Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Фишер Роджер - Путь к согласию или переговоры без поражения

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 55
Размер файла: 317 Кб
Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»

взглядах.  У супругов, проживших вместе тридцать  лет, все  еще могут каждый
день  возникать  разногласия.  Поэтому нет ничего удивительного в  том,  что
люди,  плохо  знающие  друг  друга  и,  возможно,  относящиеся  враждебно  и
подозрительно друг к другу, трудно общаются. Чтобы вы ни говорили, надо быть
готовым к тому, что другая сторона почти всегда поймет вас по-своему.
   В   общении  есть  три  крупные  проблемы.  Первая  --   люди,  ведущие
переговоры, не говорят друг с другом или по  крайней мере  говорят  не  так,
чтобы  быть понятыми. Очень часто каждая из сторон считает безнадежным делом
объяснять  что-либо  другой стороне  и больше  не  пытается  наладить  с ней
какое-то  серьезное общение. Они продолжают  переговоры лишь с одной целью -
произвести впечатление на  третью сторону  или на своих  избирателей. Вместо
того чтобы  со своим партнером искать подходы к приемлемому  соглашению, они
пытаются  поймать  его в  ловушку.  Вместо того чтобы  попытаться  уговорить
своего  партнера  сделать более конструктивный шаг, они  стараются  побудить
следящих  за ходом  дела  принять  чью-то  сторону.  Если каждый  играет  на
публику, эффективное общение между сторонами совершенно невозможно.
   Даже  если  вы  говорите  ясно  и  прямо, вас  могут не  услышать.  Это
составляет вторую проблему общения. Заметьте, как часто кажется, что люди не
обращают внимание на ваши слова. Пожалуй, столь же часто и вы не в состоянии
повторить,  что они сказали. Во время переговоров вы можете  быть  настолько
заняты  обдумыванием  ответа  на  последовавшее  замечание  или  того, каким
образом сформулировать ваш следующий аргумент, что забываете слушать,  о чем
говорит в этот  момент ваш  партнер. Вас  отчасти  можно понять. Те, кого вы
представляете, в конце концов ждут вашего  отчета о результатах переговоров.
Именно  их вы  хотите удовлетворить. Не удивительно, что  вы хотите  уделять
этому  обстоятельству  пристальное внимание. Но  если  вы не слышите,  о чем
говорит другая сторона, никакого общения нет.
   Третья проблема общения  -- это  недопонимание.  То,  что говорит один,
другой может не  так  понять. Даже  если  участники переговоров находятся  в
одной комнате, общение между ними может походить  на подачу дымовых сигналов
при сильном  ветре. Там, где  стороны говорят на разных  языках, вероятность
недопонимания увеличивается. Например, в персидском языке слово "компромисс"
не  обладает тем  позитивным  значением,  которое  оно  имеет  в  английском
("половинчатое решение, с  которым могут согласиться обе стороны"), но имеет
лишь отрицательный смысл,  например  "ее  добродетель скомпрометирована" или
"наше   единство   было  скомпрометировано".  Подобным   же   образом  слово
"посредник" в персидском  языке означает "непрошеный и назойливый  человек",
который вмешивается в торг без приглашения.
   В начале 1980 г. Генеральный секретарь ООН К. Вальдхайм прилетел в Иран
для урегулирования вопроса о заложниках.

   сотрудников  посольства США  в  Тегеране.  В  январе 1981  г. заложники были
освобождены. -- Примеч. пер.

   Его  усилия   были   серьезным  образом   подорваны,   когда   иранское
национальное радио и телевидение передали на персидском языке  высказывание,
которое  он  якобы  сделал  по  приезде в  Тегеран:  "Я приехал  в  качестве
посредника для выработки компромисса". Примерно через час после передачи его
машину забросали камнями разгневанные иранцы.

   Что можно предпринять относительно этих трех проблем общения?


   Внимательно слушайте и показывайте, что вы слышали то, что было сказано
   Необходимость слушать очевидна, однако делать это  внимательно  трудно,
особенно в условиях напряженной дискуссии.  Слушая, вы получаете возможность
понимать их восприятие,  ощущать их эмоции и  слышать  то, что вам  пытаются
втолковать.  Активное  слушание  повышает  ценность не только  того, что  вы
слышите, но и того, что они говорят. Если вы внимательны и  время от времени
прерываете их, чтобы спросить,  "правильно ли я понял, вы говорите, что...",
другая сторона будет  сознавать, что она не просто убивает  время, не просто
отдает  дань   установившейся  рутинной  практике,  а  будет  также  ощущать
удовлетворение, будучи услышанной  и  понятой.  Говорят,  что самая  дешевая
уступка, которую вы можете сделать  другой стороне, --  это дать  ей понять,
что ее услышали.
   Стандартная  техника  добросовестного слушания  состоит  в  том,  чтобы
уделять  пристальное  внимание  тому, что говорится,  просить другую сторону
прояснить то, что она имеет в виду, а также обращаться  с просьбой повторить
какие-то  идеи,  если   возникает  неясность  или  неуверенность.  Когда  вы
слушаете,  поставьте перед собой  задачу не отвечать  тут же,  а постараться
понять  ваших   собеседников,  как  они  понимают  себя  сами.  Поймите   их
восприятие, их нужды и то, что их смущает.
   Многие считают хорошей тактикой не уделять другой стороне слишком много
времени и не признавать  законности  ее  точки  зрения. Опытный переговорщик
поступает как раз наоборот. Пока вы не  подадите знак, что хорошо понимаете,
о чем они говорят и что демонстрируют, вам могут не поверить, что вы слышали
их. В противном случае, когда вы  попытаетесь  обосновать другой подход, они
будут предполагать, что вы не поняли, что они имели в виду.
   "Мы  высказали  ему свою точку зрения, но он  теперь  говорит  о чем-то
другом,  наверно, он  не понял  нас".  И  таким  образом вместо  того  чтобы
прислушаться к вашей  позиции, они  будут размышлять  над тем, как по-новому
сформулировать свои аргументы,  чтобы  на этот раз вы  вникли в их значение.
Поэтому  чаще  показывайте, что вы их понимаете: "Посмотрим, правильно ли  я
понимаю,  что  вы  мне говорите.  С  вашей  точки зрения, ситуация состоит в
следующем..."
   Когда  вы проговариваете  свое понимание того, что они  имели  в  виду,
высказывайтесь  позитивно  относительно  другой  стороны,  проясняя  сильную
сторону их  позиции. Вы можете сказать:  "Ваш  довод убедителен.  Посмотрим,
могу ли я объяснить  его. Вот  как  я его понимаю..."  Понять --  не  значит
согласиться. В одно  и то же время можно великолепно понимать, о чем говорит
другая сторона, и полностью с этим не соглашаться. Но, до тех пор пока вы не
убедите других, что поняли их точку зрения, вы не  сможете объяснить им свой
подход. Как только вы сами объяснили человеку его же доводы, возвращайтесь к
проблемам,  которые  вы  обнаружили  в  его  предложении.  Если  вы  сможете
сформулировать предложенный им подход лучше, чем он сам, и затем этот подход
опровергнуть,  вы  получите  максимальный  шанс  предложить   конструктивный
диалог, основанный на обсуждении  сути дела, и сведете к минимуму шанс того,
что вас будут подозревать в непонимании.

Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фишер Роджер, Путь к согласию или переговоры без поражения