Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 154   155   156   157   158   159   160   161   162  163   164   165   166   167   168   169   170   171   172  » »»

благочестивого учреждения, и по его приказу  7  января  1519  года  кардинал
Адриан назначил дома Альфонсо Мансо,  епископа  Порто-Рико,  и  брата  Педро
Кордовского, вице-провинциала доминиканских монахов, инквизиторами  Индии  и
океанских  островов,  доверяя  им  полномочия,  необходимые  для  учреждения
трибунала. Карл V подтвердил это распоряжение Адриана королевским указом  от
20 мая 1520 года {См. гл. X и XI этого сочинения.}. Новые инквизиторы начали
преследование крещеных индейцев, продолжавших еще соблюдать некоторые обряды
своего прежнего идолопоклонства. Вице-короли осведомили испанского монарха о
бедствии,  которое  может  произвести  подобная  система.  В   самом   деле,
устрашенные индейцы бежали во  внутренние  части  страны  для  соединения  с
дикими  племенами  или  с  идолопоклонниками  городов,  еще  не  подчиненных
испанской власти. Это должно было значительно затормозить рост  населения  в
этих пустынных странах.
     XIV. Это сообщение побудило Карла V указом  от  15  октября  1538  года
запретить инквизиторам Америки привлекать  индейцев  к  суду.  Он  ограничил
инквизиционную юрисдикцию европейцами и их потомками и  решил,  что  туземцы
по-прежнему будут подчинены епархиальным епископам, служение которых, полное
кротости и доброты, более подходило к положению этих народов, чем  суровость
инквизиции. Эта мера делает честь гуманности Карла V. Почему же по отношению
к морискам его политика была далека  от  этого?  Почему  он  довольствовался
советом главному инквизитору пренебрегать маловажными делами? Разве  он  мог
не знать или не видеть, что инквизиторы обходили  его  указы,  злоупотребляя
тайной  службы,  и  третировали  с  исключительной  суровостью   несчастных,
попадавших в их руки? Увы! Голос государя терялся  в  обширном  пространстве
американских провинций, к ущербу интересов  завоевания,  а  религия  служила
предлогом к мерам самой ужасной нетерпимости.
     XV. Инквизиторы Америки так же мало подчинялись королевской власти, как
и испанские инквизиторы. Это заставило государя  резолюцией  от  18  октября
1549 года повторить уже сделанные им  запрещения.  Отвращение,  связанное  с
должностью  инквизитора,   и   редкая   возможность   исполнять   службу   с
удовлетворением, льстящим их суетности, были причиной  того,  что  никто  не
хотел брать на себя инквизиционную  службу.  Это  способствовало  тому,  что
постоянные трибуналы были учреждены, но инквизиторы продолжали оставаться  в
разных городах, как это делали раньше доминиканцы. Этот порядок не  нравился
Филиппу II, и он задумал организовать их так же, как и в Испании.
     XVI. Возобновив 14 октября 1558 года и 4  апреля  1565  года  сделанное
отцом  повеление  оставить  индейцев  под  юрисдикцией  епископов  по   всем
вопросам, имеющим отношение к вере, Филипп II  25  января  1569  года  издал
указ, в котором было сказано: так как еретики распространяли вредное  учение
посредством книг и даже устным путем, главный инквизитор и  верховный  совет
решили назначить инквизиторов и министров. В  то  же  время  вице-королям  и
губернаторам провинций было приказано содействовать им  и  оказывать  всякую
помощь, чтобы они могли устроиться так же, как в Испании. Эта резолюция была
приведена в исполнение сначала в Панаме [790] 22 июля того же года, а  потом
в Лиме 29 января  1570  года.  Инквизиторы  были  приняты  здесь  с  большой
торжественностью.  В  Лиме  им  предоставили  дом,  где  они  устроили   зал
заседаний, канцелярию, тюрьму и помещение для себя {См.: Собрание документов
Индии ("Recopilacion de Indias"). Там же находится много законов, касающихся
этого предмета, надписания коих дали этой Истории даты, особенно кн. 1, отд.
1, законы 5-й, 13-й и несколько других; отд. 19, законы 1-й, 3-й, 9-й, 17-й,
18-й, 26-й; кн. 6, отд. I. закон 35-й.}.
     XVII. 18 августа 1570 года Филипп II  приказал  учредить  инквизицию  в
Мехико  и  придать  ей  (как  и   другим   трибуналам,   которые   надлежало
организовать) форму, способную предупредить все  судебные  конфликты:  мера,
формально несовместимая с принципами, служившими  основанием  инквизиционной
системы. Новый королевский указ от 20 числа  того  же  месяца,  адресованный
вице-королю Перу, регулировал  организацию  святого  трибунала  в  Лиме;  26
декабря 1571 года тот же государь приказал учредить  для  всей  Америки  три
трибунала инквизиции: один в Лиме, другой  в  Мехико,  третий  в  Картахене.
Новый указ определял для  каждого  часть  территории,  которая  должна  была
относиться к их юрисдикции, и подчинял всех власти  главного  инквизитора  и
верховного совета в Мадриде.
     XVIII. Первые судьи этих трибуналов оказались достойными избрания.  Это
доказывает циркуляр совета инквизиции от 5 января 1573 года, направленный  в
провинции полуострова  и  гласивший:  если  американские  трибуналы  требуют
испытания  некоторых   свидетелей,   то   следует   этим   заняться   тотчас
предпочтительно перед другим делом, потому  что  опыт  удостоверяет  большие
выгоды, извлекаемые из учреждения святого трибунала в этой стране.
     XIX. Первое аутодафе Мексики  произошло  в  1574  году,  в  год  смерти
Фердинанда Кортеса  [791],  завоевателя  этого  обширного  государства.  Оно
сопровождалось особой пышностью. Очевидцы  писали,  что  недоставало  только
Филиппа II и членов королевской  фамилии  для  сравнения  этого  аутодафе  с
знаменитыми вальядолидскими аутодафе,  справленными  в  1559  году.  На  нем
сожгли  одного  француза  и  одного  англичанина,  осужденных   в   качестве
нераскаянных лютеран; на  нем  примирили  с  Церковью  восемьдесят  человек,
которые должны были понести епитимьи то как иудействующие  еретики,  то  как
сторонники мнений Лютера и Кальвина, то как двоеженцы и чернокнижники. Среди
жертв этой казни была одна женщина, которая показала, что,  живя  в  Мехико,
она своими чарами через два часа вызывала к себе мужа, живущего в  Гватемале
[792]. Картахенская инквизиция не была еще учреждена в эту эпоху  вследствие
некоторых политических событий, помешавших этому; ее основал уже Филипп  III
23 февраля 1610 года.
     XX. Американские инквизиторы не менее  испанских  стремились  расширить
свою юрисдикцию. Их распри с властями принудили правительство  в  1610  году
примирить интересы декларацией, обращенной к ним 11 декабря  1635  года.  Им
предписали точно сообразоваться с правилами, установленными в 1553 году  для
испанской инквизиции, и с прибавлениями к ним начиная с этого года.
     XXI. Филипп II не удовольствовался распространением инквизиции до Лимы;
он  захотел  ввести  ее  также  на  островах.   Большой   вооруженный   флот
католической  лиги,  действовавший  против  константинопольского  султана  и
выигравший знаменитую битву при Лепанто [793]  под  начальством  дона  Хуана
Австрийского [794], родил в уме  монарха  мысль  создать  походный  трибунал
инквизиции против еретиков, которых удалось бы открыть  на  кораблях  [795].
Так как власть главного  инквизитора  распространялась  только  на  владения
испанского  короля,  он  счел  невозможным   исполнить   этот   проект   без
специального  разрешения   римской   курии.   Папа   (не   имевший   причины
противоречить здесь видам  испанского  короля,  как  это  было  относительно
введения инквизиции в Милане и Неаполе)  издал  27  июля  1571  года  бреве,
которым главный инквизитор Испании уполномочивался создать новый трибунал  и
назначить  для  него  судей  и  служащих.  Его  сначала   назвали   галерной

Страницы: «« « 154   155   156   157   158   159   160   161   162  163   164   165   166   167   168   169   170   171   172  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции