Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 186
Размер файла: 1114 Кб
Страницы: «« « 148   149   150   151   152   153   154   155   156  157   158   159   160   161   162   163   164   165   166  » »»

(см.: Witkowski, стр. 307) и др. Поэтому многие исследователи исключают  это
свидетельство из биографии Фауста как сомнительное. Однако Фауст был  связан
с Гейдельбергом (ср.: Тексты, I, 3) и, согласно народной  книге  Шписа  (гл.
1), он также получил степень магистра первым из 16 соискателей (Комментарии,
стр. 273),

     1 Зиммерн. Городок в Пфальце, к западу от Рейна, между pp. Мозель и Наэ
(недалеко от Крейцнаха),

3

     Из письма Муциана Руфа, каноника в Готе, своему ученому  другу  Генриху
Урбану, в монастыре Георгенталь, 7 октября 1513 года. См.: Conradus Mutiamis
Rufus. Epistolae in W. Tentzelu:  Supplementum  historiae  Gothanae  primum.
1701, стр. 95. - Ср.: Tille, Э 2, стр. 3-5. - Duntzer, Kloster. V, стр.  36.
- Witkowski. Стр. 317-318.
     Конрад Муциан Руф (Mutianus  Rufus,  1471-1526)  -  известный  немецкий
гуманист, учился в  Италии,  был  главой  кружка  эрфуртских  гуманистов,  к
которому одно время принадлежал и Ульрих фон Гуттен, был другом  Рейхлина  и
Меланхтона  (ставшего  позднее  ближайшим  соратником  Лютера).   Эрфуртские
гуманисты  выступили  в  защиту  Рейхлина  против  кельнских  церковников  с
знаменитыми "Письмами темных людей" (1517-1519).
     Генрих  Урбан  (Urbanus)  -  ученик   Муциана   Руфа   по   Эрфуртскому
университету,  в  то  время  был  управляющим   экономом)   Георгентальского
монастыря в Тюрингии.
     О  пребывании  Фауста  в  Эрфурте  см.  народную  книгу  Шписа  (1590),
Дополнения, I, гл. 50-55 и Комментарии, стр. 292 и сл.

     1   гейдельбергский   полубог.   В   оригинале   ошибочно:   Helmitheus
Hedebergenis;  обычно  исправляется:   Hemitheus   Heidelbergensis.   Однако
открытие записи в дневнике Килиана Лейба, приора монастыря Ребдорф: Georgius
Faustus helmstetensis (т. е.  Фауст  из  Гельмштедта)  -  сделало  возможным
другое толкование: helmstetensis  вместо  Helmitheus.  Гельмштедт  находится
поблизости от Гейдельберга (Тексты, I, 7 и прим. 1).

4

     Запись от 12 февраля 1520 года в приходо-расходной книге  на  1519-1520
годы епископа Бамбергского, в графе "Pro Diversis" ("Разные расходы").  Ср.:
Tille, Э 3, стр. 6. - Witkowski, стр. 324.
     Ккязь-епископ Бамбергский Георг III фон Лимбург ("Schenk von  Limbnrg")
был известен как человек  высокообразованный.  Выступает  как  отрицательный
персонаж  в  исторической  драме  Гете  "Гец  фон  Берлихинген"   (1773)   в
соответствии с мемуарами рыцаря Геца. который был его противником.

     1 Гонорар в 10  гульденов  представлял  по  тому  времени  значительную
сумму. О Фаусте как составителе гороскопов см.: Тексты, I, 8 и 10;  II,  гл.
18.

5

     Из "Лейпцигской хроники" магистра Иоганна Якоба  Фогеля  (начало  XVIII
века) под 1525 годом. См.: J. J.  Vogel.  Leipzigisches  Geschichtbuch  oder
Annales. Leipzig, 1714, стр. 111. - Ср.: Tille, Э 183. стр. 414. -  Duntzer,
Kloster. V. стр. 37-40. - Kiesewetier. стр. 19-21.
     Народная книга Шписа содержит тот же рассказ лишь в издании  1590  года
(см. стр. 140); вслед за Шписом сходным образом в книгах Вейдмана  (1599)  и
Пфитцера (1674). Фогель, противореча себе, рассказывает  под  1530  годом  о
постройке  Ауэрбаховского  погреба.  Подтверждением   лейпцигской   традиции
служили две картины на стенах погреба, изображающие полет Фауста на бочке  и
его пирушку со студентами, на которых стоит та же  дата,  как  у  Фогеля,  -
1525.
     Под первой находится немецкий "шпрух":

                       Выехал Фауст, держась за бока,
                       Из ауэрбаховского погребка,
                       Сидя верхом на бочке с вином,
                       И это видели все кругом.
                       Постигнул черную магию он,
                       И чертом за это был награжден.

     Под второй - латинское двустишие:

             Пей, веселись, но помни о докторе Фаусте и грозной
             Каре: не сразу она, но неизбежно пришла.

     Из содержания  обеих  надписей  видно  их  позднее  происхождение:  они
предполагают существование уже  сложившейся  легенды  о  договоре  Фауста  с
дьяволом и о постигшем его наказании. Картины реставрировались  неоднократно
(1636, 1707, 1759) и, как указал Кизеветтер, пирующие изображены  на  них  в
костюмах не XVI, в XVII века. Таким образом, 1525 год  поставлен  на  них  в
соответствии с позднейшим преданием.
     Рассказ о пирушке Фауста в Ауэрбаховском погребе со студентами приобрел
широкую популярность  благодаря  "Фаусту"  Гете,  который,  как  лейпцигский
студент, хорошо знал  местное  предание.  После  пожара  погреб  был  заново
отстроен в конце века как модный ресторан.

6

     Ostermair. Zur Faustsage (Dr.  Faust  in  Ingolstadt).  Oberbayerisches
Archiv fur vaterlandische Geschichte, Bd. 32. Munchen,  1872-1873).  -  Ср.:
Tille, Э 4, стр. 6,
     О  пребывании  Фауста  в  Ингольштадте  сообщают  также   "Нюрнбергские
рассказы" о  Фаусте  (Комментарии,  стр.  291)  и  народная  книга  Вейдмана
(Комментарии, стр. 274); ср. также: Тексты, I, 7, прим.

7

     Schottenloher.  Der  Rebdorfer  Prior  Kilian  Leib.  Festschrift   fur
Riezler. herausg. v. K. A. Muller. Gotha, 1913. - Ср.: Franz  Neubert,  стр.

Страницы: «« « 148   149   150   151   152   153   154   155   156  157   158   159   160   161   162   163   164   165   166  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Жирмунский, Легенда о докторе Фаусте