Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 186
Размер файла: 1114 Кб
Страницы: «« « 165   166   167   168   169   170   171   172   173  174   175   176   177   178   179   180   181   182   183  » »»

296-297, стр. 687-688. - Enge 1. Volksschauspiel, стр. 33.
     Об английской пьесе "Арлекин - доктор  Фауст"  см.:  Комментарии,  стр.
324.

36

     Из: F. L. W. Meyer. F. L. Schroder... Hamburg. 1819,  стр.  248-249.  -
Ср.:  Tille,  Э  329,  стр.  791.  -  Также:  J.  F.  Schutze.  Hamburgische
Theatergeschichte. Hamburg, 1794. стр. 392. - Tille. Э 345, стр.  883  (ср.:
Тексты. III. 12).

37

     Sigmund von Bibra. Uber die verschiedenen poetischen  Behandlungen  der
Nationallegende vom Doctor Faust in Deutscher Sprache. Journal von  und  fur
Deutschland, Jhg. 9, 1792, 8. Stuck, стр. 667-668. - Ср.: Tille, Э 342, стр.
857-858. - Creizenach. Versuch, стр. 14-17. - Engel.  Volksschauspiel,  стр.
33,

     1 Pantomime, dressee sur un plan allemand - "пантомима, составленная на
немецкий сюжет" (или "в  немецком  вкусе").  Немецкий  перевод  упустил  эту
существенную деталь.

38

     Рассказ берлинского просветителя Фридриха Николаи (1733-1811), соавтора
"Литературных писем" Лессинга и противника молодого Гете, Гердера и  "бурных
гениев" в его "Описании путешествия по Германии и Швейцарии  в  1781  году".
См.: Fr. Niсоlai. Beschreibung einer Reise durch Deutschland und die Schweiz
in Jahre 1781, Bd. VIII. Berlin, 1787, стр. 152 и  сл.  -  Ср.:  Creizenach,
стр. 15-17. - Tille, Э 333, стр. 806-807.
     Николаи описывает представление кукольного театра.

     1  Лудовичи   (Joh.   Georg   Ludovici)   -   магистр   Виттенбергского
университета,   журналист,   автор   многочисленных    сценариев    "главных
государственных действий", пользовавшихся большим  успехом  в  1720-х  годах
("Граф Эссекс". "Кромвель", "Оттокар, король Богемии" и  др.).  Лессинг  был
знаком с рукописным наследием Лудовичи и ценил его  театральное  мастерство.
См.: Fr. Nicolai, I. с., Bd. IV, стр. 565.

39

     Sigmund von Bibra. uber die verschiedenen poetischen  Behandlungen  der
Nationallegende vom Doctor Faust in Deutscher Sprache. Journal von  und  fur
Deutschland, Jhg. 9. 1792. - Cм.: Tille, Э 342, стр. 851.
     Обширная  статья  Зигмунда  фон  Бибра  представляет   первое   научное
исследование легенды о Фаусте и ее народных обработок, вызванное интересом к
"Фаусту" Гете, появившемуся в печати в 1791 году. Бибра использовал  большой
материал печатных свидетельств и источников. Его сообщения о судьбе народной
драмы  в  XVIII  веке  интересны  как  показания  современника  и   частично
использованы выше (см.: Тексты, III. 35 и 37).

     1 Письма о лейпцигском театре см.: Тексты, III, 35.

40

     Сообщение филолога-германиста Ф. Г. фон дер Хагена. См.: Fr. Heinr. von
der Hagen. Das alte und neue Spiel von Dr. Faust. Germania,  Bd.  VI.  1841,
стр. 211-224. - Ср.: Kloster. V. стр.  729-739.  -  Engel.  Volksschauspiel,
стр. 36-38. - Тексты. III, 3.
     Как сообщает Франц Горн (Franz Horn. Die Poesie  und  Beredsamkeil  der
Deutschen. Bd. II. Berlin. 1823), представления труппы "Шютц и Дрэер"  имели
в Берлине большой успех  и  с  1804  года  "посещались  почти  каждый  вечер
образованнейшими  мужчинами  и  дамами,  философами  и  критиками".  Попытки
получить у Шютца текст его пьесы успеха  не  имели:  кукольник  уверял,  что
текста не существует и игра происходит по памяти. Однако в  1807-1808  годах
группа любителей немецкой старины сделала попытку записать  текст  во  время
представления. Фон дер Хаген приводит запись первых трех  сцен  и  подробное
содержание остального (см.: Kloster, V, стр. 732-738).
     Другие  сообщения:  Franz  Horn,  Kloster,  V,  стр.  654-668,   -   J.
Leutbecher, Kloster, V, стр. 729-739, - См.: Комментарии, стр. 335.

41

     Heinrich Heine. Der Doctor Faust. Ein Tanzpoem. Hamburg, 1851.  -  См.:
Генрих Гейне. Полное собрание сочинений, т. X, изд. "Academia",  1937,  стр.
45-50, перев. А. Горнфельда.
     "Танцевальная поэма Фауст" была написана Гейне в 1847 году как либретто
для балета, по предложению лондонского театра, однако ни  в  Лондоне,  ни  в
Берлинском оперном театре, с которым также велись переговоры, балет этот  не
был поставлен. С мыслью создать своего "Фауста" Гейне  носился  с  1824-1826
годов. О Фаусте Гейне говорит в "Романтической  школе"  (1833),  неправильно
отождествляя его с  изобретателем  книгопечатания:  "Это  тот  самый  Фауст,
который изобрел книгопечатание и жил во  времена,  когда  начали  восставать
против строгого авторитета церкви и исследовать вещи  самостоятельно.  Таким
образом,  Фаустом  заканчивается  средневековая  эпоха  веры  и   начинается
современная научно-критическая эпоха".
     Подчеркивая национальный характер легенды о Фаусте,  Гейне  высказывает
мысли,  что  "немецкий  народ  сам  есть  этот  ученый  доктор  Фауст,  этот
спиритуалист", духом уразумевший, наконец, недостаточность духа и  требующий
материальных наслаждений и возвращающий плоти ее права" (т. VII, 1936,  стр.
201-202). В "Объяснениях" к "танцевальной поэме" (т. IV. стр.  38-64)  Гейне
дает   критическую   историю   легенды   о   Фаусте,   отвергая   при   этом
"распространенное в народе" отождествление чародея Фауста с  первопечатником
(стр.  43),  но  в  то  же  время  повторяя  и  углубляя  свое  истолкование
исторического содержания этого  образа:  "Фауст,  как  исторический,  так  и
легендарный, был одним из тех гуманистов, которые распространяли в  Германии
эллинизм, греческую науку и искусство... Подлинной идеей сказания  о  Фаусте
был   бунт   реалистической,   сенсуалистической    жажды    жизни    против
спиритуалистической древне-католической аскезы" (стр. 50).

Страницы: «« « 165   166   167   168   169   170   171   172   173  174   175   176   177   178   179   180   181   182   183  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Жирмунский, Легенда о докторе Фаусте