|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 » »» брат, также смертный час и конец приближается". Подождавши еще немного,
подозвал Даниила митрополита, владыку коломенского Вассиара, братьев, бояр и
сказал: "Видите сами, что я изнемог и к концу приблизился, а желание мое
давно было постричься; постригите меня". Митрополит и боярин Михаил Юрьевич
хвалили это желание; но другое говорили князь Андрей Иванович, Михайло
Семенович Воронцов и Шигона: "Князь великий Владимир киевский умер не в
чернецах, а не сподобился ли праведного покоя? И иные великие князья не в
чернецах преставились, а не с праведными ли обрели покой?" И был между ними
спор большой. Великий князь подозвал к себе митрополита и сказал ему:
"Исповедал я тебе, отец, всю свою тайну, что хочу монашества; чего так
долежать? Сподоби меня облещись в монашеский чин, постриги меня". Потом, еще
немного подождав, сказал: "Так ли мне, господин митрополит, лежать?" Начал
креститься и говорить: "Аллилуия, аллилуия, слава тебе, боже!" Говорил также
из икосов, слова выбирая. Конец его приближался, язык стал отниматься, но
умирающий все просил пострижения, брал простыню и целовал ее; правая рука
уже не могла подниматься, боярин Михаил Юрьевич поднимал ее ему, и Василий
не переставал творить на лице крестное знамение, смотря вверх направо, на
образ богородицы, висевший передним на стене. Тогда Даниил-митрополит послал
старца Мисаила, велел принесть монашеское платье в комнату; отрицание же
великий князь исповедал митрополиту еще в то время, когда приобщался в
воскресенье, тогда еще сказал: "Если не дадут меня постричь, то на мертвого
положите монашеское платье, потому что это давнее мое желание". Когда старец
Мисаил пришел с платьем, то больной уже приближался к концу; митрополит,
взявши епитрахиль, подал через великого князя троицкому игумену Иоасафу. Но
князь Андрей Иванович и боярин Воронцов стали и тут противиться пострижению;
тогда митрополит сказал князю: "Не будь на тебе нашего благословения ни в
сей век, ни в будущий; хорош сосуд серебряный, а лучше позолоченный".
Великий князь отходил; спешили совершить пострижение; близ умирающего стоял
Шигона, который потом рассказывал, как дух вышел из него в виде тонкого
облака.
Так скончался великий князь Василий, в монашестве Варлаам, 3 декабря
1533 года, с середы на четверг, в 12-й час ночи. Поднялся плач и рыдание
неутешное во всех людях; митрополит и бояре унимали людей от плача, но
голосов их было не слыхать; великая княгиня еще не знала о кончине мужа,
потому-то бояре унимали людей от громкого плача, чтоб не было слышно в
хоромах у Елены; митрополит, отведши братьев великого князя, Юрия и Андрея,
в переднюю избу, взял с них присягу служить великому князю Ивану Васильевичу
всея Руси и его матери, великой княгине Елене, жить в своих уделах, стоять в
правде, на чем целовали крест великому князю Василию, а государства под
великим князем Иваном не хотеть и людей от него. не отзывать, против
недругов, латинства и бусурменства стоять прямо, сообща, заодно; взята была
также присяга с бояр, боярских детей и княжат. Исполнивши это дело,
митрополит с удельными князьями и боярами отправился к великой княгине
утешать ее, но Елена, увидав их, упала замертво и часа с два лежала без
чувств.
У тела Васильева оставались в это время игумен троицкий Иоасаф и старец
Мисаил Сукин; монахи Иосифова монастыря одевали покойника по иноческому
образу, положили под него постель черную, тафтяную, принесли из Чудова
монастыря одр и положили на него тело. Когда великий князь преставился, то
дьяки его крестовые с протопопом начали служить заутреню, часы, каноны, как
было при живом; по совершении этих служб пущен был народ прощаться: боярские
дети, княжата, гости и всякие люди, и был плач большой между всеми. Утром на
другой день, в четверг, митрополит велел звонить в большой колокол; бояре
велели выкопать для покойного могилу подле отца и привезли гроб каменный;
когда все было готово, монахи троицкие и иосифовские вынесли на головах тело
при пении: "Святый боже". Когда снесли на площадь, то вопль народный
заглушил звон колоколов; великую княгиню Елену вынесли в санях на себе дети
боярские; подле нее шли двое князей Шуйских, Иван и Василий, боярин
Воронцов, князь Михаил Глинский и боярыня княгиня Мстиславская.
Старую духовную грамоту великий князь сжег, как мы видели: она была
написана еще до развода с первою женою; новая, предсмертная, также не дошла
до нас; дошел только договор Василия с братом Юрием, написанный совершенно в
старых формах, точно так же как был написан договор между ними еще при жизни
отца, Иоанна III; Юрий по-прежнему обязался держать племянника Иоанна
старшим братом и господином. Из приведенного рассказа о кончине Василия ясно
можно усмотреть, однако, недоверчивость, которую питал великий князь к брату
Юрию и которая объясняется просьбою Яганова и взаимно объясняет ее. Гораздо
дружественнее были отношения великого князя к другому брату, Андрею; это
могло зависеть как от характера Андрея, так преимущественно и от того, что
он был младший и при жизни Юрия не мог и не имел выгоды предпринимать
что-нибудь против великого князя и его сына, следовательно, не мог
возбуждать такой подозрительности, как старший, Юрий, которому труднее было
отказаться от недавних прав дядей пред племянниками; мы знаем о неприятных
столкновениях великого князя с братьями Юрием, Димитрием, Семеном, но не
знаем ничего о неприятностях с Андреем. Правление Василия обыкновенно
называют продолжением правления Иоаннова-отзыв справедливый в том смысле, в
каком правление Иоанна можно назвать продолжением правления князей
предшествовавших. Издавна одно предание, одни стремления и цели передавались
друг другу всеми князьями московскими и даже вообще всеми князьями Северной
Руси; мало того, что эти князья имели одинакие цели, они употребляли
обыкновенно одинакие средства для их достижения. Отсюда все эти князья
поразительно похожи друг на друга, сливаются в один образ, являются для
историка как один человек. Действительно ли было так, действительно ли все
они были так похожи друг на друга? Ничто не мешает нам предполагать
основного родового сходства в их характерах: кроме кровной передачи на
образование одинаких характеров имела могущественное влияние самая
одинаковость положения, одинаковость среды, в которой они все обращались,
под впечатлениями которой они вырастали и скреплялись. Для каждого из них с
самого нежного возраста выдвигались на первый план одни и те же, немногие,
но важные предметы, на которых сосредоточивалось всеобщее внимание, о
которых все говорило и при обращении с которыми издавна употреблялись
одинакие приемы; в этих приемах заключалась единственная наука для
молодых-мудрость дедов и отцов, переходившая по завещанию. Мы замечаем, что
родовое сходство резко выражается в членах тех фамилий, которые сознают
важность своего общественного положения, стараются сохранить эту важность,
имеют известные, определенные нравственные и политические взгляды и начала,
по которым стараются постоянно действовать. Итак, во всех князьях московских
могло быть общее родовое сходство в характерах; хотя, с другой стороны, мы
не имеем права отрицать и различия: при одинаковости общих взглядов и
стремлений один князь мог при этих стремлениях обнаружить более смысла и
Страницы: «« « 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |