|
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 494 Размер файла: 3470 Кб Страницы: «« « 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 » »» еретик-лютеранин, отступник и лжеапостол. Он был допущен к примирению с
Церковью, лишен своего имущества, осужден на санбенито, вечное тюремное
заключение и на присутствие во все воскресные дни с другими примиренными за
торжественной мессой в церкви Спасителя в Севилье.
XXIV. Несколько раз, слыша, как проповедник выдвигает предположения,
противные его мнению, Родриго возвышал голос и горячо упрекал проповедника
за его учение. Такая смелость утвердила инквизиторов в мнении, что он
потерял рассудок. Они заключили его в монастырь города
Сан-Лукар-де-Баррамеда [749], где он умер пятидесяти лет от роду. Райнальдо
Гонсалес де Монтес считает его в числе людей, чудесно посланных Богом в мир
для возвещения истины. Он прибавляет, что его санбенито висело в
митрополичьей церкви Севильи и возбуждало любопытство многих лиц,
приходивших лишь для чтения надписи на нем, потому что оно принадлежало
человеку, впервые осужденному как лжеапостол.
XXV. Хотя в эпоху, о которой я рассказываю, процессы по делу об
иудаизме были менее многочисленны, их представлялось, однако, гораздо
больше, чем можно было думать. К этому числу принадлежал процесс Марии
Бургонской, заслуживающий быть упомянутым. Эта женщина родилась в Сарагосе
от французского отца, бургундца, еврейской расы. Раб, новохристианин (он
отрекся от религии Моисея, чтобы стать свободным; вернувшись впоследствии к
иудаизму, он был осужден на сожжение), донес в 1552 году на Марию
Бургонскую, жившую в городе Мурсии и достигшую восьмидесятилетнего возраста.
Он показал, что до своего обращения на чей-то вопрос, христианин ли он,
ответил, что еврей, и что тогда Мария сказала: "Ты прав, потому что у
христиан нет ни веры, ни закона". Это покажется, несомненно, невероятным; но
процесс доказывает, что в 1557 году она была еще в тюрьме, в ожидании
получения достаточного числа обвинений для осуждения. Тщетно прождавши улик,
инквизиторы назначили пытку для Марии, которой было тогда девяносто лет и
которую даже законы инквизиции охраняли от этой меры, потому что совет в
подобном случае разрешал не пытку, а только угрозу ею в уважение преклонного
возраста лиц, которых приводили в камеру пыток, и приготовляли все для пытки
в их присутствии, чтобы напугать их. Известно также, что инквизитор Кано
говорит, что Мария подверглась умеренной пытке и выдержала ее, несмотря на
преклонный возраст. Но таковы были последствия пытки, столь кротко
примененной, по выражению инквизитора, что несчастная Мария перестала жить и
страдать несколько дней спустя в своей тюрьме.
XXVI. Инквизиция, всегда слепая в своем мнимом усердии к вере,
воспользовалась несколькими словами, вырвавшимися у Марии Бургонской во
время пытки, чтобы покончить с мучениями, и затем подтвержденными ею, для
продолжения процесса против ее памяти, ее трупа и имущества, которое было
довольно значительно. Трибунал укрепился в этом решении после сообщений
некоторых лиц и постановил 8 сентября 1560 года аутодафе Марии; он объявил
ее еретичкой иудействующей, умершей в уклонении от суда, и приговорил ее
память, ее детей и потомков по мужской линии к бесчестию, ее кости и
изображение к сожжению, а имущество к конфискации в пользу государственной
казны. Я спрашиваю у сторонников инквизиции, можно ли сравнить ярость тигров
с яростью инквизиторов Мурсии?
XXVII. Верховный совет дал доказательство некоторой умеренности в
другом деле, бывшем на рассмотрении толедской инквизиции. Мигель Санчес,
обвиняемый, умер в тюрьме, будучи приговорен к примирению с Церковью и к
уплате денежного штрафа; но ему не успели объявить приговор. Инквизиторы,
неуверенные в том, должен ли падать этот штраф на имущество Санчеса,
запросили совет, который ответил отрицательно. Они подчинились этому решению
с тем большим огорчением, что все трибуналы налагали денежные штрафы вопреки
духу апостольских булл, уставов святого трибунала, королевских указов и даже
указов верховного совета. Система провинциальных трибуналов постоянно
клонилась к независимости и деспотизму во всех процессах, которые надеялись
скрыть от ведения совета. Это обстоятельство побуждало совет возобновлять
несколько раз то одному, то другому трибуналу запрещение приказывать
задержание какого-либо монаха (без разрешения совета) в силу важных
последствий, которые могли отсюда возникнуть для чести учреждения, членом
которого он был. Этот принцип должен был бы заставить совет принять эту меру
и для всех других лиц, которые имеют не меньше интереса в защите своей чести
и чести семьи. Позже эта истина была осознана, и из нее сделали общее
правило.
XXVIII. Среди еретиков, которых преследовал трибунал инквизиции, я не
нахожу в истории этой эпохи тех, о которых упоминается в булле Павла IV от 7
августа 1555 года. Булла упоминала о тех, которые отрицали троичность лиц в
Боге, божественную природу Иисуса Христа, его смерть на кресте для
искупления человеческого рода, приснодевство Марии и некоторые другие члены
веры, заключающиеся в этих тайнах [750]. Папа поручал испанским инквизиторам
издать указ против еретиков, дать им три месяца льготы для покаяния и
добровольного самообвинения, разрешить их и допустить к примирению с
Церковью без другого наказания, кроме тайной епитимьи, но преследовать тех,
которые не отдались бы в распоряжение трибунала, как других еретиков, вплоть
до осуждения на смертную казнь. Давно уже этот вид ереси был известен в
Риме, потому что мы видели, что доктор Эухенио Торальба слышал проповедь о
ней от своих учителей {См. гл. XV этого сочинения.}. Это часть учения
философов- деистов [751] нашего века.
XXIX. Я оканчиваю здесь картину главных событий и знаменитейших
процессов инквизиции в царствование Карла V. После сорокалетнего
царствования этот государь 16 января 1556 года отрекся от престола в пользу
своего сына Филиппа II, находясь еще во Фландрском государстве. Недолго
прожил он после отречения- ставши товарищем монахов-иеронимитов Юста в
провинции Эстремадура 24 февраля 1557 года, он умер среди них 21 сентября
1558 года, пятидесяти семи лет и двадцати одного дня от роду. Он составил
духовное завещание в Брюсселе 16 июня 1554 года и приписку к нему в
монастыре Югта 9 сентября 1558 года, то есть за двенадцать дней до смерти.
Статья вторая
РЕЛИГИЯ КАРЛАУ
I. Некоторые историки утверждали, что Карл V усвоил в уединении мнения
немецких протестантов; в предсмертной болезни он исповедовался у Константина
Понсе де ла Фуэнте, каноника-учителя Севильи, своего проповедника, который
впоследствии был признан за определенного лютеранина. После его смерти
Филипп II поручил инквизиторам расследовать это дело, и святой трибунал
завладел духовным завещанием Карла для рассмотрения, не содержит ли оно
Страницы: «« « 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |