Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 186
Размер файла: 1114 Кб
Страницы: «« « 157   158   159   160   161   162   163   164   165  166   167   168   169   170   171   172   173   174   175  » »»

выступает с обвинительной речью против Христа,  освободившего  из  ада  души
грешников. В своей речи Белиал хвалится  подвигами  своими  и  своих  адских
соратников.
     23 Имена ада - по Словарю Дасиподия (см.: Bauer, Bd. IV, стр. 382).
     24 Долина Gehinnoni или Gehenna около Иерусалима упоминается  в  библии
как место жертвоприношений языческому богу Молоху (Книга Царств, II, 23, 10;
Иерем. 19, 2 и сл.). Позднее, служила свалкой и местом погребения казненных.
Отсюда в переносном значении: геенна - ад. Ср. у Дасиподия, ч. I, л. 84ba-b:
"Геенна - долина  около  Иерусалима,  куда  свозили  из  Иерусалима  останки
преступников и всякую нечисть. Иносказательно: место проклятия, огненный  ад
и вечная мука".
     25 Saxum и т. д. - лат. слова, которыми Дасиподий переводит нем. Fels -
"скала" (ч. II, л. 326аа).
     26 Цитата из библии: Книга притчей Соломоновых, гл. 30, 16.
     27 Лютеранство сохранило старое учение христианской церкви о  "вечности
адских мук".
     28 и  носила  бы  птичка.  Сравнение  это  неоднократно  встречается  у
церковных проповедников.. Ср.: Milсhsасk, стр. ХС. В народной драме - другой
образ, тоже традиционный; "...черти взошли  бы  на  небо  по  ступенькам  из
ножей, если бы у них оставалась еще надежда" (см.: Комментарии, стр. 345).

                                  Часть II

     29 О гороскопах исторического Фауста см.: Тексты, I, 4, 9, 11.
     30 великий год - по  учению  средневековых  астрономов,  цикл  лет,  по
истечении которого все планеты возвращаются к исходному положению.
     31 О причинах зимы и лета - gо  "Люцидарию"  (Elucidarius,  лл.  Н2-3).
См.: S. Szаmatolski. Vierteljahrschrift fur Literaturgeschichte, Bd. I, стр.
171,
     32  Средневековая  космология  главы  "О  движении  неба"  основана  на
начальных страницах "Хроники" Шеделя, л. 3а и 6аа. См.: Milсhsасk, стр.  LIX
и сл.
     33 О сотворении мира - "Хроника" Шеделя (л. 1а):  "Некоторые  полагали,
что мир никогда не рождался и не разрушится и род  человеческий  существовал
от века и не  имеет  никакого  начала;  другие  думали,  что  мир  рожден  и
разрушится и что люди  имеют  начало  и  рождение  (Milсhsасk,  стр.  LXII).
Мефистофель, соблазняя Фауста своим "безбожным и лживым ответом",  выступает
сторонником  теорий  античного  материализма,  получивших   хождение   среди
передовых представителей философии Возрождения и  осужденных  Лютером.  См.:
Комментарии, стр. 299.
     34 Имена демонов (см. выше, стр. 382): Вельзевул упоминается  в  Ветхом
завете как божество язычников-филистимлян (Книга Царств,  II,  I),  в  Новом
завете - верховный дьявол (Лука II, 15); Астарот - от имени Астарты,  богини
филистимлян, по форме - множ. число; Анубис -  древнеегипетское  божество  с
песьей головой; Дификанлт-название неизвестного происхождения; Дракус  -  от
слова дракон.
     35 Возможно, что одним из источников  для  составителя  народной  книги
могли послужить подобные апокрифические  "собственноручные"  записи  Фауста,
распространявшиеся в рукописном виде среди любителей чудесного. См.: Тексты,
II, гл. 25; ср.: Комментарии, стр. 287.
     36 Врач Иона Виктор упоминается также в народной книге о  Вагнере  (гл.
VI):  он  научился  у  Вагнера  магическому  средству  против   чумы.   Ср.:
Комментарии, стр. 287.
     37 Каталог земель, которые Фауст посетил во время путешествия, по своей
последовательности в основном соответствует "Люцидарию", гл.  8:  "О  других
частях Европы". Описание городов и их достопримечательностей - по  "Хронике"
Шеделя, также частично в последовательности оригинала (см.: Milсhsасk,  стр.
XXVI и сл.). Для Нюрнберга составитель использовал,  кроме  того,  известное
стихотворное описание Ганса Сакса  ("Lobspruch  auf  die  Stadt  Nurnberg").
Добавлены автором от себя анекдоты о похождениях Фауста в папском  дворце  в
Риме и  в  серале  турецкого  "императора"  в  Константинополе  и  обличения
распутной жизни "папы и его прихлебателей". Римский папа и турецкий  султан,
являющиеся  здесь  предметом  насмешки,   по   Лютеру,   -   злейшие   враги
христианства. Ср.: Erich Schmidt. Faust und Luther, стр. 578.
     38  шли  за  Христовой  звездою.  Согласно  христианской  легенде,  три
царя-волхва пришли с востока поклониться в Вифлееме младенцу Христу; путь им
указывала звезда, "Мощи" этих "святых царей", хранящиеся в Кельнском соборе,
считаются   величайшей   святыней   католической   церкви    и    привлекают
многочисленных паломников. Автор народной книги, как лютеранин,  скептически
относится к этим "святым мощам" и добавляет к  краткому  описанию  "Хроники"
Шеделя ироническое замечание по поводу "далекого  пути",  который  эти  цари
после своей смерти проделали от Вифлеема в Иудее до Кельна.
     39 Василиск - фантастическое животное, помесь петуха  и  змеи,  убивает
своим ядовитым взглядом.
     40 Ulma - лат. "вяз". Эти и ряд последующих объяснений названий городов
(например, Нюрнберг - от Нерона, Регенсбург - от дождя, нем. Regen,  Вена  -
от наместника Флавия, и т. п.) представляют характерный  для  средних  веков
пример  псевдоученых  этимологии  собственных  имен  и  также   заимствованы
составителем у Шеделя.
     41 Сведения автора об островах - также из "Хроники" Шеделя  ("Глава  об
островах вообще", л. 19а; см.: Milchsack, стр. LV и сл.). В  числе  островов
Шедель называет и "гору Кавказ".
     42 О земном рае и райских реках - по "Хронике" Шеделя, лл. 7-8 ("О  рае
и четырех реках его").
     43  О  комете  -  по  "Люцидарию",  л.  J2b;   см.:   S.   Szamatolski.
Vierteljahrschrift fut Literaturgeschichte, Bd. I, стр. 176 и сл.
     44  О  причинах  грома  -  по  "Люцидарию",  л.  J3a  и  сл.;  см.:  S.
Szamatolski, Vierteljahrschrift fur Literaturgeschichte, Bd. I, стр. 178.

                                 Часть III

     45 Эпизод этот, в  котором  Фауст  выступает  как  "некромант"  (т.  е.
вызывает  тени  умерших),  известен  в  двух  соприкасающихся  версиях:   а)
некромант вызывает тени  героев  древности:  б)  некромант  (одновременно  с
героями древности) вызывает по просьбе императора Максимилиана тень его рано
умершей супруги Марии Бургундской, которую Максимилиан узнает по родинке  на
шее. Первую версию представляют:
     1. J. Wierus. De praestigiis daemonum, 1568 (нем. перевод -  1586;  см.
также: Theatrum de Veneficis. 1586, t. II, стр. 32  и  сл.):  Максимилиан  -
неизвестный некромант - Гектор, Ахилл и царь Давид.

Страницы: «« « 157   158   159   160   161   162   163   164   165  166   167   168   169   170   171   172   173   174   175  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Жирмунский, Легенда о докторе Фаусте