Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 815   816   817   818   819   820   821   822   823  824   825   826   827   828   829   830   831   832   833  » »»

вольность дать, и мне б стоять на  крылосе".  Да  он  же  мне  говорил:  "Не
годится со мною в келье жить малому; чтобы государь меня, богомольца своего,
пожаловал, велел у меня в келье старцу жить, а бельцу  с  чернецом  в  одной
келье жить непригоже". Это он говорил для того, чтоб от него из кельи малого
не взяли, а он малого очень любит, хочет  душу  свою  за  него  выронить.  Я
малого расспрашивал: что с тобою старец о каких-нибудь делах разговаривал ли
или про кого-нибудь рассуждает ли? И друзей своих кого по имяни поминает ли?
Малый отвечал: "Отнюдь со мной старец ничего не говорит". Если малому вперед
жить в келье у твоего  государева  изменника,  то  нам  от  него  ничего  не
слыхать; а малый с твоим государевым изменником душа  в  душу.  Да  твой  же
государев изменник мне про  твоих  государевых  бояр  в  разговоре  говорил:
"Бояре мне великие недруги; они искали голов наших, а иные  научали  на  нас
говорить людей наших, я сам видал это не однажды". Да он же про  твоих  бояр
про всех говорил: "Не станет их ни с какое дело, нет у них разумного; один у
них разумен Богдан Бельский, к посольским и ко всяким  делам  очень  досуж".
Велел я сыну боярскому Болтину расспрашивать малого, который живет в келье у
твоего  государева  изменника,  и  малый  сказывал:  "Со  мною   ничего   не
разговаривает; только когда жену вспомянет и детей, то говорит:  "Малые  мои
детки! маленьки бедные остались; кому их кормить и поить? Так  ли  им  будет
теперь, как им при мне было? А жена моя бедная! Жива ли уже? Чай,  она  туда
завезена, куда и слух никакой не зайдет! Мне уж что надобно?  Беда  на  меня
жена да дети: как их вспомнишь, так точно рогатиной в сердце толкает;  много
они мне мешают: дай господи слышать, чтоб их ранее бог прибрал,  я  бы  тому
обрадовался. И жена, чай, тому рада, чтоб им бог дал смерть, а мне бы уже не
мешали, я бы стал промышлять одною своею душою; а братья уже все,  дал  бог,
на своих ногах"".
   На это донесение царь отвечал приставу:  "Ты  б  старцу  Филарету  платье
давал из монастырской казны и покой всякий к нему держал, чтоб ему нужды  ни
в чем не было; если он захочет стоять на крылосе, то позволь, только б с ним
никто из тутошних и прихожих людей ни о чем не разговаривали; малому у  него
в келье быть не вели, вели с ним жить в келье старцу, в котором бы воровства
никакого не чаять. А которые люди станут  в  монастырь  приходить  молиться,
прохожие или тутошные крестьяне и вкладчики,  то  вели  их  пускать,  только
смотри накрепко, чтобы к старцу Филарету к келье никто не подходил, с ним не
говорил и письма  не  подносил  и  с  ним  не  сослался".  Эти  распоряжения
относились  к  1602  году;  в  1605-м  пристав  Воейков  жаловался  царю  на
послабление сийского игумена Ионы Филарету; вот что писал  Борис  к  игумену
Ионе в марте месяце: "Писал к  нам  Богдан  Воейков,  что  рассказывали  ему
старец Иринарх и старец  Леонид:  3  февраля  ночью  старец  Филарет  старца
Иринарха бранил, с посохом к нему прискакивал, из кельи его выслал вон  и  в
келью ему к себе и за собою ходить никуда не велел; а живет  старец  Филарет
не по монастырскому чину, всегда смеется неведомо чему и говорит про мирское
житье, про птиц ловчих и про собак, как он в мире жил, и к  старцам  жесток,
старцы приходят к Воейкову на старца Филарета всегда с жалобою, бранит он их
и бить хочет, и говорит им: "Увидите, каков я вперед буду!" Нынешним великим
постом у отца духовного старец Филарет не был, в церковь и  на  прощанье  не
приходил и на крылосе не стоит. И ты бы старцу Филарету велел жить с собою в
келье, да у него велел жить старцу Леониду, и к церкви старцу Филарету велел
ходить вместе с собою да за ним старцу, от дурна его унимал и  разговаривал,
а бесчестья бы ему никакого не делал. А на которого он старца бьет челом,  и
ты бы тому старцу жить у него не велел. Если ограда около монастыря худа, то
ты велел бы ограду поделать, без ограды монастырю  быть  не  гоже,  и  между
кельями двери заделать. А которые люди станут к тебе приходить, и ты  бы  им
велел приходить в переднюю келью, а старец бы в то время был в комнате или в
чулане; а незнакомых людей ты бы к себе не пускал, и нигде бы старец Филарет
с прихожими людьми не  сходился".  Для  объяснения  этого  известия  надобно
вспомнить, что в 1605 году шатость, брожение  умов  были  во  всей  силе  от
появления  и  успехов  самозванца,  следовательно,  мысль  о  скорой  гибели
Годуновых не могла  не  прийти  в  голову  игумену  Ионе,  который,  сообщив
Филарету о событиях,  начал  обращаться  с  ним  снисходительнее;  невольный
постриженник с своей стороны не мог удержаться от мысли о скором конце своих
бедствий, о скорой перемене к лучшему вследствие гибели  своего  гонителя  -
вот откуда этот  смех  неведомо  чему  и  нетерпение  при  грубом  обращении
старцев, которые по-прежнему видели  в  нем  опального  человека.  Любопытно
также известие, что Филарет любил разговаривать о птицах ловчих  и  собаках:
здесь мы видим родовую страсть к охоте, которая была  так  сильна  во  внуке
Федора Никитича, царе Алексее Михайловиче, и в  правнуке  последнего,  Петре
II. Кроме Романовых,  оставались  еще  знаменитые  фамилии,  которых  боялся
Годунов. Князь Федор Иванович Мстиславский по-прежнему стоял в челе  знатных
родов, по-прежнему занимал  первое  место  в  Думе;  но,  подобно  отцу,  по
характеру своему должен был уступать на деле первое  место  старшему  другой
знаменитой фамилии, князю Василью Ивановичу  Шуйскому,  превосходившему  его
живостию, способностию к начинанию дела, многочисленностию сторонников.  Но,
страдая завистною злобою, Борис одинаково подозревал и деятельного  Шуйского
и более спокойного Мстиславского, потому  что  оба  равно  превосходили  его
знатиостию рода; не имея улик  явных,  обоих  одинаково  преследовал,  мучил
своею подозрительностию, у обоих отнял  семейное  счастие,  не  позволив  им
жениться,  чтоб  отсутствием  потомства  отнять  побуждение  к  честолюбивым
замыслам; над обоими  вследствие  этого  мелкодушия,  недоверчивости  Бориса
висел постоянно нож, что, разумеется, делало существование их невыносимым  и
должно было наполнять сердца их страшною  ненавистию.  Несколько  раз  Борис
удалял Шуйского от двора и  потом  опять  приближал,  пытал  людей  невинных
только за то, что они посещали иногда Шуйских, даже  и  в  то  время,  когда
последние были в милости; видели также,  что  Борис  считал  своими  врагами
князей Голицыных, Татева, Лыкова. Из князей Гедиминовичей по способностям  и
энергии рядом с рюриковичем  Шуйским  мог  стать  князь  Василий  Васильевич
Голицын, представитель знаменитого Патрикеевского рода; мы  увидим,  что  он
питал сильную ненависть к Годуновым и не разбирал средств для удовлетворения
этой ненависти.
   Борис  был  не  способен  величием  духа  обезоружить   ненависть   людей
родовитых, был не способен и  поддержать  расположение  к  себе  большинства
народа  вследствие  той  же  подозрительности  и  мелочности   взгляда.   Он
подозревал  народ  в  нерасположении  к  себе  и,   чтобы   уничтожить   это
нерасположение, к  какому  средству  прибег  он?  Он  приказал  всем  читать
особенную молитву при заздравной  чаше.  Здесь  высказалась  также  одна  из
болезней тогдашнего общества, вера в господство внешнего, формы,  буквы  над
внутренним, духовным; Годунов верил, что молитва, произнесенная  языком  без
ведома духа,  будет  действительна.  И  тут  Годунов  по  мелкодушию  своему
стремился  показать  народу,  что  он  не  похож  на  древних   прирожденных
государей, которые не нуждались в особенных  молитвах,  кроме  установленных

Страницы: «« « 815   816   817   818   819   820   821   822   823  824   825   826   827   828   829   830   831   832   833  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен