Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 186
Размер файла: 1114 Кб
Страницы: «« « 154   155   156   157   158   159   160   161   162  163   164   165   166   167   168   169   170   171   172  » »»

     Из трактата  гольштинского  пастора  Самуила  Мейгериуса.  См.:  Samuel
Meigerius. De Panurgia Lamiarum, Sagarum, Strigum ac  Veneficatorum,  totius
cohortis Magicae Cacoclaemonia Libri Tres. Hamburg, 1587, кн. I, гл. IV,  л.
386 (о чернокнижниках) и гл. XIII, I. 95а, - Ср.:  Tille,  Э  33,  стр.  72.
Оригинал на нижненемецком диалекте"

     1 Юстин Мученик - апологет христианства (ум. 170). Кроме Юстина,  столп
с надписью "Simoni deo  sancio"  на  острове  р.  Тибр  упоминают  и  другие
древнехристианские писатели (Тертуллиан, св. Ириней и др.). Такой  мраморный
столп был  действительно  найден  в  Тибре  в  1574  году,  однако  надпись,
сохранившаяся на нем,  гласит:  Semoni  Sanco,  Deo  Fidio  Sacrum.  Надпись
относится к языческим временам и имеет другое  значение:  Sancus  -  древний
сабинский (семнонский) бог,  хранитель  обетов.  Христианская  интерпретация
представляется позднейшей народной этимологией. См.:  Dedeyan,  т.  I,  стр.
26-27.
     2 Антонин Пий - римский император (138-161),

31

     Из польской исторической хроники Станислава Сарнициуса. См.:  Stanislai
Sarnicii Annales, sive de Origine et Rebus Gestis  Polonorum  et  Lituanorum
Libri Octo. 1587, кн. II, стр. 67, - Ср.: Tille, Э 34, стр. 73-74.

32

     Из архива графов Штольберг-Вернигероде, в  городе  Вернигероде  (Гарц).
См.: Zeitschrift des Harz-Vereins fur Geschichte und Altertumskunde. Jhg. 7,
1874. стр. 362. - Tille, Э 35, стр. 74-75.
     Письмо  свидетельствует  о  большом  успехе  издания  Шписа.   Графская
библиотека в Вернигероде сохранила неполный экземпляр первого  издания  1587
года и экземпляр второго издания 1588 года.  См.:  Petsch.  Faustbuch,  стр,
XLVIII.

33

     Из третьего издания  книги  Августина  Лерхеймера  о  колдовстве  (ср.:
Тексты, I, 29). См.: Augustin Lercheimer. Christlich Bedenken und Erinnerung
von Zauberei. Speier, 1597 (новое  издание:  herausg.  v.  Anton  Birlinger,
Strassburg, 1888). - Ср.: Tille, Э 48, стр. 93-95.
     Третье издание  содержит  добавление,  в  котором  Лерхеймер  выступает
против  составителя  народной  книги  о  Фаусте,  в  защиту   доброй   славы
Виттенбергского университета и его традиций, связанных с  именами  Лютера  и
Меланхтона. Его версия сказания  о  Фаусте,  основанная  отчасти  на  устных
рассказах, совпадает с версией Меланхтона. См.: Комментарии, стр. 296.
     Связь Фауста, согласно легенде, с Виттенбергским университетом вызывала
еще в XVIII веке протесты ортодоксальных лютеран, как видно по  инциденту  с
труппой Иосифа Курца, имевшему место при  постановке  кукольной  комедии  во
Франкфурте в 1767 году (см.: Тексты, III, 33).
     К вопросу о "графах Авгальтских" ср. предположения Ван'т Хофта в  связи
с пребыванием Фауста в Батенбурге (ср.: Тексты, I, 18, прим.),

34

     Из  "Разысканий  о  колдовстве"   Мартина   Дельрио   (Martin   Delrio,
1551-1608). См.: Disquisitionum magicarum libri sex. 1598, Lib. II, 12,  61.
- Ср.: Tille, Э 52, стр. 102. - Duntzer, Kloster, V, стр. 71.
     Иезуит Дельрио был одним из наиболее  яростных  обличителей  ведовства.
Его "Разыскания" переиздавались несколько раз.

35

     Из книги "Часы досуга" юриста Филиппа Камерария  (Philipp  Camerarius),
сына упомянутого выше филолога Иоахима Камерария (см.: Тексты, I,  9).  См.:
Operae horarum subcisivarum. Francof., 1602, стр. 314.- Ср.:  Tille,  Э  54,
стр. 103-105. Анекдот этот,  рассказанный  ранее  Лерхеймером  о  безымянном
чародее (см.: Тексты, I, 29е), вошел в народную  книгу  Шписа  (редакция  В,
см.: Комментарий, стр. 300)  и  использован  в  "Фаусте"  Гете,  в  сцене  в
Ауэрбаховском погребе.

36

     См.: Eine Reise zweier wurttembergischer Prinzen nach Berlin  im  Jahre
1613. Mitgeteilt von Johannes Bolte. Markische Forschungen, Bd. XX.  Berlin,
1887, стр. 20. - Ср.: Tilie, Э 436, стр. 1099,

37

     См.: Prof. Simon Friedrich Hahn. Collectio Monumentorum.  Braunschweig,
1724: "Chronicon Waldeccense" (ср.: Jahrbuch der Sammlung Kippenberg. Bd. I,
1921, стр. 322: "Neue Faustsplitter"). "Вальдекская хроника", составленная в
1648 году Даниэлем Прассером из Вильдунгена, сообщает об  этом  предсказании
Фауста, вероятно легендарном, в связи с рассказом о взятии Мюнстера войсками
Франца I, епископа Мюн-стерского, и о  казни  23  января  1536  года  вождей
Мкжстерской  коммуны,  анабаптистов  Иоанна  Лейденского,  Книппердолинга  и
Крехтинга.  См.:  Hans  Henning.  Zu  einem  von   Kippenberg   mitgeteilten
Faust-Splitter.  Weimarer  Beitrage,  1957,  III,  стр.  512-515.  Восстание
анабаптистов в Мюнстере представляет последний эпизод  Великой  крестьянской
войны в Германии.

38

                                     а

     Christian Friedrich Sattler. Historische  Beschreibung  des  Herzogtums
Wurtemberg, Stuttgart und Esslingen, 1752, Teil II. Cap. XLIII. стр. 191.  -
Ср.: Tille, Э 261, стр. 607.

                                     б

     Schott. Beschreibung des Oberamtes Maulbronn. Vaihingen, 1841, стр. 19.

Страницы: «« « 154   155   156   157   158   159   160   161   162  163   164   165   166   167   168   169   170   171   172  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Жирмунский, Легенда о докторе Фаусте