Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Томилов В.В. - Маркетинг рабочей силы

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 80
Размер файла: 377 Кб
Страницы: «« « 33   34   35   36   37   38   39   40   41  42   43   44   45   46   47   48   49   50   51  » »»

происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и
стоимость их получает общественное признание через механизм цен также на
рынке.

Одним из основных факторов производства является рабочая сила. Конечно,
рабочая сила как производственный ресурс имеет свои особенности. Главная из
них состоит в том, что рабочая сила неотделима от человека и несет
социальный и политический аспект. У рабочих, в отличие от машин, имеются
права, и на защите этих прав в современной рыночной экономике стоят
профсоюзы и государство.

Вместе с тем, несмотря на отмеченную выше специфику рабочей силы, при ее
исследовании как фактора производства можно применять тот же самый
инструментарий, что и при изучении иных производственных ресурсов. Нам
предстоит выяснить, как устанавливается цена на рабочую силу в отраслях и
на отдельных предприятиях в зависимости от спроса и предложения на нее.

Цена рабочей силы представляет собой денежное выражение ее стоимости,
отражающей дифференцированный по сегментационным признакам уровень
необходимых затрат на воспроизводство рабочей силы с учетом складывающегося
соотношения между спросом и предложением на рынке труда. Цена рабочей силы
может служить основой при формировании политики дифференциации уровня
оплаты труда на предприятии, в отрасли, регионе, а также при установлении
договорных условий оплаты труда конкретным работникам, нанимаемым
работодателем.

Для рынка рабочей силы в условиях совершенной конкуренции характерны
следующие черты:

1) на рынке взаимодействуют столько продавцов и покупателей рабочей силы,
что никто из них не оказывает давления на ставки заработной платы;

2) все рабочие имеют одинаковый уровень квалификации;

3) рабочие мобильны, нет никаких препятствий для перехода с одного места
работы на другое.

Несомненно, реальная жизнь гораздо богаче и сложнее этих допущений, но
предлагаемый уровень абстракции необходим для выяснения закономерностей,
присущих рынку рабочей силы.

Спрос на продукт со стороны отдельного предприятия, прежде всего, зависит
от спроса на продукцию, производимую с помощью данного вида труда, ибо
спрос на рабочую силу, как и на любой иной ресурс, является производным.
Важным фактором, определяющим спрос на рабочую силу, выступает предложение
других производственных ресурсов, прежде всего, капитала. На спрос
существенное воздействие оказывает также производительность труда в отрасли.

Отдельное предприятие, решая вопрос о том, какое количество рабочих ей
следует нанимать, должна определить цену спроса на рабочую силу (т.е.
уровень заработной платы). Цена же спроса на любой фактор производства
зависит от его предельной производительности, или в данном случае - от
предельной производительности труда. Предельная производительность труда -
это приращение объема выпускаемой продукции, вызванное использованием
дополнительной единицей рабочей силы, при условии, что другие факторы
производства являются неизменными.

Рассмотрим определение спроса на труд со стороны отдельного предприятия на
условном примере (табл.6). Как следует из таблицы, предприятие, нанимая
второго рабочего, увеличивает объем продукции с 10 до 25 единиц, т.е.
предельный продут труда второго рабочего составляет 15 единиц, третьего
рабочего - 9 единиц (34 - 25) и т.д. Но предприятие заинтересовано не
только в приросте продукции, но и в том, какую "отдачу" дает каждый
дополнительно нанятый рабочий, или какой прирост дохода он обеспечивает
предприятию.

Поэтому важно исчислить предельный продукт труда в денежном выражении.
Напомним, предприятие функционирует в условиях совершенной конкуренции, а
значит, она не может воздействовать на цену продукции, которая является
неизменной и в нашем примере составляет 30 тыс. руб. Тогда, вычисляя
предельный продукт труда в денежном выражении по формуле:

MRP = MR xP

Находим, что предельный продукт труда 1-го рабочего равен 300 т.руб. (10х30
т.руб. = 300 т.руб.), 2-го рабочего - 450 т.руб. (15 х 30 = 450 т.руб.),
3-го рабочего - 270 т.руб. и т.д.

Таблица 6

--- Table start-------------------------------------------------------------
Число нанятых рабочих |

Объем произведенной продукции (единиц) |

Предельный продукт труда (единиц) |

Цена единицы продукции (руб.) |

Предельный продукт труда в денежном выражении (т.руб.) |
----------------------------------------------------------------------------

0 |

0 |   |   |   |
----------------------------------------------------------------------------

1 |

10 |

Страницы: «« « 33   34   35   36   37   38   39   40   41  42   43   44   45   46   47   48   49   50   51  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Томилов В.В., Маркетинг рабочей силы