|
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 494 Размер файла: 3470 Кб Страницы: «« « 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 » »» чего-либо противного вере. Это обязывает меня войти в некоторые детали,
которые осветят этот пункт истории.
II. Для того чтобы увериться, что распространившаяся молва о религии
Карла V не более как изобретение протестантов и врагов Филиппа II,
достаточно прочесть жизнеописания этого государя и его отца, составленные
Грегорио Лети [752]. Хотя этот историк пользовался для своего труда
мемуарами, менее всего достоверными, он сохранил глубокое молчание
относительно пункта, о котором идет речь. Он входит в большие подробности о
жизни, делах, чувствах и занятиях Карла V в его уединении. Он как бы сам
присутствует в монастыре Юста, и он доставляет доказательства,
многочисленные и решающие, постоянной привязанности государя к католической
религии и стремления к ее триумфу над лютеровой ересью. Хотя нельзя
полагаться на то, что он говорит по неясным документам, касающимся бесед
императора с архиепископом Каррансой (потому что об этом не было поднято
вопроса в прочитанном мною процессе этого прелата), однако нельзя отрицать,
что его рассказ очень точен относительно того, что он сообщает о вере,
благочестии и религии монарха.
III. Ложь, что Константин Понсе де ла Фуэнте присутствовал при
последних минутах Карла V как его проповедник, хотя он и исполнял эту
должность в Германии; ложь, что он это делал в качестве епископа, так как он
таковым вовсе не был, хотя иноземные авторы и писали об этом, но без всякого
основания; наконец, ложью является утверждение, что он был Королевским
духовником [753], потому что он никогда не руководил совестью Карла V, хотя
государь постоянно смотрел на него как на самого просвещенного и уважаемого
священника в своих государствах. Наконец, как мог Понсе де ла Фуэнте
присутствовать при предсмертной болезни Карла V, если из истории его
процесса перед инквизицией вытекает, что он находился в секретной тюрьме
святого трибунала задолго до болезни императора? Так, дом Пруденте де
Сандовал, епископ Туи и Памплоны (говоря о последних обстоятельствах жизни
Карла V), рассказывает, что этот государь, услыхав, что Понсе в тюрьме,
сказал: "Если Константин еретик, то он великий еретик". Выражение, весьма
отличающееся от того, которое он произнес, узнав, что монах, брат Доминго де
Гусман, был также арестован в этом городе. "Его могли заключить скорее как
дурака, чем как еретика", - заметил по этому случаю император.
IV. В приписке к духовному завещанию, написанной за два дня [754] до
смерти, Карл V выражался в манере, противоположной приписываемым ему
чувствам. "Когда я узнал, - писал он, - что в нескольких провинциях уже
арестовали много лиц и должны были арестовать еще других по обвинению в
лютеранстве, я написал принцессе, моей дочери, каким образом следовало
карать виновных и залечивать зло, нанесенное ими. Я писал об этом позже
также Луису Кихаде и уполномочил его действовать от моего имени в этом же
деле. Хотя я убежден, что король, мой сын, принцесса, моя дочь, уже сделали
и еще сделают все возможные усилия для уничтожения такого великого зла со
всею суровостью и быстротой, которых требует дело, тем не менее,
рассматривая свой долг по отношению к службе нашему Господу, к торжеству его
веры и к сохранению его Церкви и религии христианской (для защиты которой я
совершил столько тяжелых трудов, рискуя собственной жизнью, как каждый это
знает), в особенности, желая внушить моему сыну, католические чувства коего
я знаю, стремление подражать моему поведению, что, как надеюсь, он исполнит,
зная, наконец, его добродетель и его благочестие, я прошу и советую
определеннейшим образом, как могу и обязан, и - более того - приказываю как
отец, в силу повиновения, которое он мне обязан оказывать, заботливо
стараться, как в существенном деле, особенно ему интересном, чтобы еретики
были преследуемы и наказаны со всей яростью и суровостью, которых
заслуживает их преступление, и чтобы не позволялось делать исключения ни для
какого виновного, невзирая на чьи-либо просьбы, ранг или сан. Чтобы мои
намерения могли возыметь полное и всецелое действие, я обязываю его повсюду
покровительствовать святому трибуналу инквизиции по причине множества
преступлений, которые он предотвращает или карает, а также хорошо помнить,
что я поручил ему делать в своем завещании для того, чтобы он исполнил свой
долг государя и сделался достойным того, чтобы наш Господь упрочил
благоденствие его царствования, руководил сам его делами и
покровительствовал ему против врагов, к моему великому утешению" {Сандовал.
История Карла V. Т. II, в прибавлениях, где помещено также его завещание.}.
V. Эта особенная забота Карла V для поддержания чистого учения
заставила Сандовала сказать, что "заметно было, как в этом государе блещет
пылкое усердие к одушевляющей его вере. Однажды, беседуя с приором Юста,
некоторыми из старших братии монастыря и своим духовником об аресте Касальи
и нескольких других еретиков, он сказал им: "Одно только было бы способно
заставить меня покинуть монастырь, это - дела еретиков, если бы они
требовали моего присутствия в другом месте; но для нескольких темных людей,
каковы лица этого разряда, я не вижу в этом необходимости. Я уже повелел
Хуану де Веге {Хуан де Бега был председателем совета Кастилии.} вести эти
дела с возможной энергией, а инквизиторам - употреблять все их старания,
чтобы сжечь всех еретиков, потрудившись сначала, чтобы сделать их
христианами до казни, потому что я был убежден, что в будущем никто из них
не будет искренним католиком по причине их склонности к догматизированию.
Если бы их не приговаривали к сожжению, то совершили бы крупную ошибку, как
я сам ее сделал, оставив жизнь Лютеру. В самом деле (хотя я пощадил его
вследствие данного ему пропуска и обещания, полученного им от меня, когда я
надеялся покончить с еретиками при помощи других средств), я признаюсь, что
виноват в этом, потому что не обещал держать свое обещание ввиду того, что
этот еретик оскорбил владыку более великого, чем я, - самого Бога. Итак, я
мог, я даже должен был забыть мое слово и отомстить за оскорбление,
нанесенное Богу {Как мог Карл V знать, что Бог поручил ему карать за
оскорбления, нанесенные одному Богу и не приносящие никакого ущерба
обществу? Разве Бог не сказал: "Мне отмщение, и Аз воздам"? (см.
Второзаконие, XXXII, 35, повторено у ап. Павла, Рим, XII, 19). Итак, пусть
он предоставит Богу наказывать того, кто не делает никакого зла людям. Это
великое существо знает, что подобает его славе.}. Если бы он оскорбил только
меня, я верно исполнил бы то, что обещал. Я не дал ему умереть, и ересь не
перестала делать успехи, между тем как я уверен, что его смерть заглушила бы
ее в самом начале".
VI. "Очень опасно, - говорил еще император, - спорить с еретиками: их
рассуждения так настойчивы и они представляют их с такой ловкостью, что
легко могут произвести впечатление на человека; это всегда и отклоняло меня
от желания послушать их соображения и мнения. В то время как я готовился
напасть на ландграфа [755], герцога Саксонского и других протестантских
князей, пришли ко мне четверо из них и сказали: "Государь, мы приходим к
Вашему Величеству не врагами. Мы не намерены воевать с Вами или отказать в
Страницы: «« « 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |