Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 186
Размер файла: 1114 Кб
Страницы: «« « 164   165   166   167   168   169   170   171   172  173   174   175   176   177   178   179   180   181   182  » »»

     См.:  К.  Trautmann.   Faustauffuhrungen   in   Basel   und   Nurnberg.
Vierteljahrschrift fur Literaturgeschichte, Bd. IV. 1891, стр. 158.

     1  Привилегированные  немецкие  комедианты   курфюрста   Баварского   -
южнонемецкая труппа Иоганна Шульца.
     2 галантные оперетты  в  манере  Берни  (galante  Operette  bernesche).
Франческо Берни (Francesco Berni, 1497-1536) прославился галантной поэзией в
шутливом жанре (poesia bernesca).
     3 Там же (Vierteljahrschrift, стр. 159) напечатана вторая афиша этой же
труппы, из Нюрнберга 1752 года, близкая к  первой  по  содержанию.  Наиболее
существенные  изменения  программы:  вместо  Гансвурста   Арлекин,   который
"постарается в этом  образе  быть  особенно  приятным  публике",  две  новых
комических сцены ("Арлекин - ночной вздыхатель", "Его смешное постоянство"),
"новый пролог" и "своевременный фейерверк".

29

     Из: J. F. Schutze. Hamburgische Theatergeschichte. Hamburg, 1794,  стр.
81. - Ср.: Tille, Э 345, стр. 681.
     Директор труппы - Никколини. См.: Тексты. III, 36. Вероятно,  переделка
английской пантомимы Термонда "Арлекин - доктор  Фауст".  См.:  Комментарии,
стр. 324 и 331.

30

     Из: J. F. Schutze. Hamburgische Theatergeschichte. Hamburg, 1794,  стр.
82. - Ср.: Tille. Э 345, стр. 881.
     Та  же  труппа.  Вероятно,  переделка  английской  пантомимы   Термонда
"Арлекин как Вагнер". См.: Комментарии, стр. 332.

3

     Вольтер. Письма о Рабле и других лицах, обвиняемых в том, что они дурно
отзывались о христианской религии (Lettres  sur  Rabelais  et  sur  d'autres
auteurs accuses d'avoir mal parle de la religion chretienne. 1767: Lettre VI
- Sur les Allemands).
     В этой главе перечисляются немецкие "знатные люди и философы",  которых
обвиняли в неверии и колдовстве (в том числе Агриппа Неттесгеймский и  др.).
Возможно, что Вольтер смотрел "комедию о докторе  Фаусте"  во  время  своего
пребывания в Германии (1750-1753). См.: Тillе, Э 290, стр. 679.

32

     Сообщение Г. Асмуса в "Истории драмы и театр" в Любеке". См.:  Heinrich
Asmus. Dramatische Kunst und das Theaiet in Lubeck. Lubeck, 1062, стр.  33,-
Ср.: Tille, Э 288, стр. 677.

     1  Феспид,  согласно  античней  традиции,   считался   основоположником
древнегреческой трагедии середины VI века до н. э. По  преданию,  о  котором
сообщает Гораций ("Поэтическое искусство", ст.  276),  он  будто  бы  "возил
театр на телегах", т. е. разъезжал по  Аттике,  давая  представления  в  дни
осенних праздников Диониса. Отсюда сравнение труппы бродячих  комедиантов  с
феспидовой повозкой.
     2  "Любекские  нравы"  (Der  Lubecksche   Schlendrian).   Представляет,
по-видимому, питерскую  переделку,  с  применением  к  любекским  отношениям
популярных  в  середине  XVIII  века  гамбургских  фарсов  на  местные  темы
(Lokalpossen) Генриха Боркенштейна (Hinrich Borkenstein.  Der  Bookesbeutel.
1742) и его продолжателя актера Улиха (A. G. Ublich.  Der  Schlendrian  odet
des beruhmten  Bockesbeutets  Tod  und  Testament.  1746),  вызвавших  много
подражаний.

33

     Иозеф фон Курц (1715-1784) - венский актер и антрепренер,  продолжатель
традиции Страничкою (см.: Комментарии, стр. 329), создатель комической  роли
Бергнардона.
     Представление имело место во Франкфурте-на-Майне в октябре  1767  года.
Афиша, называвшая доктора Фауста профессором Виттенбергского университета (в
соответствии с традицией, восходящей к народной  книге  Шписа),  вызнала  21
октября жалобу франкфуртской лютеранской  консистории,  усмотревшей  ч  этом
обиду  для  знаменитого  протестантского   университета,   где   профессором
богословия был Мартин Лютер (ср. аналогичный протест Лерхеймера. Тексты.  I,
33). Возможно, что острота конфликта усугублялась тем, что  неосмотрительный
антрепренер  был  католиком.  22  октября  Курцу  предложено  было  публично
опровергнуть допущенную им инсинуацию, что он и поторопился сделать в  афише
следующей пьесы - "Минна фон Барнгельм" Лессиига. См.:  Tille.  Э  291,  ср.
680-685. - Creizenac h. Versuch, стр. 14.
     Некоторые особенности сюжета у Курца (роль старика отца,  афиша  10-11)
восходят, вероятно,  к  австрийской  (католической)  версии  "Фауста"  (см.:
Комментарии, стр. 347).

34

     Сообщение  о  труппе  Курца  -  из  биографии  актера  Ф.-Л.   Шредера,
написанной с его слов Ф. Л. В. Мейером.  См.:  F.  L.  W.  Meyer.  Friedrich
Ludwig Schroder. Beitrag zur Kunde des Menschen und des Kunstlers,  Teil  I.
Hamburg, 1819, стр. 173-177. - Ср.: Tille, Э 329. стр. 370.
     Фридрих - Людвиг Шредер (1744-1816), сын Софии Шредер (см.  выше,  стр.
395) - крупнейший немецкий  актер  XVIII  века.  Был  директором  и  главным
режиссером Гамбургского национального театра  (1771-1780).  Прославился  как
реформатор немецкой сцены и лучший исполнитель Шекспира. В юные годы  Шредер
играл в труппах Курца и своего отчима Аккермана и обратил на  себя  внимание
как блестящий импровизатор в роли Гансвурста-Арлекина.
     Актеры Грюнберг и Кеппе  исполняли  в  труппе  Курца  трагическую  роль
Фауста и комическую Гансвурста.

35

     Sigmund von Seh weigerhausen. Ober die Leipziger Buhne, an Herrn J.  F.
Lowen zu Rostock. Dresden, 1770, I, стр. 94 и II. стр. 20. - См.: Тille.  ЭЭ

Страницы: «« « 164   165   166   167   168   169   170   171   172  173   174   175   176   177   178   179   180   181   182  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Жирмунский, Легенда о докторе Фаусте