|
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 186 Размер файла: 1114 Кб Страницы: «« « 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 » »»
Анекдот, этот рассказывает католический монах Иоганнес Насс в своем
полемическом трактате против лютеранского вероучения. См.: F. Joannes Nass.
Examen Chartaceae Lutheranorum Concordiae. Ingolstadt, 1581, стр 374. - Ср.:
Tillе, Э 362, стр. 945.
Насс насмехается над учением Лютера об "оправдании верой", которую он
называет "верой в колбасу" ("ein grosser Wurstglauben"), Сходный анекдот
действительно рассказывался в Виттенберге среди лютеран о самом Меланхтоне
(см.: Тексты, I, 29в),
26
См.: Johannes Jacobus Wecker. De Secretis ("О тайнах"), Libri XVII. ex
variis autoribus collecti... Basel, 1582 (гл. V. О чудесах злых демонов),
стр. 43. - Ср.: Tille, Э 27, стр. 54-55. - См. народную книгу Шписа, гл. 42
и прим. 51. - Ср.: W. Mеуеr, Э 4а, стр. 398 и сл.
27
Письмо папского легата Минуччи герцогу Вильгельму Баварскому (Кельн, 25
марта 1583 года). См.: Nuntiaturberichte aus Deutschland. 3. Abteilung,
1572-1585, Berlin. 1894, стр. 617. - Ср.: Tille, Э 28, стр. 55. - Witkowski,
стр. 329-330.
1 Герман де Вид, архиепископ Кельнский с 1515 года, сочувствовал
реформации и с 1536 по 1547 год находился в открытом конфликте с
католической церковью. Покровительствовал Агриппе Неттесгеймскому, который
посвятил ему свою книгу "Об оккультной философии" (1536), находился с ним в
переписке и нашел убежище в Бонне с 1532 по 1535 год, где под
покровительством архиепископа занимался астрологией, алхимией и
"естественной" магией (см.: Комментарии, стр. 270). В конфликте с папой
находился и упоминаемый в письме Минуччи архиепископ Кельнский Гебхард
Трухзес, один из преемников Германа де Вида.
28
Леонгарт Турнейсер (Leonhart Thurneysser zum Thurn) был лейб-медиком
курфюрста Бранденбургского, занимался астрологией, алхимией и сам считался
"чернокнижником". См.: Witkowski, стр. 337.
a
См.: Onomasticum und Interpretation oder ausfuhrliche Erklarung...
Berlin, 1583, стр. 33. - Ср.: Tille, Э 29, стр. 57. Книга эта содержит
объяснение имен ("этимологии") в духе энциклопедической учености XVI века.
Из "Соображений о заклинаниях" ("Bedenken, was er von der Exorcisterey
halte"), Ср.: Tille, Э 31b, стр. 64. Перепечатано в обширной анонимной
компиляции о ведовстве "Theatrum de veneficis" "(Frankfurt a. M., 1586, стр.
196), содержащей извлечения из сочинений Буллингера, Лафатера, Турнейсера и
Лерхеймера (Тексты, I, 20, 21, 28, 29), в частности имеющиеся в них анекдоты
о Фаусте. Книга эта предназначалась составителем как "полезное руководство
для фогтов, шульцев, амтманов и других представителей светской власти" ("des
weltlichen Schwerts"). Ср.: Tille, Э 31, стр. 62-68.
Более раннее произведение Турнейсера "Euporadelosis" ("Излишнее
объяснение... в прозе и стихах", Берлин, 1575), содержит стишок, в котором
Фауст сопоставляется с "долговязым попом из города Зальцбурга": обоих черт
не пощадил и наградил за их дела, как он всегда награждает своих слуг -
"прорицателей, ведьм и других чудовищ". См.: Tille, Э 24, стр. 47.
1 Марий и колдунья Марта - ученики Симона-мага, упоминаются в
"Клементинах" (см.: Комментарии, стр. 261).
29
Из книги Августина Лерхеймера о колдовстве (1585). См.: Augustin
Lerсheimer von Steinfelde n. Christlich Bedenken und Erinnerung von
Zauberei. 1585. - Ср.: Tille, Э 30, стр. 58-61. - Duntzer, Kloster, V, стр.
73-77. Книга Лерхеймера перепечатана: Kloster, V, стр. 264-348.
Августин Лерхеймер с 1547 года изучал богословие в лютеранских
университетах во Франкфурте-на-Одере и Виттенберге; в последнем он слушал
лекции Меланхтона, которого называет "господином Филиппом"; позднее был
профессором в Гейдельберге. Книга Лерхеймера, вышедшая без указания места
издания и под псевдонимом (настоящая фамилия автора Герман Вилькен, по
прозванию Витекинд), направлена против ведовских процессов. Лерхеймер
утверждает, в отличие от большинства своих современников, зараженных этим
суеверием, что женщины, подозреваемые в ведовстве, нуждаются более 8
лечении, чем в наказании; "их следует направлять скорее к врачу или
служителю церкви, чем к судье или старосте, чтобы помочь их суеверию,
глупости и неверию". Однако и Лерхеймер верит рассказам о колдовстве и
требует "большей строгости по отношению к прорицателям, колдунам и
шарлатанам, чем было до сих пор".
Сочинение Лерхеймера вышло в свет за два года до народной книги Шписа
(1587) и содержит ряд анекдотов о Фаусте, которые вошли в последнюю: 6)
полет в Зальцбург (гл. 45); в) вмешательство "благочестивого старца" и
неудачная попытка обращения (гл. 52); д) вторичный договор с дьяволом (гл.
53). Разговор Фауста с Меланхтоном (в) - ср. с рассказом Насса (Тексты, I,
25). О бегстве Фауста из Виттенберга (г) - у Манлия со слов Меланхтона
(Тексты, I, 15). Ряд анекдотов о других кудесниках, которые содержит книга
Лерхеймера (е), перенесены у Шписа на Фауста. См.: Reichlin-Meldegg,
Kloster, XI, стр. 302-311.
Об Альберте Великом (Альберт из Лаугннгена), аббате Тритемии (Иоганн из
Триттенгейма) и Агрнппе Неттесгеймском (Корнелий Агриппа) см. стр. 268, 270
и сл.
1 Император Вильгельм - король Вильгельм (1248) - см. стр. 263.
2 Призрак Самуила - согласно библейской легенде, был показан царю Саулу
волшебницей из Аэндора, см. стр. 372, прим. 1.
30
Страницы: «« « 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |