Главная - Наука - История
Эберс Георг - Император Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 172 Размер файла: 1093 Кб Страницы: «« « 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 » »» - Может быть. - И по изготовлении каждого бюста, - продолжала матрона, - она пыталась собственноручно изменить то, что ей в особенности не нравилось. - Я только пролагала путь для работы рабов, - прервала Бальбилла свою спутницу. - Впрочем, мои люди мало-помалу достигли известного навыка в разбивании. - Значит, моему будущему произведению предстоит, по крайней мере, быстрый конец, - вздохнул Поллукс. - Конечно, все рождающееся является в мир со своим смертным приговором. - А для тебя была бы прискорбна быстрая кончина твоего произведения? - Да, если я найду его удавшимся; нет, если найду его плохим. - Кто сохраняет плохой бюст, - сказала Бальбилла, - тот сам заботится о том, чтобы сохранить о себе в потомстве незаслуженную дурную молву. - Конечно. Но откуда у тебя берется мужество в шестой раз подвергаться подобной клевете, которую так трудно уничтожить? - Я черпаю его в том, что могу велеть уничтожить что мне угодно, - засмеялась избалованная девушка. - Спокойное сидение не по моей части. - Совершенно верно, - вздохнула Клавдия. - Однако же от тебя она ждет чего-нибудь хорошего. - Благодарю, - отвечал Поллукс. - И я употреблю все усилия, чтобы создать нечто соответствующее тому, чего я требую от мраморной статуи, заслуживающей сохранения. - В чем же состоят твои требования? Поллукс несколько мгновений подумал, затем отвечал: - Я не всегда нахожу подходящее слово для выражения того, что чувствую как художник. Пластическое изображение, которое может удовлетворить своего творца, должно отвечать двум требованиям: во-первых, оно должно в сходственных с внешней стороны формах показать потомству, что скрывалось в изображенном человеке; далее, оно должно наглядно показать тому же потомству, что было в состоянии сделать искусство того времени, к которому относится изображение. - Это пожалуй что так. Но ты забываешь о себе самом. - То есть о своей славе? - Именно. - Я работаю для Папия и служу искусству. Этого мне достаточно. Покамест ни слава не спрашивает обо мне, ни я о ней. - Но ведь ты отметишь мой бюст своим именем? - Почему же нет? - Мудрый Цицерон! - Цицерон? - Ты, конечно, вряд ли знаешь замечание старого Туллияпишущие о тщете славы, ставят, однако же, свои имена на книгах. ______________ - Я не пренебрегаю лавровым венком, но не хочу добиваться ничего такого, что имеет для меня цену только тогда, когда достается само потому, что должно мне достаться. - Хорошо. Но твое первое условие было бы исполнимо для тебя лишь в том случае, если бы тебе удалось узнать мои мысли, мои чувства - словом, все мое внутреннее существо. - Я вижу тебя и говорю с тобою, - возразил Поллукс. Клавдия громко засмеялась и вскричала: - Разговаривай с нею вместо четырех часов столько же лет, и ты всегда будешь открывать в ней что-нибудь новое. Не бывает недели, в которую она не задавала бы Риму какой-нибудь загадки. Эта беспокойная сумасбродная головка никогда не унимается, но зато это золотое сердце остается всегда и во всем одинаковым. - И ты думаешь, что это для меня новость? - спросил Поллукс. - Беспокойный ум моей натурщицы я узнаю по ее лбу и губам, а какова ее душа - это выдают мне глаза. - И мой курносый нос? - спросила Бальбилла. - Он свидетельствует, что Рим прав, когда твои веселые причуды приводят его в изумление. - Все-таки ты работаешь, может быть, не для молотка рабов? - засмеялась Бальбилла. - Если бы это было и так, то все же мне останется воспоминание об этом приятном часе. Архитектор Понтий прервал ваятеля, прося у Бальбиллы извинения в том, что помешал сеансу. Он объявил, что требуется немедленно совет Поллукса в одном очень важном деле, но через десять минут художник вернется к своей работе. Как только женщины остались одни, Бальбилла встала и с любопытством начала осматривать обнесенную ширмами мастерскую скульптора, а ее спутница сказала: - Этот Поллукс - любезный молодой человек, но он несколько бесцеремонен и слишком жив. - Художник! - отвечала Бальбилла, которая перевернула каждый бюст, каждую табличку с рисовальными этюдами ваятеля, подняла покрывало на восковой модели Урании, попробовала звук лютни, висевшей на одной из перегородок, побывала то здесь, то там и наконец остановилась перед каким-то большим, плотно окутанным платками куском глины в углу мастерской. - Что бы это могло быть? - спросила Клавдия. - Наверное, какая-нибудь новая наполовину оконченная модель. Бальбилла пощупала кончиками пальцев стоявшее перед нею изваяние и сказала: - Мне кажется, это голова. Во всяком случае, нечто особенное! На блюдах, так плотно закрытых, часто лежат лучшие кушанья. Разоблачим-ка это закутанное изображение. - Кто знает, что это такое, - предостерегала Клавдия, сама распуская шнурок, связывавший платки, которые скрывали бюст. - В подобных мастерских бывают часто диковинные вещи. - Пустяки! Это только человеческая голова; я чувствую это! - вскричала Бальбилла. - А все-таки нельзя знать, - прибавила матрона и развязала один узел. - Эти художники такие необузданные и ненадежные люди. - Захвати вот этот уголок, я приподниму здесь, - попросила Бальбилла, и мгновение спустя карикатурное изображение молодой римлянки, вылепленное Адрианом в прошлый вечер, стояло перед поэтессой во всем своем подчеркнутом безобразии. Страницы: «« « 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |