|
Главная - Наука - История
Блок Марк - Апология истории Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 41 Размер файла: 298 Кб Страницы: «« « 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 » »» и тем, что делается, допускали такую дистанцию, которая нас поражает: ведь
пожалованная им привилегия бесспорно подлинная.
Настоящий прогресс начался с того дня, когда сомнение стало, по
выражению Вольнея, "испытующим"; другими словами, когда были постепенно
выработать объективные правила, позволявшие отделять ложь и правду. Иезуит
Папеброх, которому чтение "житий святых" внушило величайшее недоверие ко
всему наследию раннего средневековья, считал поддельными все меровингские
дипломы, хранившиеся в монастырях. Нет, ответил ему Мабильон, хотя бесспорно
есть дипломы, целиком сфабрикованные, подправленные или интерполированные.
Но существуют и дипломы подлинные и их можно отличить. Таким образом, год
1681 -- год публикации "De Re Diplomalica" -- поистине великая дата в
истории человеческого разума: наконец-то возникла критика архивных
документов.
Впрочем, и во всех других отношениях это был решающий момент в истории
критического метода. У гуманизма предшествующего столетия были свои попытки,
свои озарения. Дальше он не пошел. Что может быть характерней, чем пассаж из
"Опытов", где Монтень оправдывает Тацита в том, что тот повествует о
чудесах. Дело теологов и философов, говорит он, спорить о "всеобщих
верованиях", историкам же надлежит лишь "излагать" их в точном соответствии
с источниками. "Пусть они передают нам историю в том виде, в каком ее
получают, а не так, как они ее оценивают". Иначе говоря, философская
критика, опирающаяся на концепцию естественного или божественного
толкования, вполне законна. Из остального текста ясно, что Монтень отнюдь не
расположен серить в чудеса Веспасиана, как и во многие другие. Но, делая
чисто исторический разбор свидетельства как такового, он, видимо, еще не
вполне понимает, как этим методом пользоваться. Принципы научного
исследования были выработаны лишь в течение XVII века, чье истинное величие
//48// связывают не всегда с тем периодом, с каким следует, а именно, со
второй .его половиной.
Сами люди того времени сознавали его значение. Между 1680 и 1690 гг.
изобличение "пирронизма в истории" как преходящей моды было общим местом.
"Говорят,-- пишет Мишель Левассер, комментируя это выражение,-- что сущность
ума состоит в том, чтобы не верить всему подряд и уметь многократно
сомневаться". Само слово "критика", прежде означавшее лишь суждение вкуса,
приобретает новый смысл проверки правдивости. Вначале его употребляют в этом
смысле лишь с оговорками. Ибо "оно не вполне в хорошем вкусе", т. е. в нем
есть какой-то технический привкус. Однако новый смысл постепенно приобретает
силу. Боссюэ сознательно от него отстраняется. Когда он говорит о "наших
писателях-критиках", чувствуется, что он пожимает плечами. Но Ришар Симон
вставляет слово "критика" в названия почти всех своих работ. Самые
проницательные, впрочем, оценивают его безошибочно. Да, это словно возвещает
открытие метода чуть ли не универсальной пригодности. Критика -- это "некий
факел, который нам светит и ведет нас по темным дорогам древности, помогая
отличить истинное от ложного". Так говорит Элли дю Пен. А Бейль формулирует
еще более четко: "Г-н Симон применил в своем новом "Ответе" ряд правил
критики, которые могут служить не только для понимания Писания, но и для
плодотворного чтения многих других сочинений".
Сопоставим несколько дат рождения: Папеброх (который, хоть и ошибся в
отношении хартий, заслуживает места в первом ряду среди основоположников
критики в отношении историографии) родился в 1628 г.; Мабильон-- в 1632 г.;
Ришар Симон (чьи работы положили начало библейской экзегезе)-- в 1638.
Прибавьте, помимо этой когорты эрудитов в собственном смысле слова, Спинозу
(Спинозу "Богословско-политического трактата", этого подлинного шедевра
филологической и исторической критики), который родился также в 1632 г. Это
было буквально одно поколение, контуры которого вырисовываются перед нами с
удивительной четкостью. Но надо их еще больше уточнить: это поколение,
появившееся на свет к моменту выхода "Рассуждения о методе".
Мы не скажем: поколение картезианцев. Мабильон, если уж говорить именно
о нем, был благочестивым монахом, ортодоксально простодушным, оставившим нам
в качестве последнего сочинения трактат о "Христианской смерти". Вряд ли он
был хорошо знаком с новой философией, в те времена столь подозрительной для
многих набожных людей, Более того, если до него случайно и дошли кое-какие
ее отзвуки, вряд ли он нашел в ней так уж много мыслей, достойных одобрения.
С другой стороны,-- вопреки тому, что пытаются внушить нам. несколько
страниц Клода Бернара, не в меру, быть может, знаменитых, очевидные истины
математического характера, к которым, по Декарту, методическое сомнение
должно проложить дорогу, имеют мало общих черт со все более приближающимися
к истине гипотезами, уточнением которых, подобно лабораторным наукам,
довольствуется историческая критика. Но для того, //49// чтобы какая-либо
философия наложила отпечаток на целый период ее воздействие вовсе не должно
соответствовать ее букве, и большинство умов может подвергаться ее влиянию
как бы посредством часто полубессознательного осмоса. Подобно картезианской
"науке", критика исторического свидетельства ставит на место веры "чистую
доску". Как и картезианская наука, она неумолимо сокрушает древние устои
лишь для того, чтобы таким путем прийти к новым утверждениям (или к великим
гипотезам), но уже надлежащим образом проверенным. Иными словами,
вдохновляющая ее идея -- почти полный переворот в старых концепциях
сомнения. То ли их язвительность казалась чем-то болезненным, то ли в них,
напротив, находили какую-то благородную усладу, но эту критику прежде
рассматривали как позицию чисто негативную, как простое отсутствие
чего-либо. Отныне же полагают, что при разумном обращении она может стать
орудием познания. Появление данной идеи можно датировать в истории мысли
очень точно.
С тех пор основные правила критического метода были в общем
сформулированы. Их универсальную значимость сознавали так хорошо, что в
XVIII в. среди тем, чаще всего предлагавшихся Парижским университетом на
конкурсе философских работ, мы видим тему, звучащую до странности
современно: "О свидетельствах людей по поводу исторических фактов".
Разумеется, последующие поколения внесли в это орудие много
усовершенствований. А главное, они сделали его гораздо более обобщающим и
значительно расширили сферу его приложения. Долгое время технические приемы критики употреблялись-- я имею в виду
последовательно -- почти исключительно кучкой ученых, экзегетов и любителей.
Писатели, создавшие широкие исторические полотна, не стремились поближе
познакомиться с этими лабораторными предписаниями, на их взгляд слишком
мелочными, и почти не желали знать о результатах такой работы. Но, как
говорил Гумбольдт, нет ничего хорошего в том, что химики "боятся замочить
руки". Для истории опасность подобного расхождения между подготовкой и
свершением -- двоякая. Прежде всего, и очень жестоко, страдают крупные
работы, интерпретирующие историю. Авторы их не только нарушают
Страницы: «« « 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |