|
Главная - Наука - Биология
Домбровский Юрий - Хранитель древностей Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 91 Размер файла: 607 Кб Страницы: «« « 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 » »» ведь не здешний, так куда вы сейчас пойдете?
Он переглянулся со сторожем.
- Вот и ему не даете спать! Идемте!
Входная дверь была открыта. На пороге Родионов остановился и стал
разуваться. Я хотел ему сказать, что это уж лишнее, но он замахал на меня
руками, поднялся на цыпочки и проследовал по коридору в чулках. Бригадир
Потапов лежал по-прежнему на боку. Но я сразу увидел, что он уже просыпался:
на столе лежали его часы с откинутой крышкой и стоял наполовину пустой
стакан чаю. Родионов, как вошел, так и остановился посреди комнаты. Я указал
ему на стул. Он сел. Все бесшумно, быстро, предупредительно.
- Чаю? - спросил я.
Он покачал головой.
- Ну, стаканчик-то?! Я поставлю на плитку, - сказал я.
- Да! - воскликнул он.
- Тише, - шикнул я, - спят! И тут за стеной опять запели:
Все люди-то спят...
- Страшная песня, - сказал я, совершенно забыв про то, с кем говорю.
Но он мне неожиданно ответил:
- Ужасная! Я когда был маленький, так прямо замирал от нее. Да затем ее
и поют, впрочем...
- Зачем?
- А вот чтоб напугать: у ребенка дух захлестнет - он прижмется, как
заяц, и заснет.
Я в недоумении посмотрел на него. Это мне еще в голову не приходило.
- Да ведь их несколько, таких песен, - улыбнулся он. - Вон про козлика
есть, так та еще страшнее.
- Это что: "Жил-был у бабушки серенький козлик? - спросил я. - Вот как,
вот как, серенький козлик?"
- Нет, нет, это не та, - ответил он. - Тут вот что...
Он подумал и запел: голос у него был тихий, приглушенный, пожалуй, даже
сиплый, но пел он хорошо, и мне сделалось страшновато. Ночь, тишина, все
спят, и только в этой комнате какой-то недобрый, колючий старик поет за
стеной...
Сложил эту песню, безусловно, гений. Никаких наших штучек он не знал,
никакими художественными средствами не пользовался и все-таки сумел достичь
поистине страшной выразительности. Страшное заключалось в самой монотонности
этой песни, в гипнотизирующих повторах ее (ведь она, черт ее побери,
колыбельная), которые каждый раз звучат по иному, но все страшнее и
страшнее. И есть в этой песенке еще какой-то пафос пустоты: вот лес, горы,
поля, непроглядная тьма, и из этой тьмы раздаются разные звериные голоса. С
первых же строк чувствуется, как холодно, страшно этому серому козлику
блуждать по лесам и долам. Сейчас мне очень трудно точно вспомнить, что же
именно пропел старик. Ведь это народная песенка, и поэтому всюду она поется
по-разному. Но вот примерно, что я услышал:
Ох ты зверь, ты зверина,
Ты скажи свое имя...
Ты не смерть ли моя?
Ты не съешь ли меня?
Это обычным дребезжащим голоском заблудившегося козлика ("козлетоном").
И из непроглядной тьмы (только, как свечи, горят звериные глаза) отвечает
сиплый волчий голос:
По лесам я брожу,
Каждой костью дрожу,
Мне в обед сотня лет,
А покоя все нет.
Тут голос волка прерывается, на секунду он как бы забывает обо всем,
кроме своей волчей доли, и тоскливо повторяет:
Все нет, нет и нет.
А затем волчий голос взлетает, как топор, и бьет уж наотмашь:
Да, я смерть твоя!
Да, я съем тебя!
- И остались от козлика рожки да ножки, - сказал Родионов своим обычным
голосом и пощупал рукой чайник.
- Сейчас, сейчас поставлю, - сказал я.
- Вот такая-то песня, - вздохнул Родионов, и по его голосу я понял, что
он все еще находится под свирепым обаянием этой колыбельной.
Я отошел, поставил чайник и вернулся.
- А вот Потапов, - сказал я, - сегодня свою смерть за собой в мешке
таскал.
И только я сказал это, как Потапов (он до сих пор лежал совершенно
неподвижно) поднялся и сел.
- Наша смерть в игле, - сказал он, - а игла в яйце, а яйцо в щуке, а
щука в море. Вот так бабки нам сказывали. Здравствуйте, граждане! - Он зябко
передернул плечами. - Замерз что-то. То ли устал, то ли опять начало трясти.
- А тебя что? Трясет? - быстро спросил Родионов.
- Ужас как, - ответил Потапов и доверчиво взглянул на Родионова. - Я
ее, проклятую, в Галиции в шестнадцатом году захватил. Понимаешь, сырой воды
выпил из колодца, и в тот же вечер меня и забрало. Уж трясло, трясло... Как
солнце заходит, так я без памяти, рубашка как из ведра! Хины я этой
проклятой пуды, ну, просто пуды съел! Оглох даже! Приехал домой, так родной
шурин не узнал: "Нет, говорит, это не ты, это еще какой-то". Вот этим и
спасся.
- Хорошее спасся! - удивился я.
- А вот видишь, жив, - улыбнулся он. - Э, да что с вами, молодыми,
говорить. Там весь наш полк подорвался. Там, знаешь, какое дело было? Там
очень ужасное дело было! Там целые дивизии в котлы шли... Там нас немец как
хотел, так и бил. Дисциплины никакой, а шпионаж этот наскрозь, наскрозь! А
это все Сухомлин производил. Он от Гришки Распутина за нас, говорят, сто
миллионов золота получил. Вот он знает.
- Буровишь ты невесть что, - с досадой сказал Родионов. - При чем тут
Страницы: «« « 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |