Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Томилов В.В. - Маркетинг рабочей силы

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 80
Размер файла: 377 Кб
Страницы: «« « 21   22   23   24   25   26   27   28   29  30   31   32   33   34   35   36   37   38   39  » »»

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные
созидательные качества которого целиком определяют конкурентоспособность и
прибыльность предприятия. Она является основным ресурсом и определяется
совокупностью физических, умственных и духовных способностей, благодаря
которым человек может участвовать в трудовой деятельности.

Особенность "рабочей силы" как товара состоит в том, что собственником и
носителем этого товара является работник со всеми его правами человека и
гражданина общества, на страже которых стоит общество. Работодатель не
может использовать работника по своему произволу, он должен соблюдать
общественные нормы и морали, требования государственного законодательства и
международных конвенций, регулирующих рынок труда. Работодатель не имеет
права нарушать законодательство о продолжительности рабочего времени, об
оплате труда, о безопасности труда в различных условиях.

Еще важнее та особенность товара "рабочая сила", что этот товар
производственного назначения, личный фактор производства в отличии от
общественных факторов (орудий и средств труда, инструментов, сырья, зданий,
сооружений, земли и т.п.). Но суть его в том, что он является решающим
фактором производства, а работник - главной производительной силой. Это
признает и хозяйственная практика, и экономическая наука.

Особенность товара "рабочая сила" заключается также в том, что его нельзя
положить на склад на хранение, как это можно сделать в отношении других
товаров. Скажем, если работник не продал свою способность к труду, то ему,
как собственнику товара, нет никакой пользы от этого. Более того, он не
будет иметь дохода, стало быть, всех, необходимых для своего существования,
жизненных средств. Тем не менее, способность к труду будет требовать все
новых жизненных средств для ее поддержания. Количество этих жизненных
средств и их цена на рынке потребительских товаров, необходимых работнику
для поддержания способностей к труду, определены еще до продажи "рабочей
силы" и нужны ему постоянно, независимо от того, продал или не продал он
свой труд. Эта особенность товара "рабочая сила" имеет огромное значение
для рыночной экономики в целом. Уместно заметить в связи с этим, что во
всех странах рыночной экономики труд оплачивается работодателем после того,
как использовался им в течении некоторого времени, установленного договором
о купле-продаже "рабочей силы", скажем, в конце каждой недели. Наемный
работник дает использовать свою рабочую силу раньше, чем она оплачивается,
т. е. работник как бы кредитует работодателя. Это доказывается в тех
случаях, когда работодатель оказывается неплатежеспособным в результате
банкротства, и работник теряет свою заработную плату(при отсутствии
соответствующей системы страхования).

Как и всякий товар, рабочая сила имеет потребительную стоимость. Продавец
фактически отдает лишь проданную им потребительную стоимость рабочей силы.
Покупателю товара принадлежит потребление способности к труду.
Маркетинговое понятие потребительной стоимости рабочей силы включает
целостную, интегральную характеристику товара под углом измерения его
потенциальных возможностей для удовлетворения рыночных интересов каждого из
участников деятельности.

В наиболее общем плане потребительная стоимость товара "рабочая сила"
представлена следующими характеристиками:

1. Основные характеристики, определяемые предназначением товара "рабочая
сила" определенного уровня и содержания профессиональных знаний, навыков,
умений.

2. Физические характеристики, определяемые демографическими особенностями
рабочей силы, а именно пол, возраст, семейное положение, место жительства и
т. д.

3. Расширенные характеристики, определяемые особенностями
психо-мотивационного механизма профессиональной деятельности (способностями
и мотивами к труду), целеустремленность и активность, работоспособность,
культурный уровень.

4. Специфические характеристики, связанные с конкретными особенностями
требований потребителя к качеству товара "рабочая сила". Среди таких
характеристик можно выделить: уровень профессиональной гибкости, степень
географической мобильности, преимущества перед конкурентами,
коммуникабельность, лояльность, владение персональным компьютером и
иностранным языком, наличие водительских прав и т. п.

В табл.3 представлены характеристики товара "рабочая сила".

Таблица 3

Характеристики товара "рабочая сила"

--- Table start-------------------------------------------------------------
Характеристика |

Расшифровка характеристики |
----------------------------------------------------------------------------

1. Основное предназначение рабочей силы: |   |
----------------------------------------------------------------------------

- предмет труда |

природа, техника, знаковая система, человек, художественный образ,
экономика |
----------------------------------------------------------------------------

- средства труда |

ручной труд, труд операторов механизмов, труд операторов автоматизированных
машин и механизмов; функциональные орудия труда: осознанно применяемые

Страницы: «« « 21   22   23   24   25   26   27   28   29  30   31   32   33   34   35   36   37   38   39  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Томилов В.В., Маркетинг рабочей силы