Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 162   163   164   165   166   167   168   169   170  171   172   173   174   175   176   177   178   179   180  » »»

архиепископа Севильского, епископа Паленсии  и  Саморы  и  других  избранных
епископов. На торжестве присутствовали коннетабль и адмирал, герцоги  Нахера
и Аркос; маркиз Дениа, ставший затем герцогом Лерма;  маркиз  Асторга,  граф
Урегва, ставший потом герцогом Оссуна; граф Бенавенте, ставший  потом  также
герцогом; граф Буэндиа; последний гроссмейстер военного ордена  Монтесы  дон
Педро Луис де Борха, брат св. Франсиска, герцога Гандиа; [806] великий приор
Кастилии и Леона от ордена св. Иоанна Иерусалимского, дом Антонио Толедский,
сын и брат герцогов Альба; несколько других грандов Испании, не названных  в
протоколе этой казни, и много лиц среднего достоинства; графиня Рибадабиа  и
другие высокие по положению дамы, а также члены советов и  суда  и  коронные
власти.
     II. Проповедь  о  вере  была  произнесена  епископом  Куэнсы.  Епископы
Паленсии и Саморы лишили сана священников из  числа  осужденных;  а  главный
инквизитор, архиепископ Севильи, потребовал от короля дать  ту  же  присягу,
какую на предшествующей церемонии дали дон Карлос и принцесса-правительница.
Филипп исполнил эту  формальность  и  подписал  свое  обещание,  прочитанное
служащим инквизиции посреди собрания. Осуждены были:
     1. Дон Карлос де Сесо, дворянин из Вероны, сын епископа Пьяченцы  [807]
в Италии, из знатной местной фамилии.  Ему  было  сорок  три  года.  Человек
способный  и  ученый,  он  сослужил  большую  службу  императору,   исполняя
должность коррехидора в Торо. Он был женат на  донье  Изабелле  Кастильской,
дочери дона  Франсиско  Кастильского,  рыцаря  ордена  Алькантары,  и  доньи
Каталины Ладрон де Гебара-и-Авалос,  племяннице  епископа  калаорского  дома
Альфонсо Кастильского и кузине толедского  декана  дома  Диего  Кастильского
(все  они  происходили  от  короля  Педро  Жестокого  [808]  через  епископа
Паленсии, дома Педро Кастильского, внука этого монарха). Заключив  брак,  он
поселился в Вильямедиане, близ Логроньо. Он открыто проповедовал ересь и был
главным виновником успехов лютеранства в Вальядолиде, Паленсии, Саморе  и  в
других  небольших  городах  этих  округов.   Арестованный   в   Логроньо   и
доставленный  в  секретную  тюрьму  Вальядолида,  он  отвечал  на  обвинения
прокурора 28 июня 1558 года. Приговор был объявлен 7 октября  1559  года,  и
ему посоветовали приготовиться  к  смерти  на  следующий  день.  В  подобных
обстоятельствах имеют  обыкновение  принуждать  осужденных  объявить  правду
относительно себя и других  лиц,  не  позволяя  ни  лжи,  ни  сокрытия.  Это
обыкновение увеличивает до бесконечности процессы,  потому  что  большинство
обвиняемых теряет мужество в тот момент, когда  узнает  о  своем  осуждении.
Совестливость и  стремление  избежать  смерти  заставляли  их  делать  самые
мелочные показания  о  всей  своей  жизни  и  даже  о  весьма  маловероятных
обстоятельствах. Дон Карлос де Сесо, потребовав  бумаги  и  чернил,  написал
свое исповедание, но полностью на  лютеранский  манер.  Он  писал,  что  это
учение есть истинная евангельская вера, в отличие от учения римской  Церкви,
испорченного в течение  нескольких  веков;  что  он  хочет  умереть  в  этом
веровании и что он приносит в жертву Богу унижение, до которого он  доведен,
как память и знак горячей веры в страсти Христовы. Трудно изобразить страсть
и энергию, с которыми он исписал два листа бумаги фактически  в  присутствии
смерти. Сесо увещевали всю ночь 7-го и утром 8 октября, но  безуспешно.  При
отправлении на казнь ему вставили кляп, чтобы  помешать  проповедовать  свое
учение. Когда он был привязан к столбу, кляп вынули  и  принялись  увещевать
его исповедаться. Он сказал громким и твердым голосом: "Если бы у меня  было
время, я доказал бы вам, что вы губите  себя,  не  подражая  моему  примеру.
Спешите зажечь эти дрова, которые меня истребят!"  Палачи  послушались  его;
Сесо погиб нераскаянным.
     2. Педро де Касалъя, уроженец Вальядолида, священник в приходе Педросы,
в епархии Саморы. Он был братом доктора Агостино Касальти; ему было тридцать
четыре года от роду. Арестованный 23 апреля 1558  года,  он  признался,  что
принял лютеранские тезисы, и изложил поводы и основания своего верования. Он
просил быть допущенным к примирению. Его приговор  был  вынесен  10  февраля
1559 года. Епископ Паленсии и лиценциат Сантильян, член апелляционного  суда
и юрисконсульт святого трибунала,  подали  голос  за  примирение;  остальные
судьи высказались за смертную казнь. Верховный совет, ознакомившись с делом,
высказался  за  измождение  плоти,  потому  что  Касалья   был   обвинен   в
проповедании ереси, что  вытекало  из  двадцати  трех  показаний  и  из  его
собственного  признания.  7   октября   ему   объявили   приговор,   советуя
приготовиться к смерти; но  он  отказался  исповедаться.  Он  отправился  на
аутодафе с кляпом во рту и,  привязанный  к  столбу,  потребовал  духовника;
затем он был задушен перед сожжением.
     3. Доминго Санчес, священник из  Вильямедианы,  близ  Логроньо,  принял
лютерову ересь, послушав Сесо и прочитав его книги. Осужденный  на  сожжение
живьем, он последовал примеру Педро Касальи и умер подобно ему.
     4. Брат Доминго де Рохас, доминиканский священник. Он был учеником дома
Бартоломео Каррансы. Отец его был маркиз Поза, имевший двух других  сыновей,
понесших епитимью на первом аутодафе. Брату  Доминго  было  сорок  лет.  Его
арестовали в Калаоре переодетым в светское платье, чтобы избегнуть  розысков
агентов инквизиции и получить  возможность  отправиться  во  Фландрию  после
свидания с доном Карлосом де Сесо. Первое показание перед святым  трибуналом
в Вальядолиде он  дал  13  мая  1558  года.  Его  заставили  дать  несколько
показаний, потому что он отрицал в одном то, что утверждал в другом, лавируя
для защиты составленных им катехизиса и проповедей.
     За отказ от своих слов он был присужден к пытке. Брат  Доминго  просил,
чтобы его избавили от ужасов пытки, потому что он боится ее  больше  смерти,
но ему отвечали, что это  снисхождение  будет  оказано,  если  он  пообещает
объявить то, что до сих пор скрывал.  Он  согласился  и  прибавил  к  первым
показаниям несколько новых; затем он просил быть допущенным к примирению.  7
октября ему посоветовали приготовиться к смерти на следующий день. Он сделал
тогда очень важные разоблачения в пользу некоторых лиц,  против  которых  он
говорил в предыдущих допросах; но он отказался исповедаться. Сойдя с эшафота
аутодафе, чтобы быть приведенным к костру, он обернулся к королю  и  крикнул
ему, что идет умирать в защиту истинной  евангельской  веры,  то  есть  веры
Лютера. Филипп II приказал всунуть ему в рот кляп, который уже был у него во
рту, когда он был привязан к столбу. Но когда костер готов  был  загореться,
мужество его покинуло: он потребовал духовника, получил отпущение  грехов  и
был затем задушен. Брат Доминго и два священника, его товарищи по несчастью,
были лишены сана посреди аутодафе; по окончании этой церемонии [809] на  них
надели санбенито и картонную митру; до этого времени они были в сутане,  без
шапки и мантии [810].
     5. Хуан Санчес, житель Вальядолида, родился в Астудильо-де-Кампосе, сын
Альфонсо Гомеса и Эльвиры Санчес, слуга священника Педро де Касальи и  доньи
Каталины Ортега. Ему  было  тридцать  три  года.  Боязнь  быть  арестованным
инквизицией побудила его скрыться из Вальядолида, чтобы переправиться  морем
в Нидерланды под вымышленным именем Хуана де Вибар. Инквизиторы проведали об

Страницы: «« « 162   163   164   165   166   167   168   169   170  171   172   173   174   175   176   177   178   179   180  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции