|
Главная - Наука - История
Эберс Георг - Император Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 172 Размер файла: 1093 Кб Страницы: «« « 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 » »» - Может быть.
- И по изготовлении каждого бюста, - продолжала матрона, - она
пыталась собственноручно изменить то, что ей в особенности не нравилось.
- Я только пролагала путь для работы рабов, - прервала Бальбилла свою
спутницу. - Впрочем, мои люди мало-помалу достигли известного навыка в
разбивании.
- Значит, моему будущему произведению предстоит, по крайней мере,
быстрый конец, - вздохнул Поллукс. - Конечно, все рождающееся является в
мир со своим смертным приговором.
- А для тебя была бы прискорбна быстрая кончина твоего произведения?
- Да, если я найду его удавшимся; нет, если найду его плохим.
- Кто сохраняет плохой бюст, - сказала Бальбилла, - тот сам заботится
о том, чтобы сохранить о себе в потомстве незаслуженную дурную молву.
- Конечно. Но откуда у тебя берется мужество в шестой раз подвергаться
подобной клевете, которую так трудно уничтожить?
- Я черпаю его в том, что могу велеть уничтожить что мне угодно, -
засмеялась избалованная девушка. - Спокойное сидение не по моей части.
- Совершенно верно, - вздохнула Клавдия. - Однако же от тебя она ждет
чего-нибудь хорошего.
- Благодарю, - отвечал Поллукс. - И я употреблю все усилия, чтобы
создать нечто соответствующее тому, чего я требую от мраморной статуи,
заслуживающей сохранения.
- В чем же состоят твои требования?
Поллукс несколько мгновений подумал, затем отвечал:
- Я не всегда нахожу подходящее слово для выражения того, что чувствую
как художник. Пластическое изображение, которое может удовлетворить своего
творца, должно отвечать двум требованиям: во-первых, оно должно в
сходственных с внешней стороны формах показать потомству, что скрывалось в
изображенном человеке; далее, оно должно наглядно показать тому же
потомству, что было в состоянии сделать искусство того времени, к которому
относится изображение.
- Это пожалуй что так. Но ты забываешь о себе самом.
- То есть о своей славе?
- Именно.
- Я работаю для Папия и служу искусству. Этого мне достаточно.
Покамест ни слава не спрашивает обо мне, ни я о ней.
- Но ведь ты отметишь мой бюст своим именем?
- Почему же нет?
- Мудрый Цицерон!
- Цицерон?
- Ты, конечно, вряд ли знаешь замечание старого Туллияпишущие о тщете славы, ставят, однако же, свои имена на книгах.
______________
- Я не пренебрегаю лавровым венком, но не хочу добиваться ничего
такого, что имеет для меня цену только тогда, когда достается само потому,
что должно мне достаться.
- Хорошо. Но твое первое условие было бы исполнимо для тебя лишь в том
случае, если бы тебе удалось узнать мои мысли, мои чувства - словом, все
мое внутреннее существо.
- Я вижу тебя и говорю с тобою, - возразил Поллукс.
Клавдия громко засмеялась и вскричала:
- Разговаривай с нею вместо четырех часов столько же лет, и ты всегда
будешь открывать в ней что-нибудь новое. Не бывает недели, в которую она не
задавала бы Риму какой-нибудь загадки. Эта беспокойная сумасбродная головка
никогда не унимается, но зато это золотое сердце остается всегда и во всем
одинаковым.
- И ты думаешь, что это для меня новость? - спросил Поллукс. -
Беспокойный ум моей натурщицы я узнаю по ее лбу и губам, а какова ее душа -
это выдают мне глаза.
- И мой курносый нос? - спросила Бальбилла.
- Он свидетельствует, что Рим прав, когда твои веселые причуды
приводят его в изумление.
- Все-таки ты работаешь, может быть, не для молотка рабов? -
засмеялась Бальбилла.
- Если бы это было и так, то все же мне останется воспоминание об этом
приятном часе.
Архитектор Понтий прервал ваятеля, прося у Бальбиллы извинения в том,
что помешал сеансу. Он объявил, что требуется немедленно совет Поллукса в
одном очень важном деле, но через десять минут художник вернется к своей
работе.
Как только женщины остались одни, Бальбилла встала и с любопытством
начала осматривать обнесенную ширмами мастерскую скульптора, а ее спутница
сказала:
- Этот Поллукс - любезный молодой человек, но он несколько
бесцеремонен и слишком жив.
- Художник! - отвечала Бальбилла, которая перевернула каждый бюст,
каждую табличку с рисовальными этюдами ваятеля, подняла покрывало на
восковой модели Урании, попробовала звук лютни, висевшей на одной из
перегородок, побывала то здесь, то там и наконец остановилась перед
каким-то большим, плотно окутанным платками куском глины в углу мастерской.
- Что бы это могло быть? - спросила Клавдия.
- Наверное, какая-нибудь новая наполовину оконченная модель.
Бальбилла пощупала кончиками пальцев стоявшее перед нею изваяние и
сказала:
- Мне кажется, это голова. Во всяком случае, нечто особенное! На
блюдах, так плотно закрытых, часто лежат лучшие кушанья. Разоблачим-ка это
закутанное изображение.
- Кто знает, что это такое, - предостерегала Клавдия, сама распуская
шнурок, связывавший платки, которые скрывали бюст. - В подобных мастерских
бывают часто диковинные вещи.
- Пустяки! Это только человеческая голова; я чувствую это! - вскричала
Бальбилла.
- А все-таки нельзя знать, - прибавила матрона и развязала один узел.
- Эти художники такие необузданные и ненадежные люди.
- Захвати вот этот уголок, я приподниму здесь, - попросила Бальбилла,
и мгновение спустя карикатурное изображение молодой римлянки, вылепленное
Адрианом в прошлый вечер, стояло перед поэтессой во всем своем подчеркнутом
безобразии.
Страницы: «« « 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |