Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 186
Размер файла: 1114 Кб
Страницы: «« « 151   152   153   154   155   156   157   158   159  160   161   162   163   164   165   166   167   168   169  » »»

Лютер, проживавший в это время в Виттенберге, имело место до 1532 года.
     5 Победы, одержанные войсками императора Карла V в Италии, имели  место
в войне против Франции (1525-1526); французский король Франциск I,  разбитый
при Павии (1525), попал в плен и должен был после  заключения  тяжелого  для
Франции мира оставить императору в качестве заложников  двух  своих  сыновей
(см.: Тексты, I, 8, 9 и прим.),

16

     Два отрывка из так называемой "Цнммерской  хроники"  (1567),  сочинения
графа  Кристофа  Фробена  фон  Цнмыерна  (Chistoph  Frohen   von   Zimmern),
содержащего историю рода Циммернов. См.: Zimmernsche Chronik, herausg. v. K.
A. Barack. 2 Aufl., Freiburg u. Tubingen, 1881, Bd. I, стр.  871,  Bd.  Ill,
стр. 529. - Ср.: Tille, Э 13. стр. 16-17. - Witkowski, стр. 339 и сл.

     1 Городок Штауфен, в Брейсгау лежит к югу от Фрейбурга (южный Баден).
     2 Примерно тогда же. Перед тем говорилось  о  Регенсбургском  рейхстаге
1541 года; к этому времени автор относит гибель Фауста.
     3 Рассказ о Люксгеймском монастыре ср. с анекдотом  Гаста  (Тексты,  I,
12) и с маульброннским преданием (Тексты, I, 38).
     4 Вассихин вместо Васгау (Вогезы).

17

     "Застольные беседы" ("Tischreden")  Мартина  Люгера  собраны  были  его
учеником Аурифабером (Aurifaber) - "Tischreden oder  Colloquia  Doct.  Mart.
Luthers" (Eisleben, 1566; критическое издание K.  E.  Forstemann  u.  H.  E.
Bindseil, 1845). В настоящее  время  все  "беседы"  Лютера,  записанные  его
учениками  и  современниками,  объединены  в  академическом   ("веймарском")
издании  его  сочинений:  Die  Werke  Martin  Luthers.  Historisch-kritische
Ausgabe. Abteilung Tischgesprache. Bd. 1-4. Weimar, 1912-1916.
     Лютер подобно  большинству  своих  современников  отличался  суеверием,
верил в дьявола и свои религиозные сомнения и  колебания  всегда  приписывал
его искушению. См.: Комментарии,  стр.  279.  -  Erich  Schmidt.  Faust  und
Luther, стр. 571 и сл.
     В "Застольных беседах" Лютер неоднократно предостерегает  от  козней  и
искушений дьявола, пытающегося соблазнить людей. В гл. 24,  102  (Aurifaber)
рассказывается  история  одного  студента  из  Нюрнберга  по  имени  Валерий
Глокнер, который, промотав свое имущество, стал жертвой подобного искушения.
Когда он остался без денег и печально  бродил  по  улицам,  к  нему  подошел
незнакомый человек, который, расспросив его, предложил достать  ему  деньги,
если он продаст ему свою душу. Договор студент должен  был  подписать  своею
кровью. Когда стало известно, что у студента неожиданно появились деньги  из
неведомого  источника,  Лютеру  было  сообщено  об  этом  деле  и  вместе  с
университетским  начальством  он  увещевал  студента,   наказав   ему,   как
противиться дьяволу, после чего, по молитве Лютера, дьявол  вернул  студенту
договор (как в легенде  о  Теофиле  -  по  заступничеству  богоматери,  см.:
Комментарии, стр. 264).
     Тот же рассказ приводится в сочинении  ученика  Меланхтона  Лерхеймера.
См.: Augustus Lercheimer. Christlich Bedenken, und rinnerung  von  Zauberei.
1585, cap. 16. - Kloster, V, стр. 827. - Ср.: Duntze  r,  Kloster,  V,  стр.
53-54. О Лерхеймере см.: Тексты, I, 29, прим.
     Апокрифический характер носят рассказы Лютера о Фаусте, которые Вейдман
по образцу  "Застольных  бесед"  включил  в  предисловие  к  своему  изданию
народной книги о Фаусте под заглавием "Рассказ о том, что доктор Лютер думал
о докторе Фаусте". См.: Duntzer, Kloster, V, стр. 60-63. - Kieseweller, стр.
36 и сл.

                                     а

     См.: Aurifаber. I, л. 164 - Forsteinann, I, стр. 50. -  Ср.:  Tille,  Э
15, стр. 20.

                                     б

     См.: Historisch-kritische Ausgabe. Tischgesprache, Bd. 3, Э  3601.  Это
свидетельство до сих пор не было отмечено в литературе о Фаусте  и  сообщено
мне сотрудником Веймарского музея д-ром Хеннннгом.

                                     в

     См.: Aurifаbеr, I, л. 301Ь. - Ср.: E. Sсhmidt. Faust und  Luther,  стр.
586-587,

     1 Библейское сказание о царе Сауле и волшебнице из Аэндора  см.:  Книга
Царств, I, гл. 28.
     2 Аббат Щпонгеймский - Тритемий, см.  о  нем:  Комментарии,  стр.  270;
Тексты. I, 1, прим. Тот же рассказ о Тритемий у Лерхеймера, ср.: Kloster, V,
стр. 288-290; в поэтической обработке Ганса Сакса (1564).
     3 Carolus Gibbosus - Карл Горбатый. Лютер  имеет  в  виду  французского
короля Карла VIII и Анну Бретанскую, руки которой добивался рано  овдовевший
император Максимилиан (1486). Обычно героиней этого рассказа является  Мария
Бургундская, супруга Максимилиана, скончавшаяся в юном возрасте (1482).  См.
стр. 384, прим. 45.

                                     г

     Luther. Tischreden, гл. 24, 23. - Аналогичный рассказ  у  Лерхеймера  о
Фаусте см.: Тексты, I, 29в; в народной книге Шписа, гл. 52 и 53 и прим. 1. -
Ср.: W. Meyer, стр. 352-353.

                                     д

     Aurifаbеr, I, л. 307. - Forstemann,  III,  27.  -  Ср.  народную  книгу
Шписа, гл. 36, 39, 40 и прим.

                                     е

     Aurifaber, I, л. 308. - Forstemann, III,  100.  -  Ср.  народную  книгу
Шписа, гл. 34 и прим. 46.

Страницы: «« « 151   152   153   154   155   156   157   158   159  160   161   162   163   164   165   166   167   168   169  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Жирмунский, Легенда о докторе Фаусте