|
Главная - Наука - Биология
Домбровский Юрий - Хранитель древностей Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 91 Размер файла: 607 Кб Страницы: «« « 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 » »» - Ишь ты, как тебе некогда, - удивился дед. - Да ты только что приехал,
что ли?
- Да вот так, мне некогда, - огрызнулся я. - Где, спрашиваю, директор?
- Дома.
- Нет его там.
Он скучно вздохнул и затянулся.
- Ну, так, значит, тебе лучше знать, где он, - сказал он равнодушно и
отвернулся.
Я постоял, подумал и вдруг опять что-то понял.
- Постойте-ка, - сказал я и скатился в подвал. Странный был у нас этот
подвал - темный, глубокий, сырой, ступеньки у него были узкие, сколотые,
выщербленные. Для чего попам понадобился такой подвал, я так и не знаю, -
может быть, покойников они туда затаскивали. Но у нас в нем лежали камни:
сирийские надгробья, мусульманские плиты с полумесяцем, десяток гранитных
баб, стащенных со всех концов степи. Деду как-то предлагали этот подвал под
столярку, но он отказался, сказал: "Это, значит, мне из ямы в яму? Нет, я
еще жить хочу, у меня внук университет кончает. Вот самогон здесь гнать -
это нормально: пожара не будет".
Итак, я сбежал по ступенькам и очутился как в каменной пещере. Передо
мной была железная дверь; даже в сумерках я понял, как она походит на крыло
дракона - зеленая, тонкая, перепончатая, злая. Я стукнул в нее кулаком.
Никто мне не ответил. Я ударил ногой так, что она загудела, - опять не
ответили. Тогда я увидел около новой проводки белую грушу и несколько раз ее
дернул. Раздалось что-то очень противное, дребезжащее, жидкое, как будто
покатилась по ступенькам и разбилась пара бутылок. Опять никто не ответил.
Ничего не понимая, я поднял голову и увидел на фоне звезд Потапова. Он сидел
наверху и курил, лицо у него было утомленное, усталое и такое же серое и
бесчувственное, как у тех каменных баб, что мы стащили со всех степей и
заперли в этом подвале. Тогда я скверно выругался, плюнул и хотел поддать
эту проклятую дверь уже по-настоящему. Но тут Клара отодвинула меня от двери
и громко приказала:
- Митрофан Степанович, откройте. За дверью что-то произошло,
послышались чьи-то шаги и голос директора спросил:
- А дед где?
- Да отворяйте же, отворяйте! - крикнул я бешено.
- Что? Уже? - беззлобно спросил директор и открыл дверь.
Клара сразу нырнула в темноту.
- Давай, - махнул я Потапову. Он так и скатился с мешком.
- Проходите, - сказал директор и захлопнул дверь
Сразу стало так темно, что я уж не видел собственных рук. Со всех
сторон нас обняло запахом устоявшейся сырости, плесени и отсыревшего камня.
Директор взял меня за плечо и отвел куда-то. У другой стены вспыхнула
папироска, и на секунду я увидел щербатый известняк - крепкую тюремную
кладку стены...
- Иди, иди, - сказал директор, - не бойся, ям нет!.. Да брось, брось
мешок. Это что, яблоки? Я покачал головой.
- Коровьи кости? - спросил он и приказал кому-то: - А ну давай... А мы
тут над макетами работали, - объяснил он мне.
Опять произошло что-то в темноте. И вдруг перед нами возник целый
сверкающий город. Поднялись купола радиобашни, забил голубой фонтанчик,
вспыхнули витрины магазинов, побежали автомобили, закрутилось огромное
огненное колесо. А над всем этим, как огромный голубой кристалл, куб или
октаэдр, возникло здание музея. Было оно такое же, как и на том листе
ватмана, который мне показал однажды директор: те же арки, портики,
переходы. Я узнал и ту башню, где я буду сидеть со своими камнями, и те
светлые покои, где разместятся директор и Клара. Четыре человека до сих пор
только знали об этой тайне (я оказался недостойным ее). И трое из них
работали над ней своими руками. Все это огненное, сверкающее, великолепное,
составленное из крохотных электрических лампочек, простояло минуту перед
нами и так же исчезло бесшумно, оставляя нас в полной темноте.
- Ну, как? - спросил директор.
- Понравилось? - вежливо спросил меня чей-то ласковый голос.
Я только вздохнул.
- Вот какой будет наш музей через три года, если не случится война. Уже
отпущены средства.
Зажегся ровный электрический свет (это вошел дед), и подвал опять стал
подвалом. Было очень грязно и беспорядочно в этом подвале, стоял верстак со
свежевыструганными досками, лежали груды стружек (вот уж верно, что дед не
боялся ни пожара, ни пожарной инспекции), ящик с инструментами, к стене были
прислонены большие мотки проволоки; виден стал и самый макет, над которым
они работали. Маленький архитектор стоял над ним и, склонив свою странную,
неприятно красивую голову, заглядывал в окно одного из зданий. Оказывается,
подвела проволока, один квартал так и не вспыхнул. Сейчас это выглядело
довольно жалко - и лампочки и крашеный картон. Но я подумал: а может, он и в
самом деле гений, второй Зенков, ведь собор-то они сломают, конечно.
- Через две недели, - сказал директор, - мы все это выставим в здании
городского Совета на пленуме, пускай посмотрят.
Клара стояла сзади директора. Она замерзла так, что сделалась черной и
некрасивой.
- Так что кончай раскопки и будем заниматься выставкой, - сказал
директор, снова спускаясь в сегодняшний день и становясь директором музея. -
Что ты такое привез? Кости? Там, говорят, вы черт знает что наделали. Мне из
колхоза звонили. Зарывайте вы эту яму к чертям - может, верно, заразная.
Бригадир опустился на колени и размотал проволоку на мешке.
- Вот, - сказал он робко и вытряхнул змея на
белые плиты.
Выглядел змей сейчас очень жалким и ненастоящим, как будто бы сделанным
из черной гуттаперчи. Директор опустился на корточки.
- Так вот что было!.. - воскликнул он протяжно. - А, Кларочка? Видели,
что они нам притащили?
Полоз...
Огромная, кристальная ясность и трезвость исходила от этого человека. И
с ней было несовместимо все - и наши страхи, и нелепость положения, и все
то, что мы пережили за эти дни.
- Да уж очень он большой для степного, - сказала Клара. - Ведь те, что
у нас стоят в отделе "Природа"...
- Да, здоров, здоров. - Директор поднялся с колен и отряхнул руки. -
Такого я еще не видел. В нем что, метра полтора будет? Клара, вы вот что...
Она хотела улыбнуться, но вдруг ее всю передернуло, и она только
щелкнула зубами.
Страницы: «« « 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |