Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 144   145   146   147   148   149   150   151   152  153   154   155   156   157   158   159   160   161   162  » »»

еретик-лютеранин, отступник и лжеапостол. Он  был  допущен  к  примирению  с
Церковью, лишен своего имущества,  осужден  на  санбенито,  вечное  тюремное
заключение и на присутствие во все воскресные дни с другими примиренными  за
торжественной мессой в церкви Спасителя в Севилье.
     XXIV. Несколько раз, слыша, как  проповедник  выдвигает  предположения,
противные его мнению, Родриго возвышал голос и горячо  упрекал  проповедника
за его учение. Такая  смелость  утвердила  инквизиторов  в  мнении,  что  он
потерял    рассудок.    Они    заключили    его    в    монастырь     города
Сан-Лукар-де-Баррамеда [749], где он умер пятидесяти лет от роду.  Райнальдо
Гонсалес де Монтес считает его в числе людей, чудесно посланных Богом в  мир
для  возвещения  истины.  Он  прибавляет,  что  его   санбенито   висело   в
митрополичьей  церкви  Севильи  и   возбуждало   любопытство   многих   лиц,
приходивших лишь для чтения надписи на  нем,  потому  что  оно  принадлежало
человеку, впервые осужденному как лжеапостол.
     XXV. Хотя в эпоху,  о  которой  я  рассказываю,  процессы  по  делу  об
иудаизме  были  менее  многочисленны,  их  представлялось,  однако,  гораздо
больше, чем можно было думать.  К  этому  числу  принадлежал  процесс  Марии
Бургонской, заслуживающий быть упомянутым. Эта женщина родилась  в  Сарагосе
от французского отца, бургундца, еврейской  расы.  Раб,  новохристианин  (он
отрекся от религии Моисея, чтобы стать свободным; вернувшись впоследствии  к
иудаизму,  он  был  осужден  на  сожжение),  донес  в  1552  году  на  Марию
Бургонскую, жившую в городе Мурсии и достигшую восьмидесятилетнего возраста.
Он показал, что до своего обращения на  чей-то  вопрос,  христианин  ли  он,
ответил, что еврей, и что тогда  Мария  сказала:  "Ты  прав,  потому  что  у
христиан нет ни веры, ни закона". Это покажется, несомненно, невероятным; но
процесс доказывает, что в 1557 году  она  была  еще  в  тюрьме,  в  ожидании
получения достаточного числа обвинений для осуждения. Тщетно прождавши улик,
инквизиторы назначили пытку для Марии, которой было тогда  девяносто  лет  и
которую даже законы инквизиции охраняли от этой меры,  потому  что  совет  в
подобном случае разрешал не пытку, а только угрозу ею в уважение преклонного
возраста лиц, которых приводили в камеру пыток, и приготовляли все для пытки
в их присутствии, чтобы напугать их. Известно  также,  что  инквизитор  Кано
говорит, что Мария подверглась умеренной пытке и выдержала ее,  несмотря  на
преклонный  возраст.  Но  таковы  были  последствия  пытки,   столь   кротко
примененной, по выражению инквизитора, что несчастная Мария перестала жить и
страдать несколько дней спустя в своей тюрьме.
     XXVI.  Инквизиция,  всегда  слепая  в  своем  мнимом  усердии  к  вере,
воспользовалась несколькими словами,  вырвавшимися  у  Марии  Бургонской  во
время пытки, чтобы покончить с мучениями, и затем  подтвержденными  ею,  для
продолжения процесса против ее памяти, ее трупа и  имущества,  которое  было
довольно значительно. Трибунал укрепился  в  этом  решении  после  сообщений
некоторых лиц и постановил 8 сентября 1560 года аутодафе Марии;  он  объявил
ее еретичкой иудействующей, умершей в уклонении от  суда,  и  приговорил  ее
память, ее детей и потомков  по  мужской  линии  к  бесчестию,  ее  кости  и
изображение к сожжению, а имущество к конфискации в  пользу  государственной
казны. Я спрашиваю у сторонников инквизиции, можно ли сравнить ярость тигров
с яростью инквизиторов Мурсии?
     XXVII. Верховный  совет  дал  доказательство  некоторой  умеренности  в
другом деле, бывшем на рассмотрении  толедской  инквизиции.  Мигель  Санчес,
обвиняемый, умер в тюрьме, будучи приговорен к примирению  с  Церковью  и  к
уплате денежного штрафа; но ему не успели  объявить  приговор.  Инквизиторы,
неуверенные в том,  должен  ли  падать  этот  штраф  на  имущество  Санчеса,
запросили совет, который ответил отрицательно. Они подчинились этому решению
с тем большим огорчением, что все трибуналы налагали денежные штрафы вопреки
духу апостольских булл, уставов святого трибунала, королевских указов и даже
указов  верховного  совета.  Система  провинциальных  трибуналов   постоянно
клонилась к независимости и деспотизму во всех процессах, которые  надеялись
скрыть от ведения совета. Это обстоятельство  побуждало  совет  возобновлять
несколько  раз  то  одному,  то  другому  трибуналу  запрещение  приказывать
задержание  какого-либо  монаха  (без  разрешения  совета)  в  силу   важных
последствий, которые могли отсюда возникнуть для  чести  учреждения,  членом
которого он был. Этот принцип должен был бы заставить совет принять эту меру
и для всех других лиц, которые имеют не меньше интереса в защите своей чести
и чести семьи. Позже эта истина  была  осознана,  и  из  нее  сделали  общее
правило.
     XXVIII. Среди еретиков, которых преследовал трибунал инквизиции,  я  не
нахожу в истории этой эпохи тех, о которых упоминается в булле Павла IV от 7
августа 1555 года. Булла упоминала о тех, которые отрицали троичность лиц  в
Боге,  божественную  природу  Иисуса  Христа,  его  смерть  на  кресте   для
искупления человеческого рода, приснодевство Марии и некоторые другие  члены
веры, заключающиеся в этих тайнах [750]. Папа поручал испанским инквизиторам
издать указ против еретиков, дать  им  три  месяца  льготы  для  покаяния  и
добровольного  самообвинения,  разрешить  их  и  допустить  к  примирению  с
Церковью без другого наказания, кроме тайной епитимьи, но преследовать  тех,
которые не отдались бы в распоряжение трибунала, как других еретиков, вплоть
до осуждения на смертную казнь. Давно уже этот  вид  ереси  был  известен  в
Риме, потому что мы видели, что доктор Эухенио Торальба слышал  проповедь  о
ней от своих учителей {См.  гл.  XV  этого  сочинения.}.  Это  часть  учения
философов- деистов [751] нашего века.
     XXIX.  Я  оканчиваю  здесь  картину  главных  событий  и  знаменитейших
процессов  инквизиции  в   царствование   Карла   V.   После   сорокалетнего
царствования этот государь 16 января 1556 года отрекся от престола в  пользу
своего сына Филиппа II, находясь  еще  во  Фландрском  государстве.  Недолго
прожил он после  отречения-  ставши  товарищем  монахов-иеронимитов  Юста  в
провинции Эстремадура 24 февраля 1557 года, он умер среди  них  21  сентября
1558 года, пятидесяти семи лет и двадцати одного дня от  роду.  Он  составил
духовное завещание в Брюсселе  16  июня  1554  года  и  приписку  к  нему  в
монастыре Югта 9 сентября 1558 года, то есть за двенадцать дней до смерти.


       Статья вторая

РЕЛИГИЯ КАРЛАУ

     I. Некоторые историки утверждали, что Карл V усвоил в уединении  мнения
немецких протестантов; в предсмертной болезни он исповедовался у Константина
Понсе де ла Фуэнте, каноника-учителя Севильи, своего  проповедника,  который
впоследствии был признан  за  определенного  лютеранина.  После  его  смерти
Филипп II поручил инквизиторам расследовать  это  дело,  и  святой  трибунал
завладел духовным завещанием Карла для  рассмотрения,  не  содержит  ли  оно

Страницы: «« « 144   145   146   147   148   149   150   151   152  153   154   155   156   157   158   159   160   161   162  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции