего "да": гибельное предзнаменование для нового царя,
потому что когда усердие клевретов его охладеет, то кто поддержит его? Таким
образом, на московском престоле явился  царь  партии,  но  партия  противная
существовала:  озлобленная  неудачею,  она   не   теряла   надежд;   к   ней
присоединились, т. е. объявили себя против Шуйского, все  те,  которым  были
выгодны перемены, и всякая перемена  могла  казаться  теперь  законною,  ибо
настоящего,  установленного,  освященного  ничего  не  было.   Масса   людей
умеренных, охранительных, молчала, потому что  не  питала  сочувствия  ни  к
одному явлению, ни к новому порядку  вещей,  ни  к  движениям,  против  него
направленным; произволу людей беспокойных открывалось свободное  поприще,  и
представители  общества,  люди,  не  разрознившие  своих  интересов  с   его
интересами, должны были сносить все буйство этого произвола, не имея на  что
опереться, во имя чего ратовать, не  имея  сочувствия  к  человеку,  который
провозгласил себя главою государства.

Глава 4

ЦАРСТВОВАНИЕ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА ШУЙСКОГО

   Грамота нового царя о своем избрании. -  Ограничение  царской  власти.  -
Царские грамоты  по  областям.  -  Царское  венчание  Шуйского.  -  Патриарх
Гермоген и отношения его к царю. - Причины появления второго  самозванца.  -
Молчанов. - Возмущение в Украйне. -  Волнение  в  Москве.  -  Болотников.  -
Поражение царского войска и  повсеместное  восстание  на  юге.  Ляпуновы.  -
Болотников у Москвы. - Отступление дворян  от  Болотникова.  -  Поражение  и
бегство Болотникова. - Наступательное движение  Шуйского.  -  Разрешительная
грамота патриархов Иова и Гермогена. - Болотников и самозванец Петр в  Туле.
- Победа царских  войск.  -  Шуйский  осаждает  Тулу.  -  Появление  второго
самозванца. - Взятие Тулы царем. -  Состав  войска  второго  Лжедимитрия.  -
Рожинский,  Заруцкий.  -  Новые  самозванцы.  -  Беспокойство  в  Москве.  -
Лжедимитрий спешит к Москве. - Мир  Шуйского  с  Польшею.  -  Лжедимитрий  в
Тушине. - Война его с Шуйским. - Марина и отец ее в Тушине. - Польский наказ
для второго Лжедимитрия.
   Исполняя обещание,  данное  товарищам  своим  по  заговору,  Шуйский  так
повестил о своем воцарении: "Божиею милостию мы, великий  государь,  царь  и
великий  князь  Василий  Иванович  всея  Руси,  шедротами  и  человеколюбием

Страницы: «« « 837   838   839   840   841   842   843   844   845  846   847   848   849   850   851   852   853   854   855  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен